Изъятие земельного участка: основания и порядок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельного участка: основания и порядок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сроки, размер возмещения и другие условия изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением о реквизировании земельного объекта и расположенных на нем объектов недвижимости. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Какой штраф за нецелевое использование земельного участка

предусмотрено, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и зонированием территорий. К примеру, если собственник земельного участка построит жилой дом, не изменив при этом разрешенное использование на ИЖС, то у него образуется состав административного правонарушения согласно пункту 1 статьи 8.8.

Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа. Для юридических лиц штраф составляет 1,5-2% кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. Для физлиц в размере 0,5-1% от кадастровой стоимости участка.

Каков порядок изъятия и сроки

Если правообладатель изымаемого объекта не заключал соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением о проведении процедуры, допускается принудительная конфискация в муниципальных целях.

Принудительное изъятие проводится по решению суда. Иск о принудительном реквизировании предъявляется в суд в течение срока действия решения об изъятии участка. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем земли проекта соглашения об изъятии.

Нельзя реквизировать земельные территории до тех пор, пока не будет соответствующего разрешения на проведение такой процедуры. Подобное разрешение принимается органами местного или муниципального управления.

Затем не позднее 10 дней с момента подписания решения об изъятии орган власти обязан опубликовать это решение на своем официальном сайте и в порядке, установленном для официального опубликования в том или ином муниципалитете. Это может быть официальный бюллетень или средства массовой информации. Также не позднее 10 дней копия документа направляется собственнику земли.

Внимание! Решение действует в течение трех лет и может быть оспорено в суде.

Также владельцу предоставляется проект соглашения о выкупе, где описываются все условия, включая цену. Размер выплаты основывается на рыночной стоимости земли, рассчитывается она профессиональными оценщиками. В цену выкупа включаются: стоимость земли и недвижимости, расположенной на этом участке, а также убытки, связанные с упущенной выгодой, расходами на переезд.

На изучение предложения собственнику дается три месяца. В это время он может подписать соглашение, предложить свои условия сделки или сообщить муниципалитету об отказе.

Если же договориться мирным путем не удастся, вопрос об изъятии и сумме выкупа будет принято в судебном порядке.

Что такое резервирование земель муниципалитетом

Термин «резервирование земель» относительно новый для законодательства РФ. Эта процедура регламентированы ст. 56.1 и ст. 70.1 ЗК РФ, а также Постановлением Правительства РФ № 561 от 22 июля 2008 года.

Как правило, резервирование проводится для последующего изъятия участка. Иными словами, эти процедуры – этапы одного процесса, цель которого заключается в изменении права собственности на землю. Однако, следует отметить, что резервирование не относится к числу обязательных процедур при изъятии земельных участков.

Территория будет считаться зарезервированной при наличии следующих условий:

  • решение, принятое уполномоченным органом власти;
  • наличие утвержденной схемы участка;
  • проведена государственная регистрация ограничения прав на участок в Росреестре.

Что может быть ограничением прав? Под этим понятием подразумевается запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела, а также запрет на оросительные, мелиоративные и прочие мероприятия.

После установления ограничения срок аренды или сервитута не может превышать период резервирования. Использование такой земли в других целях допускается до момента его изъятия.

Максимально допустимые сроки резервирования составляют:

  • 3 года – в случае, когда право собственности переходит государству или муниципальному образованию;
  • 2 года – для земли, изымаемой с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет – для участков, которые находятся в собственности у государства, а цели изъятия при этом не связаны с созданием или реконструкцией автомобильных дорог.

Процедура резервирования и дальнейшего отчуждения – длительный процесс, требующий соблюдения всех законодательных норм.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд. При выявлении нарушений этой процедуры или при отсутствии существенных оснований обращайтесь в суд.

Изъятие земли для государственных нужд: компенсация собственнику

Строительство новых линейных сооружений, в том числе и дорог, затрагивает интересы собственников земельных участков. На случай реализации такого проекта в интересах Общества по заказу государства предусмотрено возмещение при изъятии земли у их правообладателей. Цена определена вполне объективная – рыночная. Это значит, что когда строится дорога, собственник получит N-ую сумму средств. Но так закону.

На самом деле сплошь и рядом встречаются ситуации, когда уже и дорога проложена, и все ею пользуются, а собственник земли остался ни с чем: ни денег, ни участка. Это может быть связано и с низкой квалификацией чиновников, и элементарной халатностью. Результат – нарушен порядок изъятия, нет возможности на законных основаниях оформить принудительный выкуп.

