Правовое положение акционерных обществ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение акционерных обществ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


АО создается путем заключения договора между учредителями. В документ включаются порядок ведения совместной деятельности, размер уставного капитала и иные параметры функционирования организации. Договор подписывают все учредители.

Устав акционерного общества

Учредительным документом акционерного общества является устав.

Устав – это документ, который позволяет предприятию осуществлять профессиональную деятельность.

Устав акционерного общества содержит следующую обязательную информацию:

  • Фирменные названия акционерного общества (полное и сокращенное названия);

  • Местоположение (адрес) акционерного общества;

  • Тип акционерного общества (открытое или закрытое акционерное общество);

  • Данные об акциях компании и правах акционеров;

  • Размер уставного капитала акционерного общества;

  • Структура органов управления акционерного общества и порядок принятия ими решений;

  • Информация по общему собранию акционеров акционерного общества;

  • Другие положения, которые предусмотрены действующим законодательством.

Уставный капитал и типы акций

Совокупная стоимость акций, выпущенных АО, именуется уставным капиталом. Объем и стоимость ценных бумаг определяются в момент учреждения АО или после этого со стороны владельцев акций.

В момент создания акции распределяются между учредителями в соответствии с внесенными долями капитала. После внесения полной суммы уставного капитала разрешено объявлять открытую подписку.

Каждый год АО оценивает стоимость собственных активов и сравнивает их с уставным капиталом. Если активы ниже капитала, то АО должно снизить уставный капитал или увеличить стоимость активов. При фиксации стоимости активов ниже минимального порога уставного капитала общество ликвидируется.

Увеличить уставный капитал можно повышением цены или количества акций. Одно из преимуществ АО — это возможность получения дополнительного финансирования при привлечении новых акционеров, вкладывающих средства в развитие компании путем покупки ее ценных бумаг.

Уменьшение уставного капитала — следствие снижения цены на акции, а также погашения их части самим обществом.

Распространены два основных типа акций:

  1. Обычные дают владельцу право голоса на общем собрании и на дивиденды, а при ликвидации АО — на часть его имущества в денежном эквиваленте.
  2. Привилегированные ценные бумаги дают владельцу доход, исчисляемый от ставки дивидендов, но не предоставляют ему право голоса (исключая вопросы ликвидации и реорганизации). По акциям данного вида также определяется ликвидационная стоимость, выплачиваемая владельцу в случае прекращения существования АО. Размер выплат составляет фиксированную сумму или % от стоимости.

Отчетность таких предприятий делится на две составляющие:

  • Обязательные отчеты, установленные законом на регулярной основе;
  • Внутренние отчеты, определенные внутренними документами организации.

Глава 70, положения ЦБ РФ от 30.12.14г. №454-П перечисляет обязательные сведения, которые должны присутствовать в ежегодном отчете о деятельности предприятия. Бухгалтерский отчет необходим для отражения финансового состояния организации.

Ст. 5 ФЗ от 30.12.2008г. №307-ФЗ предусматривает обязательный аудит на бухгалтерскую отчетность, а также накладывает на ПАО обязательство публиковать официальную отчетность в общедоступных источниках (например, на официальном сайте компании). Ежегодные отчеты обязательно должны составляться и размещаться в двух вариантах:

  • Формат, принятый Российским законодательством;
  • Международный формат.

Сокрытие публичной информации наказывается штрафом, в соответствии с КоАП РФ (ст.15.19, п.2).

Как было указано ранее, акционерное общество является одной из форм юридического лица.

Понятие «органа юридического лица» неоднозначно. Так, И.В. Матанцев и В.И. Елисеев придерживаются точки зрения, что орган юридического лица представляет собой «лицо или группу лиц, представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий».

Однако, наиболее верной видится позиция С.Д. Могилевского и С.Г. Бушевой, которые представляют данный орган как «организационно оформленную часть юридического лица, представленную одним или несколькими физическими лицами».

