Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как государственная поддержка способствует развитию личных подсобных хозяйств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы заручиться материальной поддержкой государства, иметь возможность получить безвозмездную субсидию для персонального фермерского хозяйства, у гражданина в собственности должен быть земельный участок размером не больше 0,5 га. В некоторых областях на местах принято решение увеличить эту цифру в 5 раз (но не более).
Что представляет собой «Агростартап»?
Агростартап – это возможность получить у государства на безвозмездной основе до 3 млн рублей на развитие своего хозяйства, или до 4 млн рублей, если хозяйство состоит в кооперативе.
Деньги будут предоставлены на условии софинансирования. Фермер должен определиться, сколько денег ему необходимо на создание и развитие хозяйства: не более 90% от этой суммы (без учёта НДС и транспортных расходов) предоставит государство и не менее 10% фермеру придётся вложить собственных средств.
Деньги выделяются на конкурсной основе. Претенденту на грант нужно будет представить в минсельхоз бизнес-план (проект создания и развития) своего хозяйства. Все бизнес-планы будут оцениваться по специальной шкале (см. ниже), составленной в соответствии с приоритетами региона (например, если приоритет – молочное животноводство, то проекты молочных ферм будут получать больше баллов, чем проекты тепличных хозяйств). По сумме баллов будут определены победители конкурса – они-то и получат господдержку.
Прочие меры поддержки самозанятых
Приведем некоторые другие действующие и планирующиеся меры поддержки самозанятых граждан.
-
Поручительство по льготному кредиту. При нехватке и отсутствии или нехватке залогового имущества можно обратиться за «зонтичным» поручительством «Корпорации МСП» и поручительством региональных гарантийных организаций (РГО). Причем, теперь к «зонтичному» поручительству, покрывавшему ранее 50% суммы кредита, можно добавить поручительства РГО, то есть еще от 20% до 40%. Итого можно покрыть от 70 до 90% суммы кредита. Поручительства РГО имеются во всех регионах и чаще всего располагаются в центрах “Мой бизнес”. В программе таких суммированных поручительств участвуют 10 банков: «Открытие», ВТБ, «Сбербанк», РНКБ, «Промсвязьбанк», «Альфа-банк», «Совкомбанк», «МСП Банк», «АК Барс Банк» и банк «Зенит», а сама мера распространяется на все упомянутые выше программы льготного кредитования («ПСК Инвестиционная», «ПСК Оборотная» и «Программа 1764».
-
Льготная ипотека для самозанятых. Банки часто считают самозанятых и ИП менее надежными заемщиками, чем граждан с трудовым договором и стабильной зарплатой, подтверждаемой справкой 2-НДФЛ. Доход самозанятого может резко меняться, если нет каких-либо долгосрочных контрактов, поэтому многие банки отказывают в выдаче ипотеки самозанятым. В то же время, если самозанятый может подтвердить стабильный и высокий доход документами, то шансы его повышаются. Постепенно в стране растет и доля физлиц-плательщиков НПД, растут налоговые поступления в бюджет, поэтому интерес банков к этой категории граждан и предоставлении им льготных условий ипотечных кредитов тоже увеличивается.
К примеру, с 21 июня 2022 Сбербанк решил расширить число категорий граждан, которые могут получить ипотечный кредит по государственным программам «Семейная ипотека», «Господдержка» и «Дальневосточная ипотека», включив в них самозанятых. По ним можно получить жилье в новостройках, а по “Дальневостойной ипотеке” в моногородах и сельских поселениях Дальневосточного федерального округа можно приобрести вторичное жилье. Процентные ставки для самозанятых устанавливаются те же, что и для обычных заемщиков, работающих по найму. Для “Дальневосточной ипотеки” — это от 1,5%, для “Семейной ипотеки” — от 5,7%, а по программе “Господдержка” — от 8,7%. Единственное различие заключается в размерах первоначального взноса. Для самозанятых он составляет не 15%, как у наемных работников, а 30%.
