Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности закупочной адаптации новых регионов Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы стать участником мероприятий по государственным закупкам, необходимо соответствовать ряду условий в рамках 44-ФЗ. Тем не менее, часто заказчики, то есть, действующие от их имени контрактные управляющие по 44-ФЗ, выдвигают необоснованные запросы, среди прочих – требование предоставлять лицензию и специальный допуск СРО. В таких случаях ситуацию исправляет УФАС, защищает права поставщика и заставляет заказчика действовать в рамках закона.
Распространенные ошибки контрактных управляющих
Вот примеры конкретных ситуаций:
- выдвигается запрос на предоставление лицензии, в то время как закон предусматривает ее наличие лишь для некоторых видов работ из списка ТЗ;
- слишком придирчивое требование к действующему свидетельству о допуске к выполнению работ, влияющих на безопасность объектов капитальной стройки. Детально можно ознакомиться с данным вопросом в статье «СРО с 1 июля 2017 года в контрактной системе».
Плюсы и минусы проведения централизованных закупок с точки зрения заказчика
Проведение централизованных закупок, несмотря на то, что они осуществляются на основании тщательного государственного регулирования, имеют свои положительные и отрицательные стороны. К числу положительных следует отнести:
- снижение ответственности для заказчика в части соблюдения сроков и требований законодательства относительно отображения в Единой информационной системе всех результатов проведенной закупочной процедуры;
- наличие возможности получить квалифицированную консультацию сотрудника, проводящего закупочные процедуры, относительно вопросов подготовки документации или иных спорных вопросов при проведении той или иной закупки;
- возможность получения необходимого товара, услуг или работ по цене ниже, чем была запланирована, в результате большего снижения НМЦК из-за большего объема закупаемого материала.
К минусам централизованной закупки относятся:
- срок проведения процедуры, который может быть увеличен по причине увеличения НМЦК свыше трех миллионов из-за необходимости проведения большего объема закупки, чем планировал сам заказчик;
- отсрочка проведения закупки из-за необходимости набрать определенный объем заказываемых товаров, работ или услуг для проведения единой централизованной закупки по одному из видов централизации;
- необходимость неоднократного согласования всех подготавливаемых документов для проведения закупочной процедуры.
Особенности работы контрактного управляющего в небольшой организации.
Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.
С одной стороны, работы для контрактного управляющего немного, только придется повозиться с планами и расчетами объемов закупок, внести в единую электронную систему (Общероссийский сайт – до ввода Единой электронной системы) несколько извещений и контрактов по ним.
Также нужно составлять отчеты об исполнении контрактов. Возможно, что придется самостоятельно решать вопросы с электронными ключами (Электронными цифровыми подписями – ЭЦП). И этим занимается тендерный специалист.
У небольшого объема закупок есть своя обратная сторона — руководству не имеет смысла выделять под эту работу отдельную штатную единицу, поэтому начинают страдать те сотрудники, которые есть под рукой.
Мне известны контрактные управляющие, основная должность которых — завхозы, воспитатели детского сада и т. д.
Можно им только посочуствовать, так как работа контрактного управляющего требует много труда и времени не только на сами процедуры, но и на то, чтобы не отстать от непрерывно выходящих постановлений Правительства, Минэкономразвития и т. д.
Штрафы, которые могут налагаться на должностные лица за нарушения в соответствии с КоАПом, при этом часто кратны их мизерной зарплате, например, в детском саду.
Коротко говоря, даже минимальный объем закупок требует от таких совместителей основательных знаний законодательства, практики его применения и потенциально приводит к такой же ответственности, как и при работе в крупной организации, а оплачивается скудно.
Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»
О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.
КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день. На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам — юридическое, экономическое или бухгалтерское?
Специалист по госзакупкам
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому, чтобы обосновать итоговые рекомендации.
Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).
Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.
Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.
В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий. В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе.
Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.
Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).
Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.
Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.
Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс. Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».
Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.
Назначение на должность управляющего.
Если должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена или предусмотрена, но вакантна, управляющего нужно назначить из числа работников. Назначение осуществляется приказом работодателя. Образец см. ниже.