По вопросам группирования органов юридического лица существует несколько различным мнений. Так, по мнению В.В. Долинской их следует классифицировать по следующим признакам:

  • по порядку формирования или способу приобретения полномочий — выборные и назначаемые;
  • по числу входящих в них, принимающих решение и несущих ответственность должностных лиц — единоличные и коллегиальные;
  • по характеру полномочий и задач — руководящие и иные структурные органы;
  • по срокам деятельности — постоянные и временные.

Несколько иную классификацию, в частности, применительно к органам управления хозяйственного общества, предлагает А.В. Олейников, который выделяет органы:

  • По функциональным особенностям:
  • высший орган общества как орган непосредственного управления;
  • органы профессионального управления;
  • контрольно-ревизионные органы;
  • По способу выражения воли:
  • органы, созданные только для формирования воли общества;
  • органы, которые одновременно выражают его волю вовне.

Однако, по мнению С.Д. Могилевского, данные классификации не являются всеобъемлющими, а эффективность последней, в связи с возможностью изменений функций органов общества, вовсе ставится под сомнение.

Наиболее емкой выглядит классификация, предложенная Г.Л. Рубеко, по мнению, которого, автономия воли и диспозитивности в методах гражданского и акционерного права способствовала разделению органов по принципу обязательности их присутствия в обществе. Так, он выделил:

  • обязательные органы, такие как общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган;
  • органы, создаваемые по усмотрению самого общества, в качестве примера которых можно привести совет директоров, функции которого, при условии наличия в обществе количества владельцев голосующих акций менее пятидесяти, может выполнять общее собрание.

Высшим органом, осуществляющим управление акционерным обществом является общее собрание.

Размышляя о правовой природе данного органа, нужно учитывать то, в качестве чего мы его рассматриваем. Так, общее собрание можно рассматривать в нескольких аспектах.

Если охарактеризовать общее собрание как орган юридического лица, то необходимо заметить, что, по сути, юридическое лицо является объектом, в природе несуществующим. Классической теорией юридического лица, созданной в методологической традиции, в правоведении признают теорию «фикции». Как поясняет И. Н. Алексеев: теория фикции означает, что «юридический субъект не тождественен с какой-либо воспринимаемой нами реальной целостностью явлений; он невидим и неосязаем». Из этого следует, что юридическое лицо стоит рассматривать как примышленный субъект.

Однако, как заметил профессор Петри Мантисаари: «кто-то должен представлять компанию при принятии внутренних решений, при взаимодействии с третьими лицами, при осуществлении контроля за деятельностью менеджмента и.т.д.». Эти функции выполняет орган юридического лица — общее собрание акционеров, который посредством принятия решений, выражает волю компании.

В юридической литературе органы юридического лица, в зависимости от того, какую роль они играют при формировании воли компании, делятся на волеобразующие органы, волеизъявляющие органы и органы, которые одновременно выполняют обе функции.

Ряд авторов, такие как И.С. Шиткин и Г.Л. Рубеко, относят общее собрание акционеров к волеобразующим органам. А, в свою очередь, Г.В.Цепов определяет общее собрание как орган, выполняющий две функции: волеобразование и волеизъявление.

Наиболее верной представляется позиция, характеризующая общее собрание акционеров, как орган волеобразующий в силу того, что он лишь выражает волю акционерного общества, а исполнение своих решений не входит в его компетенцию.

Рассматривая общее собрание акционеров, как орган корпоративного управления, профессор И.Т. Тарасов в своем труде «Учение об акционерных компаниях» писал, что «общие собрания составляют необходимый и главный орган в акционерных компаниях, хотя фактически и утративший свое влияние на управление компанией, превратившись в бесполезные дискуссии акционеров».

Современное российское законодательство определяет общее собрание как высший орган управления акционерного общества, но в пределах своей компетенции.

По общему правилу, к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества относятся:

  • изменение размера уставного капитала общества;
  • принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);
  • распределение прибылей и убытков общества.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, к исключительной компетенции общего собрания относятся:

  • определение приоритетных направлений деятельности общества, принципов образования и использования принадлежащего ему имущества;
  • утверждение и изменение устава общества;
  • определение порядка приема в состав участников общества и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
  • образование других органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества в соответствии с Законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • принятие решений о создании обществом других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общества, за исключением случаев, если уставом общества, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации общества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора общества.