-
Гарантированные места на ярмарках для самозанятых. Согласно федеральному закон от 14.07.2022 № 352-ФЗ, на ярмарках и других нестационарных местах торговли места должны теперь предоставляться не только представителям малого и среднего бизнеса, но и самозанятым. Плательщики НПД могут претендовать на долю в 60% от общей площади нестационарных объектов, ранее выделявшихся субъектам МСП.
-
Право на регистрацию товарного знака. С 29 июня 2023 года по закону от 28.06.2022 № 193-ФЗ самозанятым и всем частным лицам можно будет зарегистрировать на свое имя право на товарный знак. Помимо этого станет возможно получать кредиты под залог интеллектуальной собственности.
-
Сокращение ставок по микрозаймам. Поскольку у самозанятых меньше шансов получить льготные условия по кредитам в банках (в отличие от представителей малого и среднего бизнеса), они чаще пользуются услугами микрофинансовых организаций. В последние годы ведется работа по сокращению максимальных ставок у МФО. В 2022 году на рассмотрении находится законопроект о снижении максимальной ставки в день с 1% до 0,8%, максимальной годовой ставки с 365% до 292% и максимальной ставки по всему кредиту со 150% до 130%. Впрочем, законопроект готовился еще в 2021 году и не учитывал будущих событий на Украине и новых экономических реалий. В связи с этим, вероятно, с введением новых ставок торопиться теперь не будут, так как по прогнозам, в противном случае с рынка могут уйти больше 40% МФО.
-
Увеличение максимального размера выручки. Зампред правления Сбера Анатолий Попов предложил повысить лимит годового оборота для самозанятых с 2,4 млн. до 6-10 млн. рублей, так как в некоторых отраслях, например, среди IT-специалистов, работающих на аутсорсинге, доходы могут составлять 4-5 млн. рублей, и они заинтересованы в облегченном налоговом режиме.
-
Расширение списка отраслей для самозанятых. В числе предлагаемых преференций для самозанятых от зампреда Сбера также прозвучало предложение разрешить самозанятым аренду нежилых помещений и перепродажу товаров.
-
Информационная поддержка и обучение. Многие меры поддержки самозанятых можно получить с помощью портала “Мой бизнес”, где выкладывается информация обо всех программах. Также в регионах самозанятые могут проходить обучение, заказывать бесплатные консультации, посещать тематические мероприятия по бизнес-тематике и так далее.
Как государственная поддержка способствует развитию личных подсобных хозяйств
- Блоги
- Инструктаж
- Экспертное мнение
- Спецпроекты
- Вопрос-ответ
- Календарь
- Каталог
- Объявления
- Статьи
Получить грант «Агростартап» может гражданин Российской Федерации, который постоянно проживает в сельской местности и намерен заняться (или уже занимается) сельским хозяйством.
Претендент на «Агростартап» не должен быть получателем какого-либо иного гранта по линии Минсельхоза (например, «Начинающий фермер» или «Семейная животноводческая ферма»).
Претендент на «Агростартап» не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трёх лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
В отличие от гранта «Начинающий фермер», «Агростартап» может быть предоставлен и владельцу личного подсобного хозяйства – но с условием, что в течение 30 дней после того, как претендента на грант назовут гранополучателем, он зарегистрирует своё КФХ в Федеральной налоговой службе.
Агростартап – это возможность получить у государства на безвозмездной основе до 3 млн рублей на развитие своего хозяйства, или до 4 млн рублей, если хозяйство состоит в кооперативе.
Деньги будут предоставлены на условии софинансирования. Фермер должен определиться, сколько денег ему необходимо на создание и развитие хозяйства: не более 90% от этой суммы (без учёта НДС и транспортных расходов) предоставит государство и не менее 10% фермеру придётся вложить собственных средств.
Деньги выделяются на конкурсной основе. Претенденту на грант нужно будет представить в минсельхоз бизнес-план (проект создания и развития) своего хозяйства. Все бизнес-планы будут оцениваться по специальной шкале (см. ниже), составленной в соответствии с приоритетами региона (например, если приоритет – молочное животноводство, то проекты молочных ферм будут получать больше баллов, чем проекты тепличных хозяйств). По сумме баллов будут определены победители конкурса – они-то и получат господдержку.