Государственное автономное учреждение «Горводоканал»
(ГАУ «Горводоканал»)
ПРИКАЗ
о назначении контрактного управляющего
г. Самара
10.01.2020 № 2-К
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
ПРИКАЗЫВАЮ:
Назначить главного бухгалтера ГАУ «Горводоканал» Иванову И. Е. на должность контрактного управляющего, ответственного за закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГАУ «Горводоканал», включая контроль исполнения контрактов.
Возложить на Иванову И. Е. функции и полномочия, предусмотренные должностной инструкцией контрактного управляющего, утвержденной приказом руководителя ГАУ «Горводоканал» от 12.12.2019 № 55.
Специалисту отдела кадров подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору с Ивановой И. Е. до 14 января 2020 г.
- В соглашении установить следующее:
контрактный управляющий действует на основании настоящего приказа и должностной инструкции с 14 января 2020 г. бессрочно;
контрактный управляющий несет персональную ответственность в пределах возложенных на него полномочий.
Секретарю Борисовой С. К. довести настоящий приказ до сведения Ивановой И. Е. под подпись.
Контроль исполнения настоящего приказа возложить на начальника отдела кадров Машкову С. С.
В последние годы сфера государственного заказа становится очень популярной, привлекая большое количество людей. Граждан, которые интересуются, кто такой контрактный управляющий (вакансии при этом — немаловажный фактор), становится все больше. Поскольку появляются специалисты, отвечающие требованиям 44-ФЗ по уровню образования и уровню профессионализма. Причем среди них имеются те, кто только сейчас решил выбрать данную специализацию. Но есть специалисты, которые уже имеют опыт за спиной в иной области, но меняют кардинально профессию, надеясь добиться признания и результатов в новой.
С чем связан такой ажиотаж?
Существует ошибочное представление, что работа контрактного управляющего несложная и высокооплачиваемая. Однако практика показывает, что это абсолютно не так. Работать в госзакупках сложно, но очень престижно.
На практике же все выглядит следующим образом.
Квалификационный справочник не содержит такую профессию, как контрактный управляющий. Поэтому у сотрудника, который будет работать в данной должности, не появится в трудовой книжке такое красивое словосочетание. Запись у него будет звучать как угодно: экономист, юрист, инженер, бухгалтер или специалист, но только не контрактный управляющий. Это является общепринятым фактом.
Самое же главное заключается в том, объявления «контрактный управляющий, вакансии открыты» встретить можно не так уж часто. Практика показывает, что руководители государственных предприятий делегируют данные полномочия обычно своим самым надежным сотрудникам.
Практика показывает, что в основной массе сотрудники, которые занимаются госзакупками в государственном учреждении, – это реально специалисты смежных профессий. Руководители дают им дополнительную работу и, естественно, головную боль. Причем дополнительный функционал работодатели не всегда достойно оплачивают. Естественно, последним необходимо пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку, чтобы занимать данную должность.
Поэтому найти такую должность человеку со стороны достаточно сложно.
Главной задачей контрактного управляющего является организация и контроль закупок. Работа начинается с планирования и заканчивается контролем исполнения всех этапов контрактных работ и анализом эффективности результатов закупки. Деятельность сотрудника охватывает весь закупочный цикл, включая разрешение спорных ситуаций с поставщиками и госструктурами.
Вторая задача – работа по закону. Свои действия и решения специалист должен основывать на знаниях Конституции РФ, 44-ФЗ, ГК РФ, Бюджетного кодекса, НПА о контрактной системе, положения о контрактном управляющем, иных НПА РФ. Он должен быть грамотным и компетентным.
Третья задача появляется после выполнения первых двух задач: заключать контракты по максимально выгодным условиям. Сотрудник организует закупки с целью приобрести необходимые ТРУ по выгодной работодателю цене.
Контрактный управляющий должен совмещать все 3 задачи: экономия бюджетных средств при приобретении необходимых товаров, работ и услуг, организованной по правилам действующего законодательства.
Контрактная служба и контрактный управляющий (44-ФЗ)
Закупочную деятельность заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, обеспечивают работники контрактной службы и контрактные управляющие. Данная деятельность стала востребованной именно благодаря принятию Закона № 44-ФЗ, которых ввел достаточно жесткие правила осуществления закупок, а также предусмотрел необходимость составления и размещения в ЕИС различных документов.