В случае принятия общим собранием решения, выходящего за рамки его компетенции, акционеры вправе обратиться в суд в целях оспаривания данного решения. Суды, при этом, встают на сторону акционеров, так как, в соответствии с п. 10 ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1, решения общего собрания акционеров, принятые с нарушением его компетенции, не имеютюридической силы, независимо от их обжалования в судебном порядке. Указанное положение ранее содержалось в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».

Вместе с тем, данная позиция не всегда отвечает интересам общества, так как получается, что акционеры не имеют возможности самостоятельно и в полном объеме управлять своим предприятием. В этом случае оправдана позиция И.Т. Тарасова, который считает нужным утвердить право общего собрания принимать решения по любым вопросам деятельности компании, но с оговоркой, что данные решения не были приняты органами, в чьей компетенции они находятся или вопрос не относится к компетенции ни одного органа.

Рассматривая общее собрание в плоскости отношений таких субъектов корпоративных отношений, как акционерное общество и акционеры, выявляется факт того, что, по сути, общее собрание — это связующее звено между акционерным обществом и акционерами. Это средство взаимодействия между указанными субъектами правоотношений, с помощью которого участники правоотношений осуществляют свои права и исполняют обязанности в отношении друг друга.

Вместе с тем, необходимо отметить, что общее собрание акционеров занимает двойственную позицию по отношению к акционеру. Так, акционер является его участником, но при этом, в случае принятия общим собранием решения, противоположного интересам акционера, он и общество становятся противниками в корпоративном споре.

Читайте также:  Образец Заявления о возвращении искового заявления

Процедура проведения общего собрания включает в себя три стадии: подготовка, созыв и проведение.

Принятие решения общим собранием, а также состав участников общества, присутствовавших на общем собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров общества, выполняющим функции счетной комиссии. В случае непубличного общества, данный факт должен быть удостоверен нотариально.

Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривается два вида собраний: ежегодное и внеочередное. Общество обязано каждый год проводить общее собрание акционеров. Сроки проведения собрания закреплены в уставе общества.

На ежегодном общем собрании акционеров наиболее важные для деятельности акционерного общества вопросы, такие как:

  • избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества
  • утверждение аудитора общества;
  • утверждение отчетов, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;
  • иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании:

  • решения совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы;
  • требования ревизионной комиссии (ревизора) общества;
  • требования аудитора общества;
  • требования акционеров (акционера), являющихся владельцами

не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования. Данное требование подписывается соответствующими лицами (лицом). Совет директоров, в свою очередь, не позднее трех дней с момента принятия решения, направляет заинтересованным лицам ответ, содержащий либо решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров, либо мотивированное решение об отказе в его созыве.

Порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров акционерного общества установлен Приказом ФСФР Российской Федерации от 02.02.2012 года № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Решение собрания считается принятым в случае, если в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников собрания, а также при большинстве голосов, проголосовавших «за» принятие данного решения. Также следует заметить, что решение может приниматься также путем заочного голосования.

Решение собрания может быть признано недействительным по двум основаниям: если оно признано таковым судом (оспоримое решение): как правило, в случаях нарушения правил подготовки и проведения собрания, или если данное решение по своей сути является ничтожным, а именно, в случаях, когда:

  • нет необходимого кворума;
  • решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня (если только в собрании не участвуют все участники сообщества);
  • решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
  • решение противоречит основам правопорядка или нравственности.

Подводя итог, можно определить общее собрание акционеров высшим, волеобразующим, коллегиальным органом управления акционерного общества, имеющим определенную процедуру созыва, организации и проведения, формируемый из акционеров, принимающих в нем участие, а также выражающий их общую волю.

Как ранее было сказано, решение важнейших вопросов, касающихся деятельности акционерного общества, отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Однако при решении стратегических вопросов, касающихся определения тактики развития компании, необходимо наличие профессиональной квалификации лиц (лица), принимающих данные решения. Важно обладать знаниями в различных областях, таких как, в первую очередь экономика, право, промышленность и.т.д. В этой связи, в соответствии с законодательством, полномочия по решению такого рода вопросов передаются специальному органу общества — совету директоров, избираемому общим собранием акционеров, состоящему из физических лиц, не являющихся акционерами данного общества и имеющих необходимые профессиональные знания.