Максимальный размер гранта будет зависеть от того, работает ли фермер в одиночку или состоит в кооперативе.
В первом случае максимальный размер «Агростартапа» – 3 млн рублей.
Во втором случае максимальный размер выше – 4 млн рублей, но есть особое условие: не менее 25% и не более 50% от общего размера гранта должно быть направлено на формирование неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, в котором состоит грантополучатель.
- Приобрести земельные участки из земель сельхозназначения в Ростовской области
- Оплатить разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
- Приобрести, построить или отремонтировать производственные и складские здания, помещения, пристройки, инженерные сети и т. д., а также оплатить регистрацию этих зданий, помещений.
- Построить дороги и подъезды к производственным объектам
- Подключить производственные объекты к инженерным сетям
- Приобрести сельскохозяйственных животных (в том числе у ЛПХ – не более 5 голов сельхозживотных).
- Приобрести сельскохозяйственную технику и инвентарь, грузовой автотранспорт, оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, посадочный материал для многолетних насаждений.
Какие и кому положены субсидии
Заявка вместе с пакетом документов подается в территориальный отдел Министерства сельского хозяйства. Она будет рассмотрена в течение 10 рабочих дней с момента подачи. Уведомление о результате рассмотрения поступит заявителю в течение 5 дней. Если документы одобрены, то средства будет перечислены в течение 10 дней.
Размер субсидии в каждом регионе свой, но есть общая черта. Максимальная сумма, которую можно вложить в ЛПХ – 30 млн. руб. Из них субсидия составляет 60% (т.е. не более 18 млн.) оставшиеся 40% – это вклад самого гражданина. Из них 3/4 могут быть кредитными средствами и 1/4 – личными вложениями.
Наиболее типичные причины для отказа – это неполный пакет документов, наличие налоговых долгов у гражданина или нерентабельный бизнес-план. Также у местных властей возможны приоритеты в развитии региона. Например, массовый забой скота после свиного гриппа может стать причиной для отказа тем, кто собирается завести пару хрюшек в личном хозяйстве для которого берет субсидию.
(с изменениями на 9 августа 2021 года)
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 17.09.2020 N 468-П, от 26.03.2021 N 105-П, от 21.05.2021 N 184-П, от 23.07.2021 N 338-П, от 09.08.2021 N 378-П)
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления в 2021 — 2023 годах субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.
(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 26.03.2021 N 105-П)
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
1. Настоящий Порядок предоставления в 2021 — 2023 годах субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее именуется — Порядок) разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее именуется — Государственная программа N 717) в целях реализации государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 23.12.2019 г. N 583-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области» (далее именуется — государственная программа Челябинской области «Развитие сельского хозяйства»), и определяет цели и условия предоставления субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее именуются — субсидии) из областного бюджета, в том числе поступивших из федерального бюджета, а также порядок возврата вышеуказанных субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
2. В целях реализации настоящего Порядка под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются юридические и физические лица (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), соответствующие определению, установленному статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность на территории Челябинской области.
3. Субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, в том числе поступивших из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, предусмотренными приложением N 8 к Государственной программе N 717.
Предоставление субсидии осуществляется по итогам отбора получателей субсидий (далее именуется — отбор), в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год на предоставление субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в соответствии с государственной программой Челябинской области «Развитие сельского хозяйства», доведенных на указанные цели лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Способ проведения отбора предусмотрен соответствующим разделом настоящего Порядка по каждому целевому направлению субсидии.
Информация, содержащая сведения о субсидиях, об объявлении о проведении отбора, о результатах рассмотрения заявок участников отбора, о результатах отбора, размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее именуется — единый портал).
4. Субсидии предоставляются на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку сельскохозяйственной продукции в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса Челябинской области, а также с развитием малых форм хозяйствования.
Для получателей средств, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение (возмещение) части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.
Под понятие семейной фермы подпадает любое животноводческое хозяйство старше 2 лет, где хотя бы 2 работников, включая владельца, связывают родственные связи. Требования те же, кроме того, что претендент должен предъявить кормовую базу в достаточном количестве, иначе поголовье автоматически ограничивается 300 головами.