Читайте также:  ФНС предупредила о переносе срока подачи уведомления о переходе на УСН

Не застрахованы от подобного развития событий собственники любых категорий участков: с/х, земли промышленности, земли населенных пунктов и др. Что делать в такой ситуации собственнику недвижимости? Можно продолжать терпеть убытки, потому что участок не используется по его первоначальному предназначению.

Если возместить убытки мирным путем не получилось, то отстоять права необходимо через суд. Для этого требуется собрать документы, подтверждающие фактическое изъятие земли, рассчитать рыночную стоимость участка, обосновать убытки и недополученную прибыль.

Российское законодательство об изъятии земель Случаи изъятия земельных участков

Сразу отметим, что непосредственно Гражданский кодекс конкретные нужды Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, которые могли бы послужить основанием для изъятия земельного участка у собственника, не раскрывает. В самом общем виде государственные и муниципальные нужды определены в ст. 49 ЗК РФ. В этой норме одновременно подчеркиваются, во-первых, исключительность действий по изъятию земельных участков и, во-вторых, что изъятие земельного участка у собственника может быть обусловлено только двумя случаями:

  1. выполнение международных обязательств РФ;
  2. размещение объектов государственного или муниципального значения, когда отсутствуют другие варианты их возможного размещения.

Одновременно Земельный кодекс определяет хотя и в общем виде, но все же в достаточной степени конкретное назначение объектов, под размещение которых допускается изъятие земельных участков. К таким объектам отнесены:

  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны и безопасности;
  • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Приведенный перечень не является закрытым, поскольку основанием для изъятия земель для государственных или муниципальных нужд могут послужить и иные обстоятельства, но только если они установлены федеральными законами либо законами субъектов РФ соответственно в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены данного участка; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством. К нему мы и обратимся.

Как избежать изъятия участка?

Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать,как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:

1) Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования. В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора проводит внеплановую проверку и выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений. Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка.

2) Принудительное изъятие у собственника земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания. В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.

3) В случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, орган государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4) Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материаловвправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

5) В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.

6) Если публичные торги по продаже признаны несостоявшимися, земельный участок в течение 2 месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.

7) Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

Таким образом, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

С учетом изложенного в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень обязанностей не только собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся – использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Читайте также:  Поездка в Германию: как оформить визу российским гражданам в 2023 году

Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.

СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:

  • когда лицо использует участок вопреки его назначению;
  • отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.

Изъятие из чужого незаконного владения

Правомочия собственника находятся под защитой государства. Если совершаются посягательства, то они пресекаются уполномоченными на то органами власти. Изначально собственнику потребуется доказать, что он является добросовестным владельцем. Это может быть ситуация, когда участок приобретен у лица, которое не имело прав его отчуждать, например, залог земельного участка. При этом покупатель не знал и не мог знать об этом запрете.

Если приобретатель добросовестный, то закрепление его прав происходит в момент регистрации, однако исключениями являются случаи, прописанные в законе, когда реальный собственник может требовать возврата.

Человек в единственном случае может требовать возвращения надела – когда он выбыл из обладания против его воли. Примером служит, продажа по поддельной документации. В этом случае судебный орган удовлетворит иск в возврате надела в собственность реального владельца.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Порядок изъятия земли

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Одна из разновидностей принудительного порядка аннулирования правомочий на земельное имущество. Она производится в чрезвычайных ситуациях и преследует защиту жизни и здоровья граждан, социума и страны.

Реквизиция производится на платной основе. Владельцу выплачивается компенсация за отнятый объект, что удостоверяется соответствующей документацией (ст.51 ЗК РФ).

Статья 51. Реквизиция земельного участка

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Величина выплаты определяется правилами оценки имущества. Она представляет собой временную меру и, с исчезновением причин, хозяину возвращается собственность и возмещается ущерб. Если возврат невозможен, землевладельцу выплачивают реальную цену участка и сумму утраченной выплаты или при желании предоставляется равноценное землевладение в другом месте (ст.66 ЗК РФ).

Статья 66. Оценка земли

1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок действий при реквизиции:

  1. Готовится документ об отчуждении государственной службой.
  2. Устанавливаются величина компенсации и порядок её выплаты.
  3. При отсутствии согласия с возмещением постановление оспаривается в судебном порядке.
Читайте также:  Новые правила нахождения в странах Шенгена в феврале 2023 года

Уведомление собственника об изъятии

Согласно п. 2 ст. 63 ЗК РФ исполнительный субъект государственной власти должен отправить собственнику участка, землевладельцу, землепользователю или арендатору письменное уведомление как минимум за год о планах изъять землю. Лишение земли раньше указанной даты возможно только с согласия собственника, пользователя или арендатора земли.