Конечно, для привлечения высококвалифицированных специалистов необходимо наличие материального стимула. Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена выплата вознаграждения лицу, исполняющему функции члена совета директоров. При этом, в литературных источниках распространена точка зрения, что обществу следует избегать избрания в совет директоров лиц, которые согласны работать на бесплатной основе.

В обязанностях совета директоров лежит общее руководство деятельностью организации. Из этого следует, что данный орган выполняет ключевые функции в управлении обществом. Вместе с тем, в законодательстве есть оговорка, предусматривающая право, в случае, когда в акционерном обществе число акционеров, являющихся владельцами голосующих акций, менее пятидесяти, закрепить в уставе общества выполнение функций совета директоров (наблюдательного совета) за общим собранием акционеров. При этом, в уставе должно быть указание на определённое лицо или орган общества, в компетенции которого находится принятие решения о проведении общего собрания акционеров и утверждении его повестки дня.

Порядок созыва и проведения заседаний совета определяются уставом или внутренними документами общества. Однако, как верно заметил Е.А. Павлодский: «применение этой, казалось прогрессивной в силу своего диспозитивного характера нормы сталкивается с проблемой недостаточного разграничения компетенции общего собрания и совета директоров, а также с возможной недобросовестностью последнего». Действительно, утверждение внутренних документов входит в полномочия как общего собрания, так и совета директоров. Относительно последнего, с оговоркой — за исключением внутренних документов, отнесенных к компетенции общего собрания.

Вместе с тем, конкретный перечень таких документов законодательством не определен.

Деятельность совета директоров организуется его председателем, избранным из числа членов совета директоров. Данный орган управления также является выборным, единоличным и временным. Его существование производно от совета директоров, но для него предусмотрены собственные правовой статус и компетенция.

В законе прописан перечень вопросов, входящих в компетенцию совета директоров и не подлежащих передаче на решение исполнительному органу, а именно:

• определение приоритетных направлений деятельности общества.

  • Необходимо отметить, что это наиболее важный вопрос, относящийся к компетенции совета директоров. По сути, совет директоров утверждает план, в соответствии с которым общество организует свою деятельность; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров.

Как было указано ранее, законом предусмотрены случаи, когда созыва

собрания могут требовать иные органы или лица, такие как ревизор, аудитор, а также определенная категория акционеров, но принятие окончательного решения о проведении общего собрания остается за советом директоров. Однако, в соответствии с п. 8 ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в случае, если совет директоров не подчиняется требованиям вышеуказанных лиц, они вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести общее собрание акционеров;

  • утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  • определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
  • увеличение уставного капитала общества путём размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» это отнесено к его компетенции;
  • размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом;
  • определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, когда общим собранием акционеров принято решение об уменьшении уставного капитала, общество обладает преимущественным правом, в случае отказа от покупки акций другими акционерами, на приобретение размещенных акций;
  • образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  • рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
  • рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  • использование резервного фонда и иных фондов общества;
  • утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах «к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
  • создание филиалов и открытие представительств общества;
  • одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • одобрение сделок, предусмотренных главой XI Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
  • иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества.

Вместе с тем, в Кодексе корпоративного поведения компетенция данного органа представлена иначе. Здесь акцентируется практическая финансовая деятельность директоров:

  • совет директоров определяет стратегию развития общества и принимает годовой финансово-хозяйственный план;
  • совет директоров обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
  • совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав

акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов;

  • совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью.

В литературе полномочия совета директоров классифицируются по различным основаниям. Так, автор В. В. Долинская предлагает следующий вариант классификации:

  • по характеру вопросов:

а) организационные (например, п. 2, 3,4, 9 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

б) имущественные (например, п. 5, 6, 7,8 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

в) смешанные (например, п. 14 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

  • по степени участия совета директоров в их решении:

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: 1 января 1996 года начал действовать Федеральный Закон «Об акционерных обществах», который вместе с ГК РФ установил новое правовое пространство для акционерных обществ. Два указанных правовых акта стали основой для осуществления деятельности современных акционерных обществ.

