Бизнес в грузоперевозках: как все сделать правильно?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бизнес в грузоперевозках: как все сделать правильно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Мелким фирмам или частникам, которые начинают бизнес на грузоперевозках, выгоднее оформить ИП – можно будет работать на специальных налоговых режимах УСН или ПСН. При увеличении штата, парка техники и прибыли, придется перейти на ООО.

Особенности сферы грузоперевозок

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Что учесть при организации бизнеса?

  1. Проанализировать деятельность конкурентов в регионе, определить актуальные виды товаров для доставки, удобные автомобили и т.д.

  2. Разработать бизнес-план, включив в него:

  • этапы реализации проекта;

  • маркетинговую стратегию;

  • расчет затрат на оборудование и транспорт;

  • оценку прибыли и периода окупаемости;

  • оценку рисков и меры по их снижению.

  1. Важно осознавать, что грузоперевозки — бизнес, требующий соблюдения всех законодательных норм.

Иные обязательные документы по грузоперевозкам

В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:

  • Водительское удостоверение.
  • Паспорт транспортного средства.
  • Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
  • Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
  • Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
  • Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
  • Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
  • Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.

В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.

Что лучше для грузоперевозок: компания, ИП или самозанятость?

Чтобы заниматься бизнесом, необходима регистрация в налоговой, так как перевозки грузов связаны с материальной ответственностью. Клиентам потребуются официальные документы: ТТН, акты выполненных работ, счета-фактуры, чеки.

Чтобы осуществлять грузоперевозки, открыть свое дело можно в следующих форматах:

  • Самозанятость – новый формат регистрации бизнеса, подразумевающий, что человек работает на себя сам, не привлекая наемных работников. При такой организации не требуется ведение документации, оформление и сдача отчетности, онлайн касса. Каждую полученную оплату от клиента фиксируют в мобильном приложении, на сайте ФНС или банка. Там же печатают электронный чек. Перед тем, как открыть компанию по грузоперевозкам с нуля, можно попробовать поработать в качестве самозанятого.
  • ИП – следующая «ступень» бизнеса. Предприниматель – физическое лицо, сам отвечает за свой бизнес, в том числе – собственным имуществом. Он может нанимать сотрудников, использовать любую систему налогообложения, не ограничен в доходах. Можно открыть ИП для грузоперевозок на своей машине, или нанять сотрудников для работы в целом автопарке. В зависимости от выбранного режима налогообложения и количества наемных работников, у ИП может быть простая отчетность и небольшой процент налога на доход, или он может открыть транспортную компанию по грузоперевозкам с миллионными оборотами.
  • ООО – это юридическое лицо, бизнес, который можно открывать в доле с партнерами. Открыть ООО для грузоперевозок дороже и сложнее, закрыть, если что-то пойдет не так – еще труднее. Однако участник ООО не отвечает за его деятельность своим имуществом, не обязательно руководит делом сам – может нанять генерального директора. Такой бизнес выглядит солиднее на рынке услуг, крупные заказчики охотнее работают с юридическими лицами, а не ИП.
Читайте также:  "Обеспечение жильём молодых семей"

Выгодно ли заниматься грузоперевозками

Чтобы не вести бизнес по грузоперевозкам в убыток, необходимо заранее просчитать, какую прибыль он способен принести. Для этого от предполагаемых доходов вычитают себестоимость перевозки. В себестоимость включают затраты:

  • на аренду техники;

  • обслуживание инвентаря;

  • горюче-смазочные материалы;

  • заработную плату персонала.

Также к себестоимости относят возможные косвенные затраты:

  • накладные расходы;

  • питание водителей;

  • услуги связи;

  • заработную плату менеджеров.

Какие затраты в бизнесе по грузоперевозкам учесть новичкам

Необходимо понимать, что доход от бизнеса по перевозке грузов нестабилен даже для опытных предпринимателей. Потому что никто не застрахован от форс-мажорных обстоятельств, связанных с дорогой. Также влияние может оказывать экономический кризис или регулярно обновляемые правила оформления перевозок.

Расходы условно делят на три категории:

  1. Постоянные — они неминуемы и не зависят от того, на ходу машина или нет. Сюда входят, например, обслуживание расчетного счета, страховые взносы, транспортный налог, стоимость техосмотра, медицинские справки, тахограф и его обслуживание, карта водителя, оплата мест стоянки, базовые ремонтные работы.

  2. Рейсовые — преимущественно топливные расходы, которые могут отличаться в зависимости от тяжести груза, условий погоды, состояния дороги и автомобиля. Остальная часть рейсовых расходов складывается из оплаты проезда по платным трассам, въездов, стоянок на трассе. Также подсчитывают расходы на шины, масло, фильтры, стекла, лампочки и прочие технические жидкости и детали автомобиля, которые изнашиваются и требуют ремонта или замены.

  3. Внеплановые — эти расходы предугадать нельзя. Сюда входят ремонт внезапных поломок, штрафы, возмещение недостачи груза, устранение последствий ДТП.