Такое правило вытекает из ст. 279 ГК РФ и дает владельцу надела достаточно времени на решение всех хозяйственных вопросов, связанных с земельным наделом.

В соответствии со ст. 280 ГК РФ после получения извещения об изымании его собственник, землепользователь и арендатор и далее сохраняет за собой права пользования. Он имеет право возводить на этом участке новые здания или проводить реконструкцию старых сооружений.

Конфискация земельного участка

В соответствии со ст. 50 ЗК РФ конфискацией называют принудительное лишение земельного ресурса на основании судебного решения. Вышеуказанный Кодекс в ст. 49 определяет случаи, когда власти могут конфисковать землю:

  • нецелевое использование надела;
  • земля требуется для соблюдения международных обязательств государства;
  • санкция за преступление (Уголовный кодекс позволяет проводить изъятие у физических лиц, достигших 16-летнего возраста);
  • неиспользуемый надел;
  • через этот надел планируется строительство автомобильной дороги;
  • на земле планируется строительство объектов снабжения;
  • на территории уже расположены или будут находиться объекты, связанные с обороной страны.

Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд

Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. В соглашение входит обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (п. 1).

При определении выкупной цены в нее включаются (п. 2):

  • рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества;
  • все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

С 2006 года в собственности компании «Оазис Техно» находился земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020109:77 площадью 1 403 кв.м, в с/о Новоивановское г. Москвы в районе п. Заречье. Правительство в 2009-2010 гг. запроектировало через указанный участок строительство автомобильной дороги общего пользования от 53-го километра МКАД до д. Сколково.

Для этого Правительство Московской области решило изъять у «Оазис Техно» указанный участок, но процедура не была произведена в порядке, предусмотренными на такой случай подзаконными нормативными актами. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к компании «Оазис Техно», чтобы принудительно выкупить указанный участок для государственных нужд. Однако суд отказал министерству, так как не была соблюдена процедура изъятия. Несмотря на это, на земельном участке «Оазис Техно» продолжились работы по строительству дороги и проведению коммуникаций.

Сегодня по территории земельного участка, принадлежащего «Оазис Техно», фактически проходит автодорога общего пользования. Причем линейный объект передан из собственности Московской области в собственность г. Москвы. Из-за сложившейся ситуации компания не имеет возможности ни воспользоваться принадлежащим ему имуществом, ни получить компенсацию за изъятый участок. Это и стало причиной обращения общества в Арбитражный суд Московской области.

В ходе заседания судья установил следующее. Порядок изъятия земельных участков регламентируется Гражданским и Земельным Кодексами. Пункт 1 статьи 279 ГК РФ и статья 49 Земельного Кодекса устанавливают:

  • участок изымается у владельца для государственных либо муниципальных нужд посредством выкупа;
  • за изымаемый участок его собственнику предоставляется возмещение;
  • если на участке имеются объекты недвижимости, также возмещается их рыночная стоимость.

Порядок выкупа определен статьями 279-282 ГК РФ, согласно которым также производится выплата возмещения стоимости земельного участка.

Согласно Принудительный выкуп ЗУ происходит в соответствии с решением компетентного государственного органа и при условии компенсации владельцу равнозначного стоимости ЗУ возмещения. Сумма возмещения может быть определена по соглашению с владельцем, а также решением суда. При расчете суммы возмещения учитываются:

  • рыночная стоимость земли;
  • рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных на участке;
  • убытки, понесенные владельцем в связи с изъятием земли;
  • убытки, понесенные из-за досрочного прерывания обязательств;
  • упущенная выгода (недополученная прибыль).

Определение размера выплаты: порядок и «подводные камни»

Компенсация рассчитывается исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости, а также убытков, причиненных реквизицией. При определении стоимости компенсации необходимо не только информацию о виде разрешенного использования, но и фактическое использование отчуждаемых объектов. Сумма компенсации позволять предпринимателю или физическому лицу восстановить имущественные потери.

Расчет возмещения необходимо сделать не позднее чем за 2 месяца до передачи правообладателю участка документов об отчуждении недвижимости. Все расходы, связанные с установлением стоимости несет орган, принявший решение об изъятии.

При определении суммы компенсации не учитывают:

  • постройки и другие улучшения, возведенные после получения уведомления об изъятии, а также заключенные впоследствии сделки;
  • объекты самовольного строительства.


Похожие записи:

Добавить комментарий