Отличаться будет и размер личных вложений, размер которых должен превышать 40%, 20% из которых может быть компенсировано из региональных бюджетных фондов. Соответственно, увеличивается до 3 и более и количество предоставляемых рабочих мест, тогда как максимальная сумма гранта составляет от 21,6 до 30 млн руб., в зависимости от рода деятельности.
Еще одной важной отличительной характеристикой от 2 предыдущих видов программ является то, что держатели семейных ферм могут получить помощь повторно по принципу социального лифта, подав соответствующее прошение спустя 3 года с дальнейшим освоением средств в случае их выделения в течение 24 месяцев.
Наиболее сложный вариант для получения средств государственной помощи на фермерское развитие – грант для с/х кооперативов.
Среди обязательных условий для его получения:
- официальная регистрация кооператива не менее года;
- приобретение у членов кооператива с/х продукции в размере 50% от общего объема;
- гарантированный срок дальнейшей трудовой деятельности кооператива не менее 5 лет;
- наличие плана по дальнейшему развитию предприятия и по расходным статьям;
- вхождение в состав ревизионного союза с/х-кооперативов с обязательным ведением отчетной деятельности;
- создание рабочих мест в количестве одного на каждые полученные 3 млн с гарантированным их сохранением сроком на 5 лет.
Что касается освоения выделяемых по гранту средств, то на это выделяется до 2 лет, в течение которых можно не только строить подсобные/производственные сооружения и приобретать спецтехнику, транспорт и с/х оборудование, но и оплачивать какую-то часть аренды по договору лизинга.
А уже через 12 месяцев после освоения этих средств можно подавать повторную заявку на участие в государственной программе для получения все того же гранта.
Но и это еще не все, ведь с 1 января 2021 года решением Правительства во главе с премьером Мишустиным, подписавшим ранее Постановление №1932 от 26 ноября 2020 года, вводится новый вид с/х гранта под названием «Автопрогресс». Последний был разработан непосредственно для представителей малого бизнеса, работающих на фермерских хозяйствах от 2 и более лет.
И на сегодняшний день этот грант является наиболее крупным, поскольку в рамках программы можно получить до 30 млн руб. Полученные средства могут быть использованы для покрытия инвестиционного кредита в объеме до 25% от общей стоимости проекта.
Кроме того, можно будет использовать средства для возведения и покупки новых производственных объектов, хранения и переработки производимой с/х продукции, птицы и скота, рыбопосадочного материала, а также приобретения оборудования, техники и транспорта, включая специализированные его модификации.
Среди прочих особенностей – возможность увеличения помощи для фермеров отдельных регионов, среди которых Дальний Восток.
Так, участники программы, подпадающие под эту категорию, смогут получить до 70% от общей стоимости проекта вместо актуальных ранее 60%, с возможностью компенсации до 20% из остатка за счет бюджетных фондов региона. Новые преференции и льготы были предусмотрены также для производителей льна и фермеров, разводящих крупное поголовье овец и коз шерстных пород.
Перспективы весьма привлекательны, правда, и требований для получения аграрных субсидий и грантов теперь гораздо больше.
В большинстве случаев это:
- наличие с/х образования (среднего специального или высшего);
- стаж в с/х отрасли от 3 лет;
- предоставление бизнес-плана со всеми расходными статьями и сведениями о количестве рабочих мест;
- средства на банковском счете в размере 10% от общей суммы гранта;
- трудовая деятельность исключительно в рамках КФХ (не допускается производство в рамках ИП) с возглавлением до 2 лет;
- отсутствие истории субсидирования;
- проживание в одном регионе с КФХ.
Для получения гранта необходимо предоставить определенный пакет документов, перечень которых может меняться в зависимости от региона.
И чаще всего это:
- паспорт гражданина РФ;
- постановка на налоговый учет;
- диплом, подтверждающий образование;
- справка о трудоустройстве определенного количества работников, соответствующего условиям гранта;
- бизнес-план и все сопутствующие ему расходные статьи;
- банковские и налоговые выписки;
- отчетность о движении скота и пр.