Как искать клиентов для грузоперевозок

Без постоянных клиентов нельзя рассчитывать на поток заказов и бесперебойный заработок. Этим вопросом следует заняться сразу после покупки или аренды машины. Нужно сделать следующее:

  1. Определиться с территориальным покрытием, направлениями маршрутов. Где будет происходить транспортировка груза, какие будут пробеги, планируется ли отправлять товар за границу.

  2. Выбрать тип перевозимых грузов. Необходимо, чтобы товары соответствовали транспортным габаритам и условиям перевозок.

  3. Стоит определиться, нужен ли для решения деловых вопросов офис. И если да, арендовать его.

  4. Разместить объявления об услугах на разных площадках.

Выбор системы налогообложения: что лучше патент или УСН на грузоперевозки?

Однозначного ответа здесь вы не получите, прежде чем выбрать, на какой спецрежим переходить необходимо посчитать налоговую нагрузку, которая ляжет на вас от обоих режимов. При этом если для расчета налога при ПНС используется потенциальный доход и стоимость патента определить будет легко, при УСН, особенно при 15% ставке налога (Доход-Расход), необходимо тщательно планировать все предстоящие статьи затрат и доходов. Принципиальные различия этих двух режимов в следующем:

Признак УСН Патент
Территориальные ограничения нет есть
Обязательные страховые и иные взносы ПФР, ФОМС, ФСС по ставкам, установленным в НК Фиксированная ставка 20%
Учет расходов на взносы при расчете налогооблагаемой базы да нет

На каких условиях предоставляется патент

К получению патента на осуществление грузоперевозок допускаются исключительно индивидуальные предприниматели. В случае возникновения потребности в участии в ПСН у физических лиц, которые решили заняться грузоперевозками, для начала потребуется получить статус индивидуального предпринимателя. В дальнейшем можно приступать к покупке патента для производства рассматриваемой сферы деятельности. Для расширения оказываемых услуг, например, транспортировка людей, понадобится покупать отдельный патент.

По отношению к количественному составу автопарка, укомплектованного для грузоперевозок, ограничений нет. Можно вести частный бизнес как с использованием одного легкового автомобиля, так и с помощью десятков видов транспорта различной грузоподъёмностью.

Сколько патентов нужно покупать для грузоперевозок между регионами

Межрегиональному ИП-грузоперевозчику достаточно купить 1 патент, если в остальных субъектах РФ находятся только его клиенты-грузополучатели и грузоотправители. Однако, ИП вправе получать доходы от ведения своего бизнеса только в том регионе РФ, где он встал на учет в ИФНС и перешел на ПСН.

Кроме того, согласно разъяснениям Минфина, если ИП перешел на ПСН и получил патент в своем регионе прописки и госрегистрации своего ИП, то он вправе оформить еще один патент в ином российском регионе. В то же время бывает так, что договор перевозки груза заключается в том регионе РФ, где ИП оформил патент, а пункт отправления (назначения) груза расположен в ином субъекте РФ. Тогда ИП вправе не оформлять второй патент во втором другом регионе РФ.

В итоге бизнесмен вправе заниматься межрегиональной грузоперевозкой в рамках 1-го патента, оформленного по месту госрегистрации его ИП в ИФНС. В регионе госрегистрации ИП на ПСН и оформления договора перевозки груза должны решаться и иные вопросы грузоперевозки: принятие заявок от диспетчера, ремонт авто, найм водителей, принятие оплаты от контрагента и др. Это позицию подтверждают и суды и налоговая.

Пример! Предприниматель прописан в Великом Новгороде. Здесь же он получил патент в ИФНС на грузоперевозку. В итоге, чтобы работать на 1 патенте, именно в Великом Новгороде ИП нужно оформлять со своими контрагентами договора перевозки груза (место составления договора — Великий Новгород). Так, это могут быть договора:

  1. С первым контрагентом — на перевозку груза из Великого Новгорода в Белгород.
  2. Со вторым — на грузоперевозку из Новгородской области в Тамбов.
  3. С третьим — на грузоперевозку из Пскова в Санкт-Петербург.

В данном случае ИП не надо получать доп. патенты.

Ставки налога на профессиональный доход

Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).

10% в отношении профессионального дохода, полученного от:

  • физических лиц (независимо от его размера);
  • иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
  • белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.

20% в отношении профессионального дохода, полученного:

  • от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
  • при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».

Плюсы и минусы дела по доставке грузов

К минусам относят высокий риск профессии водителя, аварийность на дорогах, высокую стоимость новой техники. Кроме того, разорить могут и недобросовестные клиенты, если неправильно оформлять заказы. Таких случаев, увы, немало.

Неподъемным может оказаться и старт. Реальные расчеты многих экспертов показывают, что бизнес оказывается успешным, когда новые малотоннажные грузовики имеют ценник не дороже 600-700 тыс. рублей. Увы, за такие деньги можно взять разве что 3-х и даже 5-летние “Газели”, но их восстановление потребует не только нервов, но и опять-таки денег.

К плюсам относят большие заработки — конечно, если повезет с международными заказами. В то же время опрос бизнесменов показывает, что после 3 лет работы на этом рынке большинству удается найти постоянных клиентов.