Нужно отметить, что работник контрактной службы и контрактный управляющий – это ни одно и тоже. При схожести функционала и предъявляемых к ним требований они отличаются друг от друга. Такие различия мы разберем в настоящей статье. Также в данной статье мы рассмотрим основные сложности, с которыми сталкиваются сотрудники заказчика, занятые в сфере закупок.
«КОМИССИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК»
Надеемся, что материал, представленный в статье, окажется полезным как для лиц, только присматривающихся к данной сфере деятельности, так и для лиц, уже непосредственно работающих в сфере закупок. Если это окажется так, пожалуйста, не забудьте оценить материал после прочтения, оставив соответствующий комментарий.
Востребованность и зарплаты специалистов по тендерам
На сайте поиска работы в данный момент открыто 2 848 вакансий, с каждым месяцем спрос на специалистов по тендерам растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой специалиста по тендерам по всей России:
- от 50 000 руб. – 1 340
- от 85 000 руб. – 630
- от 115 000 руб. – 322
- от 150 000 руб. – 208
- от 185 000 руб. – 107
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
- от 65 000 руб. – 450
- от 100 000 руб. – 245
- от 130 000 руб. – 138
- от 165 000 руб. – 66
- от 200 000 руб. – 41
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
- от 40 000 руб. – 198
- от 75 000 руб. – 112
- от 105 000 руб. – 43
- от 135 000 руб. – 29
- от 165 000 руб. – 17
Плюсы и минусы контракта в армии
такого рода торгах, тем больше опыта в составлении ложной документации. Порой заинтересованный поставщик так завуалирует технические показатели той или иной модели, что сам Заказчик неосознанно пропускает такую документацию на торги и тем самым уменьшает число конкурентов. В худшем случае Заказчик на такую процедуру идет осознанно, надеясь на победу «своего» поставщика. Выявить такого вида нарушения может либо сторонний поставщик, который хотел бы принять участие в торгах, но ввиду того, что технические характеристики соответствуют только модельному ряду конкурентов, не может даже подать заявку и предложить альтернативную модель, либо надзорные органы регионального или федерального уровня.
На практике поставщик просто снижает цену, надеясь заменить товар более дешевым аналогом. Заказчик в этом случае может не заключать контракт или разорвать его в одностороннем порядке, но это чревато огромной потерей времени на объявление новых торгов. По этой причине многие Заказчики и поставщики стараются прийти к консенсусу и выполнить условия контракта. Плюс в том, что сэкономленные деньги возвращаются в бюджет государства, но возникает вопрос о целесообразности проведения такого рода торгов. Ведь приобретенный товар либо быстро выйдет из строя и придется проходить всю процедуру заново, либо работы, которые были выполнены в текущем году, придется переделывать в следующем, но уже в большем объеме. Скупой платит дважды.
Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).
Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).
Министерство просвещения и антимонопольная служба объяснили, почему нельзя объединить в один тендер выполнение работ по строительству и поставку товара. Учитывать или нет договоры субподряда в качестве опыта строительных работ. Заказчикам разрешили с 1 октября проводить запросы котировок и запросы предложений и прописывать полную предоплату. Минэкономразвития опубликовал проект Приказа, который утверждает требования к энергетической эффективности товаров, которые приобретаются в рамках госзакупок. Ожидается, что поправки вступят в силу с года. Минфин опубликовал Информационное письмо для участников контрактной системы, в котором уточнил, как отклонять заявки, если банковская гарантия, которая ее обеспечивает, не соответствует требованиям законодательства. Минстрой разработал новые правила формирования начальной максимальной цены контракта и методику составления сметы для госконтрактов на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Делать это нужно «от и до»: начиная с планирования, и заканчивая разрешением споров с поставщиками и госорганами. Причем начать нужно с себя, так как так как назначить контрактным управляющим можно гражданина, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Контрактный управляющий обязан руководствоваться:
- Конституцией РФ;
- Законом № 44-ФЗ
- Гражданским кодексом;
- Бюджетным кодексом;
- нормативными правовыми актами о контрактной системе;
- иными нормативными правовыми актами РФ;
- положением о контрактном управляющем.
Контрактный управляющий по 44‑ФЗ: цели и задачи
Кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ? Это должностное лицо, которое сопровождает деятельность предприятия в сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд государства или муниципального образования. Он контролирует весь процесс от заключения договора до его исполнения, включая оплату.