Исходя из признаков акционерного общества можно предложить следующее его определение: акционерным обществом следует признать юридическое лицо, которое обладает общей правоспособностью, основной целью деятельности которого является получение прибыли, уставный капитал которого разделен на акции, удостоверяющие обязательственные права его участников в отношении к данному юридическому лицу, которые объединяются на основании заключенного между ними гражданско- правового договора, не отвечают по обязательствам общества, принимая риск убытков, связанных с его деятельностью, в размере стоимости принадлежащих ему акций.

Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). При образовании акционерного общества его учредителями должны быть выполнены такие юридически значимые действия как принятие единогласного решения об учреждении акционерного общества, утверждении устава, органов управления и т.п., и заключение между собой договора о его создании.

Читайте также:  Продление срока действий водительских удостоверений на 3 года

При создании акционерного общества все его акции подлежат распределению между учредителями, соответственно, учредитель это всегда акционер. При этом в юридической литературе достаточно обоснованно критикуется правило о том, что российский законодатель оставил без внимания то, что на стадии учреждения акционерного общества в действительности существуют две группы лиц: во-первых, учредители, которые заинтересованы в образовании и последующей деятельности общества, которые готовы для этого принять на себя некоторые обязанности (т.е., собственно, учредители), и, во-вторых, учредители (или, точнее говоря, акционеры-подписчики), которые желают сделать взносы в уставный капитал образуемого акционерного общества, но не имеют намерения брать на себя какие-то обязанности по его созданию.

Обе данные группы в гражданском законодательстве России названы одинаково — учредители, что нам представляется не вполне правильным.

Юридическое значение уставного капитала состоит в том, что его размер определяет рамки минимальной имущественной ответственности акционерного общества по своим обязательствам. Практическое значение образования уставного капитала посредством размещения акций состоит в возможности незамедлительного привлечения финансовых средств, которые необходимые для начала реальной экономической деятельности

Управление акционерным обществом предполагает наличие механизма или систему взаимодействия участников и способы, при помощи которых они представляют свои интересы. Процедура управления акционерным обществом предполагает комплекс действий, которые необходимы для формирования и достижения целей организации.

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. С учетом неоднозначного определения в законах исключительной компетенции общего собрания акционеров, существование диспозитивных норм в регламентации распределения полномочий между органами управления в уставе акционерного общества, и его локальных актах, должна быть четко установлена компетенция каждого из органов управления, где в том числе необходимо урегулировать проблемы организации деятельности органов управления общества, режим и процедуру изменения уставного капитала, и иные вопросы.

Совет директоров является контрольным органом. Он несет основную ответственность в управлении делами акционерного общества, осуществляя три главные функции: осуществление контроля за деятельностью руководства; назначение и консультирование исполнительного органа; принятие основных корпоративных экономических и финансовых решений.

Деятельность исполнительного органа общества регулируется в законе в самом общем виде. Определение его взаимодействия с иными органами управления, осуществляется по усмотрению учредителей или совета директоров.

Предпосылки возникновения новой классификации хозяйственных обществ

В рамках реформы гражданского законодательства наряду с отношениями собственности (вещными отношениями) и обязательственными отношениями произошло вычленение самостоятельной сферы социальных отношений — корпоративных (ст. 2 ГК РФ), а также предложено новое деление юридических лиц на унитарные организации и корпоративные юридические лица. Корпорация закреплена в качестве основной формы организации бизнеса (ст. 65.1 ГК РФ).

Выделение корпоративных отношений в самостоятельный вид отношений, связанных с участием в особом типе юридических лиц, меняет многие привычные стереотипы понятий типа «собственники бизнеса», «собственники корпораций», «акционерная собственность». Это связано с тем, что отношения между корпорацией и ее участниками основаны не на отношениях собственнос­ти, а на особых корпоративных отношениях. Появляется необходимость актуализировать исследование такого явления, как корпорация и корпоративные отношения.

Норма права

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями)
В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 65.1 ГК РФ).

