Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила ведения бухучёта в бюджетных организациях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Отложенные выплаты персоналу
К отложенным выплатам персоналу относятся выплаты персоналу, обусловленные обязанностью субъекта учета по их осуществлению, величина которых на момент их принятия представляет собой расчетно (документарно) обоснованную оценку обязательства с неопределенным временем (финансовым периодом) их исполнения. Таким образом, в этом случае срок не определен, а размер имеет оценочное значение (разд. 3 Рекомендаций).
Объектом учета отложенных выплат персоналу являются отдельные виды обязательств по осуществлению выплат персоналу, в том числе:
-
выплат персоналу в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) актами органа местного самоуправления о государственном пенсионном обеспечении (за исключением пенсионных выплат из бюджета ПФ РФ);
-
выплат, предусмотренных локальными нормативными актами, в связи с достижением работником установленного законодательством РФ пенсионного возраста и (или) стажа работы (далее – пенсионные и иные аналогичные выплаты персоналу).
Проводки по заработной плате в бюджетном учете
В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления (сокращенно — КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок следует добавлять код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией.
- Дт 0 401 20 211 «Расходы по зарплате» Кт 0 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате»
- Дт 0 109 61 211 «Затраты на зарплату в себестоимости готовой продукции» Кт 0 302 11 730
- Дт 0 109 71 211 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг по заработной плате» Кт 0 302 11 730
- Дт 0 109 81 211 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг по зарплате» Кт 0 302 11 730
Правила учёта бюджетных средств
Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом: одновременно по дебету одного счёта и кредиту другого.
Счета бухучёта состоят из трёх групп:
- активных — где отражаются активы предприятия;
- пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
- комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.
Кроме государственных и отраслевых законов, в организации бухгалтерского учёта бюджета нужно опираться на нормы Федеральных стандартов бухучёта (ФСБУ). Они также устанавливают базовые нормы для формирования и эффективного ведения учёта.
Федеральные стандарты бухучёта регулярно пересматривают. Некоторые из них пришли на замену Правилам ведения учёта. В 2022 году вступили в силу следующие ФСБУ:
- 25/2018 — для бухучёта аренды;
- 6/2020 — для ОС;
- 26/2020 — для капитальных вложений;
- 27/2021 — для бухгалтерских документов и документооборота.
Системы оплаты труда работников учреждений
В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).
Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.
При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.
Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате
Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.
Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2021 и в 2021 году
Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что зарегистрированное право государственного (муниципального) учреждения на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав.
Понятие «земля» включает в себя объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т. п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов (п. 79 Инструкции № 157н).
Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.
- одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
- имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
- если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
- обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
- если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.
Например, если организация в феврале 2021 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2021 года.
Эти изменения не касаются обязательств учреждений перед ФНС. Как и ранее, годовые бухгалтерские отчеты сдают на бумажных носителях либо в электронном формате. Срок остался прежним — не позднее 3 месяцев с окончания отчетного периода, то есть до 31 марта. Но 31.03.2021 — воскресенье, следовательно, отчитываемся перед ФНС до 01.04.2021.
Инструкция 174н с изменениями на 2022 год — изменения в плане счетов (счет 104)
Счет 104 00 000 «Амортизация» для учета амортизационных начислений был в скорректирован в значительной степени:
1. Исключены счета:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 104 18 000 | Амортизация прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения |
0 104 21 000 | Амортизация жилых помещений — особо ценного движимого имущества учреждения |
0 104 23 000 | Амортизация сооружений — особо ценного движимого имущества учреждения |
0 104 31 000 | Амортизация жилых помещений — иного движимого имущества учреждения |
0 104 43 000 | Амортизация сооружений — предметов лизинга |
2. Изменилось название группы учета счета 0 104 40 000. Сейчас наименование «Амортизация прав пользования активами», ранее было «Амортизация предметов лизинга».
3. Была введена новая группа учета счета 0 104 40 000 «Амортизация имущества в концессии».
Проводки в бюджетном учете в 2021 году
В инструкции к приказу № 162н приведено множество типовых хозяйственных ситуаций в увязке с проводками, которые необходимо сделать в учете. Также в инструкции есть отдельная таблица с базовыми проводками. При отсутствии подходящей бухгалтерской записи в данной таблице необходимо самостоятельно составить проводку согласно общим требованиям инструкции.