Термин введен законом в целях регулирования сферы госзаказов. При этом надо отметить, что контрактный управляющий как должность не включен в тарифно-квалификационный справочник и профессиональные квалификационные группы. Соответственно, не утверждена типовая должностная инструкция, нет и унифицированной формы приказа о создании службы.
Типовое положение о госконтрактной службе утверждено Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, однако необходимость его разработки не установлена. Положение о контрактном управляющем на 2020 год, таким образом, не является обязательным локальным нормативным актом на предприятии.
Если объем работы небольшой, то дополнительные должностные обязанности, связанные с осуществлением госзакупок, могут быть возложены на любого специалиста с высшим образованием или специальным профильным образованием в сфере закупок. Если закупок много, целесообразно создать отдельную должность.
Функции и полномочия контрактного управляющего по 44-ФЗ:
- планирование: разработка плановой документации и внесение при необходимости изменений в нее, размещение планов в Единой информационной системе, подготовка обоснований, проведение консультаций с поставщиками, в том числе на предмет исследования конкурентной среды и выбора оптимальных путей решений;
- организация: разработка документации, размещение информации в Единой информационной системе, оформление и рассылка приглашений о принятии участия в выборе поставщиков закрытыми способами, обеспечение работы закупочной комиссии, привлечение экспертов, организация общественного обсуждения;
- осуществление госзакупок: обеспечение заключения контрактов и проведение самих закупок, принятие участия в рассмотрении дел об обжаловании выбора поставщиков, проведение претензионно-исковой работы.
Работа управляющего по заключению и исполнению контрактов заключается в следующем:
- подготовка и разработка, согласование условий;
- приемка товаров и подготовка документов по ней, в том числе на отдельных этапах создание комиссии по приемке;
- организация и санкционирование экспертизы;
- организация оплаты.
При изменении и расторжении контракта управляющему предоставляются дополнительные полномочия:
- по связи с исполнителем;
- включению сведений в реестр недобросовестных поставщиков;
- направлению требований об исполнении штрафных санкций;
- сбору документов для дальнейшей работы по формированию претензий и исков, выплате банковской гарантии.
Перечень не является закрытым и может быть дополнен в соответствии с интересами заказчика.
Организация, которая занимается госзаказами, вправе внести в штатное расписание должность контрактного управляющего; должностная инструкция по 44-ФЗ контрактного управляющего формируется организацией самостоятельно, с учетом функций, перечисленных в ст. 38 44-ФЗ. На практике закупками занимаются юристы, договорники, экономисты. Их работа приобретает официальный статус после издания приказа о создании службы и разработки положения.
ВАЖНО!
Эксперты рекомендуют при подготовке должностной инструкции руководствоваться положениями профессиональных стандартов:
- «Специалист в сфере закупок»;
- «Эксперт в сфере закупок», что особенно уместно, если сотрудник должен осуществлять экспертизу и аналитику.
Должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения учитывает специфику самого предприятия. В своей работе специалист должен руководствоваться действующим законодательством и локальными актами компании.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы.
Чтобы определить, должен ли работодатель создать контрактную службу, нужно определить среднегодовой объем закупок. Он должен включать весь утвержденный на год объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В данный объем включаются также средства для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
Общие требования к контрактной службе определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631. В соответствии с этим Типовым положением контрактная служба создается одним из следующих способов:
-
создание отдельного структурного подразделения;
-
утверждение работодателем постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного структурного подразделения.
Численность контрактной службы не может составлять менее двух человек.
Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель или один из его заместителей.
Руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников этой службы (п. 10 Типового положения).
Как формируется отдельное структурное подразделение – Законом № 44-ФЗ и Типовым положением не установлено, но можно предположить, что оно создается из новых либо из своих, но полностью освобожденных от прежних обязанностей работников. В любом случае это должны быть сотрудники работодателя, а не сторонние лица, оказывающие услуги.
Служба без образования структурного подразделения создается из работников организации.
К сведению:
Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
Контрактная служба создается на основании Положения о контрактной службе, разработанного на основании Типового положения и приказа руководителя.
В приказе отражается:
-
информация о лице, которое назначается руководителем;
-
список сотрудников, входящих в состав службы без выделенного подразделения;
-
срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы.