Также важно помнить, что средства перечисляются частями, притом что уплата налогов осуществляется после получения каждой из них. Если же средства запрашивались на приобретение техники, то получатель гранта получит именно ее, а не живые деньги.
И конечно же, не стоит забывать о ведении строгой отчетности, отсутствие которой может быть воспринято как расходование полученных средств по нецелевому назначению. В этом случае на фермера могут быть наложены штрафные санкции, поскольку государство держит этот вопрос на усиленном контроле.
Национальный проект Мойбизнес.рф — Меры поддержки
- На какую поддержку может претендовать фермер или сельскохозяйственный потребительский кооператив, какие критерии необходимо соблюсти и сколько денег можно получить по программам государственной поддержки?
- Меры поддержки:
- —Грант на поддержку начинающего фермера;
- —Грант «Агростартап»;
- —Грант для семейных животноводческих ферм;
- —Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
- —Грант для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива;
- —Бесплатная консультация.
- ГРАНТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ФЕРМЕРА
- Предпринимателю, который зарегистрировал КФХ в последние 2 года, подойдёт грант для начинающего фермера.
- Чтобы претендовать на грант, фермер должен:
- —быть зарегистрирован как глава КФХ в сельской местности не больше 24 месяцев с момента регистрации;
- —перед подачей заявки удостовериться, что КФХ подходит под требования микропредприятия;
- —предоставить в региональную конкурсную комиссию комплект документов, установленный региональным порядком предоставления грантовой поддержки.
Как фермеру получить поддержку от государства
Парламентская газетаПарламентская газета
Изменения в Закон о развитии сельского хозяйства должны упростить получение гражданами и бизнесом комплексных мер господдержки в отрасли, сказал на заседании Правительства 26 ноября премьер Михаил Мишустин, анонсируя готовящийся законопроект. Он отметил, что в течение следующего года все формальные процедуры будут переведены полностью в электронный формат. «Тогда сельхозтоваропроизводителям не придётся собирать большое количество бумажных документов, — констатировал глава кабмина. — Субсидии, гранты, льготные кредиты станут доступны буквально в несколько кликов с помощью нового суперсервиса».
Речь, как следует из пояснительной записки к документу, идёт об информационной системе цифровых сервисов АПК.
Она должна обеспечить информирование юридических и физических лиц о возможных мерах господдержки, формирование и рассмотрение заявок на предоставление этих мер в электронной форме, сбор отчётности.
Комментируя создание сервиса, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отметил, что она не только уменьшит бюрократизацию процессов, но и заметно сократит издержки производителей.
Систему хотят ввести в действие с 1 июля 2022 года.
В какой бы форме ни предоставлялась господдержка, главное — чтобы предоставлялась. Так прокомментировал законопроект председатель думского Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин (фракция КПРФ). «Фермер найдёт возможность получить помощь, если она реальна, а не повисает в воздухе вместе со словами чиновников», — сказал он «Парламентской газете».
По словам депутата, введение пошлин на экспорт зерна в этом году привело к падению выручки аграриев. И даже принятое кабмином в октябре решение о направлении регионам десяти миллиардов рублей на поддержку производителей зерна не спасло ситуацию. «По сути, огромные средства изъяли, — констатировал Кашин. — Их надо было бы вернуть напрямую, а уж с «цифрой» или без, аграрии бы разобрались».
В России действует почти два десятка мер господдержки АПК. Фермеры могут получить средства на развитие растениеводства и животноводства, на поддержку финансовой устойчивости и развитие малых форм хозяйствования.
В частности, в растениеводстве можно рассчитывать на погектарную поддержку и возмещение затрат на закладку многолетних насаждений, покупку элитных семян, страхование посевных площадей, строительство объектов АПК.
Животноводам могут возместить часть затрат на приобретение племенного молодняка скота и страхование сельскохозяйственных животных, им предоставляют субсидии на каждый литр реализованного молока. А ещё есть фермерские гранты, льготные кредитование и лизинг.
Помимо мер федерального уровня, в регионах разрабатывают свои программы поддержки аграриев, и часто разобраться, на какую из выплат или других форм может претендовать то или иное хозяйство, бывает непросто.