При этом развернулась дискуссия о пределах императивного вмешательства законодательства во внутрикорпоративные отношения участников хозяйственных обществ. Основной вопрос связан с тем, в каком объеме необходимо императивно регулировать правила внутри­корпоративного поведения, а в каком целесообразно предоставить участникам корпорации возможность самим определять правила поведения и условия взаимодействия по свое­му усмот­рению (свободу внутрикорпоративной самоорганизации).

Сторонники максимальной свободы внутрикорпоративной самоорганизации подчеркивают, что хозяйственные общества — это добровольные объединения. Поэтому логично, что их участники самостоятельно определяют условия свое­го взаи­модействия, которые отвечают их интересам. Императивное вмешательство законодательства во внутрикорпоративные отношения следует ограничить только определенными, особо значимыми сферами. По их мнению, целесообразно следующее.

Во-первых, увеличить договор­ные начала в регулировании внутрикорпоративных отношений. Это означает сокращение законодательного регулирования этих отношений и расширение сфер, которые регулируются исключительно по усмотрению участников корпорации.

Во-вторых, в тех сферах, которые регулируются законодательно, снизить долю императивных норм, предписывающих однозначные правила поведения, и увеличить долю диспозитивных норм, позволяющих устанавливать правила взаимодействия по усмотрению участников корпорации.

Им возражают представители традиционного подхода к регулированию корпоративных отношений. По их мнению, императивные правила призваны минимизировать негативные последствия неравенства участников хозяйственного оборота, защищая экономически слабых от произвола более сильных.

Корпоративные отношения обладают спецификой по сравнению с классическими гражданскими правоотношениями. В них вступают лишь формально равноправные участники, так как объединение неравных капиталов дает фактически неравный объем корпоративных прав. Интересы доминирую­щих участников корпорации преобладают над интересами остальных участников (эффект корпоративного контроля). Доминирующее участие в уставном капитале позволяет им формировать волю юридического лица, которая становится обязательной для всех его участников.

Однако чрезмерная свобода внутрикорпоративной самоорганизации может привести к тому, что экономически сильные участники навяжут экономичес­ки более слабым участникам такие правила взаимодействия, которые приведут к несоблюдению интересов последних. Задача законодателя — обеспечить баланс интересов всех участников корпоративных отношений, в том числе и посредством установления обязательных правил их поведения.

Данная дискуссия разрешилась посредством деления хозяйственных обществ на пуб­личные и непубличные. Цель такой классификации — установление дифференцированных режимов регулирования внутри­корпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав учас­тия в них (акций в АО и долей в уставном капитале ООО).

Основы акционерного предпринимательства

В отличие от рассмотренных ранее организационно-правовых форм предпринимательства на основе долевого владения бизнесом акционерное предпринимательство предусматривает использование специальных долевых ценных бумаг – акций для удостоверения прав и ограниченной ответственности владельцев соответствующих долей.

Основу акционерного предпринимательства составляют акционерная собственность и владение акциями бизнес-единиц как свидетельство участия во владении и управлении бизнесом. Бизнес-единицы, имущество которых находится в акционерной собственности, называются акционерными обществами (АО).

Публичное акционерное общество

Публичное акционерное общество (публичное АО) – объединение любых физических и юридических лиц для ведения предпринимательской деятельности на основе открытого и свободного приобретения ими акций.

Участники публичного АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Публичное АО вправе проводить открытую подписку на эмитируемые акции и их свободную продажу любым потенциальным покупателям.

Уставный капитал публичного АО разделен на определенное число акций, каждая из которых выполняет роль титула собственности каждого акционера и основы формирования его дивидендов при разделении чистой прибыли публичного АО. Участники публичного АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с предпринимательской деятельностью общества лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Во многих странах публичные АО называются корпорациями (англ. corporation – объединение, включение). В современной русской бизнес-среде слова «корпорация» и «корпоративное предпринимательство» долгие годы употребляли для характеристики любого крупного бизнеса.

С 2014 г. в российском законодательстве под корпорациями понимается определенный тип юридических лиц, так что на данный момент этот термин приобрел иной смысл.