Приказ утверждается не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок превысит 100 млн руб., либо не позднее даты принятия решения об утверждении дополнительных объемов финансирования.
С приказом рекомендуется ознакомить задействованных лиц за два месяца до запланированной даты создания контрактной службы.
Как организовать работу контрактной службы заказчика
Закупки по 44-ФЗ проводятся в бюджетном учреждении через создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Контрактная служба призвана обеспечить реализацию всего закупочного цикла от планирования до получения результата, а также оценки эффективности проведенных учреждением закупочных мероприятий.
В качестве альтернативы создания отдельной службы выступает выбор и назначение управляющего. Перед тем как остановиться на одном из вариантов, заказчику следует обратиться к положениям ч. 1 ст. 38 44-ФЗ. Здесь сказано, что при объемах закупок более 100 млн р.
в год заказчик обязан сформировать комиссию или контрактную службу. Если годовой объем закупок по плану-графику менее указанной величины, то достаточно назначить на должность контрактного управляющего.
Численность контрактной службы определяется исходя из потребностей заказчика и составляет как минимум 2 человека. Возглавить ее должен назначенный руководитель.
Создание контрактной службы подразумевает прохождение нескольких этапов:
- Изучение положений законодательства.
- Создание службы в виде создания специального подразделения или без такового либо выбор управляющего (заказчик вправе сам определиться с тем, стоит ли создавать отдельное подразделение для закупок или просто назначить ответственных работников в составе бюджетного учреждения).
- Отправка сотрудников на обучение закупкам по нормам 44-ФЗ. Согласно требованиям законодательства, все сотрудники контрактной службы или управляющий должны иметь высшее образование в сфере закупок или получить дополнительное образование в данной отрасли.
- Разработка и утверждение положений о закупочных комиссиях.
В дальнейшем назначение или освобождение от должности управляющего или работника контрактной службы допустимо только по решению руководства бюджетного учреждения.
Контрактная служба или управляющий осуществляет полный закупочный цикл и берет на себя такие обязанности, как:
- планирование (подготовка плана закупок и плана-графика);
- размещение сведений о закупке в ЕИС;
- определение поставщиков (исполнителей или подрядчиков);
- заключение и исполнение контрактов;
- принятие результатов исполнения контракта;
- претензионная или исковая работа (если имеется такая необходимость);
- прочие обязанности по нормам закона.
Руководитель бюджетного учреждения, члены контрактной службы и управляющий несут персональную ответственность за свои действия. В частности, при нарушении законодательства им грозит административная, дисциплинарная, уголовная и гражданская ответственность.
Таким образом, бюджетное учреждение при проведении закупок по нормам 44-ФЗ обязано сформировать контрактную службу или назначить управляющего. Последний вариант допускается при годовом объеме закупок менее 100 млн р. В обязанности контрактной службы и управляющего будет входить полный закупочный цикл от планирования до приемки работ.
Особенности заключения госконтракта
Отношения сторон при заключении госконтракта на поставку товаров регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ), а также общими нормами о договоре поставки с учетом специфики, определенной параграфом 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» гл. 30 ГК РФ.
Однако в связи с тем что такой договор поставки имеет ряд особенностей, вызванных участием в нем государства, ГК РФ выделяет его из общего ряда договоров купли-продажи в самостоятельный вид хозяйственного договора посредством установления ряда специальных норм, указанных в данном параграфе.
Целью поставок товаров для государственных (муниципальных) нужд является:
- создание и поддержание государственных материальных резервов;
- поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны;
- обеспечение экспортных поставок для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств РФ;
- реализация федеральных целевых программ;
- обеспечение иных федеральных государственных нужд.
Помимо норм ГК РФ поставка товаров для государственных нужд регулируется и иными нормативными актами, в частности:
- Федеральным законом от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
- Федеральным законом от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
- Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
- Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;
- Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- другими нормативными актами.
В то же время в п. 2 ст. 525 ГК РФ прямо указано, что при поставках товаров для государственных (муниципальных) нужд иные законы могут применяться лишь в части, не урегулированной параграфом 4 гл. 30 ГК РФ. Иными словами, приоритетными нормами в части таких поставок являются положения гражданского законодательства.
Статьей 526 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.