Об этом «Парламентской газете» сказал глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Эффективность мер поддержки, по его словам, может отличаться от региона к региону — это зависит от активности местных властей.
А в систему оценки региональных министров сельского хозяйства входит такой параметр, как «доведение до получателей средств государственной поддержки».
«Проблемы с доведением есть, — констатировал сенатор. — Мы надеемся, что, если удастся исключить или хотя бы сократить человеческий фактор благодаря суперсервису, эффективность работы повысится».
Ещё одним серьёзным препоном сами сельхозпроизводители называют бюрократию — огромное количество документов, которые им нужно заполнять буквально ежедневно, причём делать это преимущественно в бумажном, не в электронном виде.
«Раньше я сдавал накладную по молоку в конце месяца, а теперь делаю это каждый день, — рассказал «Парламентской газете» глава хозяйства «Новопетровское» в Тульской области Александр Комаров.
— Также и по зерну и другим видам продукции, что мы производим, — много бумаг».
Заслуженный работник сельского хозяйства Комаров трудится на земле больше тридцати лет. Автопарк и другую технику обновлять старается регулярно, в том числе за счёт господдержки.
За годы работы он и его специалисты научились составлять заявки и подавать их куда следует. Но небольшим хозяйствам сделать это бывает непросто, что подтвердил Алексей Майоров.
«Просчитать экономическую составляющую, подготовить документы — в этом мелким предприятиям надо помогать», — сказал он.
Обратил внимание сенатор и на ещё один момент — недобросовестные производители. Их, конечно, немного, но они есть: подают неточные сведения, чтобы получить побольше помощи, например выдают одни саженцы за другие, тем самым попадая в программу поддержки.
«Автоматизация процессов позволит если не совсем это убрать, то хотя бы сделать процесс более прозрачным и наглядным, — сказал Алексей Майоров. — В идеале на одной платформе должна быть собрана вся информация о производителе, мерах поддержки всех уровней и возможности их получать».
Государство предоставляет самозанятым гражданам ряд возможностей для улучшения условий работы. В июне 2022 г. подписан закон, уравнивающий их права с МСП (малым и средним предпринимательством). Налогоплательщики НПД могут подавать прошения о получении субсидий и прочих государственных или муниципальных преференций.
Среди разных видов предоставляемой помощи:
-
финансовые льготы, кредитование, имущественная поддержка;
-
бесплатное обучение, профессиональная помощь экономистов в разработке бизнес-плана;
-
информационное оповещение, приглашение на ярмарки и тендеры по госзакупкам;
-
субсидии от соцзащиты на развитие бизнеса или сельского хозяйства.
Досрочный выход на пенсию
Согласно Статье 28 Закона N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается досрочно:
- женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
- одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
- опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет. Трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;
- женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Гранты на развитие сельского хозяйства в 2022 году как получить
Кандидат на получение гранта должен иметь статус руководителя предприятия либо быть физическим лицом. Необходимо правильно подготовить бизнес план проекта и рассчитать нужную на его реализацию или развитие сумму денег – требуемый грант. Цель проекта и требуемую сумму гранта изменять несколько раз нельзя. При подготовке бизнес плана следует сделать ставку либо на оригинальность, либо на реалистичность выполнения идеи. Именно на такие критерии охотнее обращают внимание инвесторы, выделяющие гранты.
Молодой, амбициозный предприниматель способен «жить» своими идеями. Однако для воплощения их все же требуется стартовый капитал. Не у всех начинающих фермеров есть достаточное количество материальных средств для осуществления своей мечты, именно для помощи таким талантливым людям государство оказывает такую важную помощь в виде грантов, которые они могут потратить только на открытие нового или развитие существующего бизнеса. Гранты — это безвозмездная материальная помощь, выдаваемая предпринимателю на конкурсной основе, за которую грантополучатель должен отчитаться в письменном виде.
Условия и требования к получателю
Организовать ЛПХ можно как на приусадебной территории, так и за чертой поселения. Таким образом, земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и землям населенных пунктов. Отличие заключается в том, что на приусадебной территории расположен дом, а также строения для производства продукции. А на полевых участках строить дом запрещено, можно их использовать только под производство (о том, возможно ли строительство дома на землях ЛПХ, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о том, что можно строить на таких участках).