Непубличные и публичные акционерные общества имеют много общих признаков, включая возможность учреждения обоих видов АО одним учредителем либо возможность обладания таким учредителем всеми акциями АО. Оба вида АО – самые прозрачные формы частного предпринимательства в России и наиболее точно, по меркам действующего в России законодательства, отражают профессиональный статус частных предпринимателей в части соблюдения баланса их прав и ответственности.

Избрав АО в качестве организационно-правовой формы частного предпринимательства, владельцы бизнеса смогут, с одной стороны, нести ответственность лишь за собственные действия, связанные с приобретением всей совокупности акций АО, иными словами, исключительно за собственные предпринимательские усилия. С другой стороны, они могут установить себе такие правила получения дивидендов, при которых степень реализации их персональных интересов окажется в полной зависимости от масштабов процветания их бизнес-единиц и, следовательно, от уровня общественного признания деятельности этих бизнес-единиц.

Итак, рассмотрев особенности функционирования ОАО, можно сделать следующий вывод: что в виде данной организационно-правовой формы действуют в основном крупные предприятия, которые обладают достаточно крупными финансовыми ресурсами и высоким производственным потенциалом. Подобные крупные компании, мощные промышленно-хозяйственные комплексы, являются основой экономической системы любого индустриально развитого государства.

В конце хотелось бы отметить, что сегодня в России именно крупные компании (чаще всего в форме АО), вносят наибольший вклад в ВВП страны, и, по сути, получают некоторые возможности влияния на государственную политику через лоббирования своих интересов.

Выбор формы открытого акционерного общества является вполне обоснованным, если новая компания инновационная и, следовательно, ориентирована на стремительный рост.

С другой стороны, организационно-правовая форма открытого акционерного общества может быть выбрана не только крупными, но также средними и малыми фирмами, которые ориентированы на привлечение капитала в форме иностранных инвестиций.

Мы коротко рассмотрели открытое акционерное общество, его характерные особенности и структуру, особенности управения, а также формы реорганизации и ликвидации.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Что такое правовое положение акционерного общества

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

3. Особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, страховыми организациями, клиринговыми организациями, специализированными финансовыми обществами, специализированными обществами проектного финансирования, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственными пенсионными фондами и иными некредитными финансовыми организациями, акционерными обществами работников (народными предприятиями), а также прав и обязанностей акционеров таких акционерных обществ определяются федеральными законами, регулирующими их деятельность.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами.

Читайте также:  Правила обучения охране труда с 1 сентября 2022 года

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

6. Особенности осуществления акционерами своих прав в случаях, если они не являются лицами, зарегистрированными в реестре акционеров общества, определяются законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Учреждение АО происходит в несколько этапов.

Принятие решения об учреждении. АО создают по решению собрания учредителей или одного учредителя. Решение об учреждении АО должно содержать определенную информацию, в том числе результаты голосования учредителей и принятые ими решения по определенным вопросам:

Регистрация юридического лица. Общество обязательно нужно зарегистрировать в органе, который осуществляет государственную регистрацию юридических лиц — ФНС России. Для этого в ФНС России подается заявление о государственной регистрации юридического лица.

Эмиссия акций. Акции при учреждении АО распределяются среди учредителей этого общества. Они считаются распределенными среди учредителей в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска.

Для государственной регистрации выпуска необходимо утвердить решение и отчет о выпуске акций, а также предоставить их вместе с другими необходимыми документами в Банк России в течение 30 дней после даты государственной регистрации АО.

При учреждении акционерного общества процедура эмиссии проходит в упрощенном порядке — государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляются одновременно. Если все требования соблюдены, Банк России примет решение о регистрации выпуска акций. После этого акции размещаются.

Размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется на основании договора о его создании.

Понятие непубличного акционерного общества

Непубличное акционерное общество –это акционерное общество, чьи акции и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут обращаться путем открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретений неограниченному кругу лиц.