В 2021 году произошел ряд изменений в бюджетном плане счетов, имеющих существенное значение для соответствующих учреждений:
- были включены дополнительные корреспонденции счетов;
- удалены отдельные счета в связи с появлением отдельного плана счетов для казначейства;
- поменялась концепция учета готовых изделий (их стали учитывать по плановой себестоимости);
- скорректированы коды счетов раздела «Санкционирование расходов», из них исключены КОСГУ,которые перестали применяться при бюджетировании расходов;
- в КБК также произошли изменения, в частности из них были изъяты шифры для отражения классификации операций госуправления (КОСГУ).
Описанные корректировки необходимо обязательно применять при ведении бухгалтерского учета. В то же время нельзя сказать, что они коренным образом поменяли его методику, поскольку в целом большинство корреспонденций счетов остались прежними.
Примеры проводок бюджетного учета
Рассмотрим работу со сторонними контрагентами. Приобретение услуг складывается из двух частей. Вначале мы принимаем к учету счет (счет-фактуру) за предоставленные услуги Дт 40120223 — Кт 30223730, затем оплачиваем их: 30223830 — 20111610. В данном случае расчеты ведутся через счет 30223, учитывающий кредиторскую задолженность по расчетам за коммунальные услуги. Если бюджетная организация вначале платит, а потом получает товар или услуги, то расчеты ведутся через 206-счета. 20634560 — 20111610 — организация совершила авансовый платеж за материалы, 10536340 — 20634660 — материальные запасы оприходованы, приняты к учету.
Похожие проводки используются, если затрагиваются расчеты с подотчетными лицами. 20834560 — 20134610 — выданы деньги из кассы в подотчет, 10533340 — 20834660 — подотчетное лицо приобрело топливо или ГСМ для организации.
Продолжим обзор проводок по материальным ценностям. 10531000 — 10531000 — передача медикаментов с одного материально ответственного лица на другое (здесь можно обойтись без КОСГУ). 40120340 — 10532440 — списание продуктов питания на расходы. Основные средства (ОС) чаще приобретаются через счет 10610, где собираются и накладные расходы, формирующие их стоимость: 10611310 — 20631560 (или 30231730). Далее идет собственно принятие ОС к учету: 10134310 — 10611410 (Машины и оборудование — иное движимое имущество).
ОС амортизируются — 40120271 — 10434410 и списываются: 10434410 — 10134410 — списание сумм амортизации, 40110172 — 10134410 — списание остаточной стоимости.
Некоторые проводки по заработной плате. 40120211 — 30211730 — начисление основной зарплаты, 30213730 — 30302830 — начисление пособий по временной нетрудоспособности, 30211830 — 30301730 — удержание НДФЛ из зарплаты. 40120213 — 30310830 — начислены взносы страховой части ПФР, 30211830 — 30403730 — перечисление зарплаты на банковские карточки (счет прочих расчетов по заработной плате).
Для приносящей доход деятельности расходы могут формироваться не через счет 40120, а через 109-е счета, формирующие себестоимость продукции, накладные или общехозяйственные расходы. Вот, например, как выглядит проводка начисления амортизации: 10960271 — 10434410. В конце определенного периода 109-е счета закрываются на 40120: 40120211 — 10960211. В конце года счета расходов и доходов закрываются на счет финансового результата 40130 по соответствующим КОСГУ (а у самого 40130 КОСГУ нет): 40130 — 40110000, 40120000 — 40130.
Порой не хватает на покупку машины и бытовой техники сущие копейки. И Вы уже стали задумываться о кредите. Но как узнать «потяните» Вы кредит или нет.
Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов. Расскажем об этом в нашей статье.
Законодательные акты, регулирующие налог на прибыль казенных учреждений
В отношении деятельности казенных предприятий применяется большое количество законодательных актов, являющихся нормативной базой для определения налога на прибыль. Учреждения должны придерживаться положений БК РФ и НК РФ.