Общая характеристика проекта (описание компании и оказываемых услуг)

Транспортная компания предназначена для перевозки различных грузов в указанное Заказчиком место. Крупные перевозочные компании владеют солидным парком различного транспорта, начиная от автомобильного, и, заканчивая речным и железнодорожным. Специализация подобных крупных организаций может быть, как в сообщениях внутри страны, так и международных перевозках.

Высокая востребованность на услуги подобного типа вызывает в данной сфере огромную конкуренцию, и потому цена «входного билета «в этот бизнес непомерно высока. Сегодня крупные компании предоставляют следующие основные услуги по перевозкам и сопутствующим им вопросам:

  • грузоперевозки внутри страны и международные автомобильные перевозки;
  • перевозки по железной дороге;
  • перевозки авиатранспортом;
  • комбинированные перевозки, называемые интермодальные и мультимодальные – с задействованием двух или более видов различного транспорта;
  • терминальная обработка грузов на складах;
  • помощь при растаможивании грузов и проведение таможенных консультаций;
  • страхование грузов
  • логистические услуги, консультирование, и аудит.
Читайте также:  Как зарегистрировать ООО самостоятельно в 2023 году - пошаговая инструкция

Кому нужна лицензия на грузоперевозки

В 12 статье закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в отношении автотранспортных перевозок упоминается только пассажирский автобус и транспортировка опасных веществ. Мы не касаемся сферы водного и железнодорожного транспорта. Так же есть производства, связь с которыми предполагает получение разрешения. Например:

  • военно-промышленное (оружие, хим. вещества, секретное оборудование);
  • фармакология (оборот вирусосодержащих, наркотических средств и т. п.);
  • утилизация опасных для жизни и здоровья отходов и пр.

Но к таковым видам перевозок не допускаются юрлица (ООО) и ИП. Поэтому, если ваш тип деятельности не указан в данном нормативе, требовать лицензию на перевозку груза вообще не имеют права. Единственное, кому она нужна — грузоперевозчику, транспортные средства которого пересекают кордоны РФ, т. е., осуществляющие международные рейсы.

Примечание: Нормативы о лицензировании деятельности по предоставлению услуг международных грузоперевозок, на которые ссылались до 2021 года существенно изменены либо утратили силу. Следует опираться на Постановление Правительства РФ №1588 (1/10-20 г.) «О допуске…» к данному виду перевозок. Документ вступил в силу с января 2021, действует до 2027 года.

Поэтому говорить о лицензии, уже не совсем верно, но тем ни менее, мы не разделяем данные понятия, чтобы не запутать читателя. Воспринимайте термины «удостоверение, допуск, разрешение», как ее аналоги.

Как добавить дополнительный автобус в лицензию?

Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:

  • заявление;
  • копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.

В заявлении указываются следующие данные:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • номер автобуса (регистрационный знак);
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
  • необходимость получения выписки из реестра.

Какие системы налогообложения доступны предпринимателям, осуществляющим грузоперевозки

Когда физлицо подает в налоговый орган документы на регистрацию, ему необходимо сообщить о выбранном режиме налогообложения. Если этого не сделать, то по умолчанию будет применяться общий режим (ОСНО).Поэтому задуматься о том, какой налоговый режим выбрать, следует еще до подачи документов. Для этого следует ознакомиться с режимами налогообложения, которые ИП вправе применять при осуществлении грузоперевозок:

  1. ОСНО – общая система налогообложения для предпринимателя является наиболее сложной, так как предполагает большое количество налоговых платежей и значительный перечень представляемой отчетности. При данном налоговом режиме предприниматель должен будет уплачивать НДФЛ, НСД, налог на имущество. И по каждому из указанных налогов представлять отчетность. Для того, чтобы вести учет, правильно рассчитывать суммы налогов и заполнять отчетность, предприниматель должен обладать навыками бухгалтера, либо прибегать к услугам специалистов. В качестве преимущества в применении ОСНО можно отметить возможность сотрудничества с компаниями, являющимися плательщиками НДС. Кроме того, ОСНО не подразумевает ограничения ни по размеру выручки, ни по размеру автопарка.
  2. УСН – упрощенная система налогообложения требует выполнения определенных условий. При этом предприниматель может самостоятельно выбрать подходящую налогооблагаемую базу «доходы» (ставка налога 6%) или «доходы минус расходы» (ставка налога 15%). Ежегодно предпринимателю нужно будет представлять в налоговый орган Книгу доходов и налоговую декларацию.
  3. ЕНВД – единый налог на вмененный доход может применяться в том случае, если автопарк не превышает 20 авто, а численность персонала – не более 100 человек. Налог в размере 15% уплачивается с суммы вмененного дохода, который рассчитывается исходя из физпоказателей и доходности. То есть сумма налога не зависит от дохода, полученного предпринимателем. Отрасли, имеющие право на применение вмененки, содержаться в перечне, утвержденном муниципальными органами власти. Отчитываться предпринимателю нужно будет каждый квартал, подавая в налоговый орган декларацию по ЕНВД.
  4. ПСНО – патентная система налогообложения предполагает ведение предпринимателем учета доходов. А представление налоговых деклараций в ФНС не предусматривается.


Похожие записи:

Добавить комментарий