В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ в отношении непубличных обществ:

— компетенция общего собрания может быть расширена положениями устава общества;

— возможно передать ряд полномочий от общего собрания акционеров (участников), кроме перечисленных в самом ГК РФ, к совету директоров или правлению;

— функции правления общества полностью или в части могут быть переданы совету директоров или ЕИО;

— ревизионная комиссия может не создаваться, при этом непубличное акционерное общество должно привлекать аудитора;

— в уставе общества может быть предусмотрен иной, отличный от установленного законами, порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний акционеров (участников), принятия ими решений при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем;

— в уставе могут быть предусмотрены иные, чем в Законе, требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний совета директоров и правления.

Уставом непубличного акционерного общества в соответствии со ст. 7 Закона об АО может быть предусмотрено:

— преимущественное право приобретения акционерами и обществом (если акционеры не воспользовались своим правом) акций, отчуждаемых по возмездным сделкам по цене предложения третьему лицу или по цене, определенной уставом;

— необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам (действует в течение срока, предусмотренного уставом, но не более 5 лет со дня регистрации общества или соответствующих изменений в устав общества);

— отказ от преимущественного права размещаемых дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;

— дополнительные обязанности акционеров;

— уставом непубличного общества может быть предусмотрена возможность передачи вопросов из компетенции общего собрания в компетенцию совета директоров, за исключением указанных в Законе (п. 4 ст. 48 Закона об АО).

Все указанные положения могут быть предусмотрены уставом при учреждении общества или приняты единогласно (ст. 66.3 ГК РФ; ст. 7, п. 4 ст. 48 Закона об АО).

Правовое положение унитарных предприятий: понятие, виды, особенности правового статуса.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Особенности унитарных предприятий состоят в том, что они не являются собственниками своего имущества — оно находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

В соответствии с законом создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

— унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

— унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, являются коммерческими организациями.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

Собственник имущества не только решает вопросы создания предприятия, но и определяет предмет и цели его деятельности

в уставе отражают размер уставного фонда и источники его формирования. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Органом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им органом и подотчетный ему

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника.

Юридические признаки АО

Работа таких предприятий регулируется двумя документами:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 96-104);
  • ФЗ от 26.12.1995г. №208.

В теории и на практике мы выделяем следующее признаки АО:

  1. Имеет в собственности или управлении отдельное имущество или ликвидный капитал, который можно быстро продать.
  2. Имеет юридический адрес, индивидуальный номер налогового учета, расчетный счет и другие официальные реквизиты, необходимые для осуществления деятельности предприятия.
  3. Уставным фондом и включенным в него имуществом в собственности несет полную материальную ответственность за свои действия. Однако акционер не несет ответственность по долгам АО.
  4. Все участники связаны единой целью, задачами и способами их решения. Через иерархическую структуру предприятие подчинено правилам организационного единства. Вступление в компанию через покупку ее ценных бумаг подтверждает согласие нового участника действовать согласно установленным целям.

ПАО: суть и отличия от ОАО

Длительное время в России действовало разделение всех акционерных обществ на 2 типа:

  • открытое (ОАО);
  • закрытое (ЗАО).

Однако в сфере гражданского законодательства с 1 сентября 2014 года произошли важные изменения, в результате которых открытое общество стало называться публичным акционерным обществом, а закрытое – непубличным. Соответственно, теперь существует другая классификация этих организационных форм:

  • ОАО трансформировалось в ПАО;
  • ЗАО трансформировалось в непубличное общество, но аббревиатура не изменилась (тем не менее, иногда используется НАО).

Таким образом, с точки зрения законодательства и по факту ПАО является правопреемником ОАО, и эти организации отличаются только названием (изменения внесены Федеральным законом №99).

Закон предписывает всем учредителям сделать переименование, причем госпошлина за это не уплачивается, а в учредительным документах и прочих бумагах должны измениться:

  • печать;
  • название организации в банковских документах;
  • название во всех публичных контактах (вывеска, сайт, рекламные материалы и т.п.).

Также владельцы обязаны уведомить всех действующих контрагентов организации в намерениях о переименовании. В остальном же на ПАО распространяются те же требования законодательства, которые касались в прошлом ОАО (соответственно, для НАО действуют нормы, касавшиеся ЗАО).


Похожие записи:

Добавить комментарий