Возможность застройки
Ответить на данный вопрос можно после того, как будут получены сведения относительно место расположения земельного участка. Это говорит о том, что если надел располагается в пределах населенного пункта, то возвести на нем постройку допустимо. При этом отмечают, что типы строений ничем не отграничиваются, разрешения для их возведения не требуется.
Если возведен дом жилой на рассматриваемом участке, то в отношении него можно провести все необходимые операции и проживать на основаниях, закрепленных в законодательстве.
Когда участок располагается за пределами населенной территории, то получить разрешение на его застройку не удастся. Связано с тем, что подобные наделы имеют свои предназначением ведение хозяйства.
Эксперты выступают против принятия закона
Большинство экономистов и аналитиков выступают против принятия данного закона. Основной аргумент — это недопустимость обложения дополнительными налогами людей, для которых продажа овощей и фруктов с собственного огорода — единственный способ не умереть с голода. К тому же, не совсем понятна схема «вывода из тени» подпольных фермерских хозяйств.
«Я против законопроекта в том виде, в котором он есть. Патент — это тот же налог, — поясняет доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов. — Сегодня доходы, которые люди получают, выращивая в своих личных хозяйствах картошку или огурцы, не облагаются налогами. Это справедливо. И так должно остаться».
Это мнение поддерживает и гражданский журналист Генрих Александров. Введение налогов на личные подсобные хозяйства может нанести экономике больший вред, чем полученная польза от сбора налогов. В данное время селяне производят не настолько много продукции, чтобы продав ее, не задумываться о материальных проблемах.
«Введение налога на личные подсобные хозяйства – окажет просто убийственный эффект на наши села. Конечно, первое время он будет немного смягчен. Кроме того, власти будет сложно проконтролировать такое количество хозяйств, к тому же, раскиданных по огромной территории», — говорит Генрих Александров.
Российское село стремительно вымирает. Еще лет десять назад коровы были чуть ли не в каждом сельском дворе. Сейчас же держать крупный рогатый скот экономически не выгодно. Сложно выращивать корм для скота, дорого его покупать. Если раньше в селах были колхозы, которые выращивали различные культуры, в том числе и на корм скоту, сегодня же колхозы уничтожены, земли проданы и на них выращиваются экономически выгодные культуры.
На сегодняшний день большинство селян выращивают сельскохозяйственную продукцию для себя и лишь небольшой излишек идет на продажу.
Грант на развитие сельского хозяйству начинающему фермеру в 2022 году
С 2022 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2022 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
- заявление на участие (заполняется непосредственно при подаче документов);
- копия паспорта (все заполненные страницы);
- копия диплома;
- свидетельство о регистрации в качестве крестьянского фермерского хозяйства (постановка в налоговом органе на учет осуществляется в течение 14 календарных дней);
- бизнес-план (составить можно самостоятельно или с привлечением сторонних организаций);
- соглашение на проверку, обработку и хранение персональный данных;
- рекомендательные письма от муниципалитета при наличии;
- соглашение о реализации и сбыте готовой продукции.
Как воспользоваться льготами
Министерство сельского хозяйства предлагает следующую схему получения госпомощи.
1 шаг. Оценка соответствия реальных условий получения помощи самим фермером.
2 шаг. Подача заявки и пакета документов в региональный орган управления АПК (для каждого вида льгот предусмотрен свой перечень документов).
3 шаг. Рассмотрение заявления (средний срок составляет 10 рабочих дней).
4 шаг. Уведомление о предоставлении помощи или мотивированный отказ.
5 шаг. Перечисление средств на расчетный счет заявителя.
6 шаг. Контроль за выполнением условий, при которых субсидия была предоставлена, и ее целевым освоением.
Во исполнение Указов президента субсидии ЛПХ в Краснодарском крае были в первую очередь направлены на наращивание экспорта с/х продукции, достигаемое за счет поставок зерна, масложировой продукции и сахара, а также на развитие перерабатывающей отрасли.