Законодательная норма | Назначение |
П.3 ст. 161 БК РФ | Определяет право ведения дополнительной деятельности при условии предоставления возможности учредительными документами |
Ст. 251 НК РФ | Устанавливает освобождение от налогообложения сумм, поступивших от оказания платных услуг (работ) в рамках государственных функций |
Ст. 270 НК РФ | Устанавливает отсутствие права включения расходов в расчет базы по прибыли по государственным услугам или работам. |
Ст. 285 НК РФ | Определяет периоды представления отчетности |
Ст. 289 НК РФ | Предоставляет возможность подачи отчетности в упрощенном виде |
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания
Списание запасов происходит:
- при их их потреблении (использовании) в деятельности учреждения (в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции);
- принятии решения о списании государственного (муниципального) имущества;
- принятии решения больше не использовать объект в качестве запасов и прекращении получения от него экономических выгод;
- передаче другой организации госсектора;
- продаже (дарении), обмене, распространении.
- по иным предусмотренным законом основаниям.
Списание стоимости материальных запасов может происходить двумя способами:
- по стоимости каждой единицы;
- средней стоимости.
Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.
Прядок выбытия материалов детально прописан в пп. 34-41, а правила их оценки при выбытии — в пп. 42-43 ФСБУ «Запасы».
Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.
Пример
На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.
Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:
(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.
Общая сумма затрат на использованный ватман равна:
166,8 × 15 = 2 502 руб.
Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.
Проводка |
Описание проводки |
Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272) Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) |
Использование материалов в текущей деятельности или при производстве |
Дт 040110172 «Доходы от операций с активами» Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) |
Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче |
Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) |
Передача материалов от головного учреждения подведомственному |
Проводки По Принятию Материалов Для Казенного Учреждения В 2022
Исключение составляют объекты недвижимости. Объект должен быть признан основным средством, т.е. учтен на счете 01 «Основные средства» как только завершились капитальные вложения в строительство. Если недвижимость еще не прошла государственную регистрацию, ее нужно учесть на отдельном субсчете счета 01.
Последний из перечня законопроектов касается межбюджетных отношений. Он вводит понятие «горизонтальные субсидии».
Для того, чтобы учитывать такие объекты по счету 01, лучше всего открыть отдельный субсчет «Выбытие основных средств», дебет которого должен включать в себя общую цену выбывающего объекта, в то время как в кредит записывается общая сумма сформировавшейся амортизации. Остаточная стоимость данного объекта списывается по кредиту счета 01, а также в дебет счета 91 и субсчет 91-2.
С 1 января 2022 года действуют обновленные инструкции по бюджетному учету, также коррективы внесли в действующий порядок формирования КОСГУ и Единый план счетов — инструкция № 162н. Также чиновники ввели новые пять федеральных стандартов. Все эти нововведения изменили правила ведения бухучета в казенных учреждениях.
Удержание из заработной платы бюджетный учет
Дата публикации 25.11.2014
Нарушив условия договора, работник не отработал в бюджетном учреждении 3 года после обучения. В связи с этим при увольнении из его зарплаты были удержаны суммы за обучение, суточные и командировочные расходы. Заработная плата, из которой было произведено удержание, начислена по КФО 4. Подотчетные суммы числились по КФО 2. Как отразить удержания в учете?
Суммы, удержанные из зарплаты сотрудника в качестве возмещения затрат по оплате обучения и командировочных расходов, отражаются проводками:
Дт 2.20531.560 Кт 2.40110.130 – начислена задолженность сотруднику, не выполнившему условий договора по обучению;
Дт 4.30211.830 Кт 4.30403.730 – удержаны из зарплаты средства в возмещение задолженности;
Дт 2.30406.830 Кт 2.20531.660 – перенос расчетов на другой КФО
Дт 4.20531.560 Кт счета 4.30406.730;
Дт 4.30403.830 Кт 4.20531.660 – зачет встречных требований.
Операция удержания средств за обучение из заработной платы должна быть отражена в Отчете (ф.0503737) как некассовое исполнение по доходам по КОСГУ 130 КФО 2 и некассовое исполнение по расходам по КОСГУ 211 КФО 4.
Дт 4.30211.830 Кт 4.30403.730 – удержание из заработной платы средств для погашения задолженности по подотчетным средствам;
Дт 2.30406.830 Кт 2.208ХХ.660 – перенос расчетов на другой КФО
Дт 4.208ХХ.560 Кт 4.30406.730;
Дт 4.30403.830 Кт 4.208ХХ.660 –- удержание подотчетных сумм.
Операция удержания задолженности по подотчетным суммам из заработной платы должна быть отражена в Отчете (ф.0503737) как некассовое исполнение по расходам по КОСГУ ХХХ КФО 2 со знаком минус и некассовое исполнение по расходам по КОСГУ 211 КФО 4.