Евразийский экономический союз. Цели и история создания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Евразийский экономический союз. Цели и история создания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.

Основные цели Евразийского экономического союза:

  • создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
  • сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
  • модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:

  1. Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
  2. Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.

Евразийский экономический союз

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.

Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.

Техническое регулирование и сертификация

ЕАЭС (расшифровка Евразийский экономический союз) создает условия для упрощенного оборота товара на своей территории. Для этого существуют единые регламенты, стандарты, которые содержат требования безопасности к различным объектам и обязательны для применения. Проводится госрегистрация, декларирование и сертификация продукции органами с аккредитацией, и без прохождения этих процедур торговля в определенных случаях будет невозможна.

Читайте также:  Выплаты и доплаты инвалидам в Самарской области и Самаре в 2023 году

Однако требования постоянно меняются, как и правила распространения товаров, услуг или работ. Самостоятельно отслеживать и изучать актуальность документов — потерять время и ресурсы, которые можно потратить эффективнее для своего дела. Поэтому лучше доверить эти задачи специалистам. «РТС Сертификация» ответит на ваши вопросы и поможет пройти все необходимые процедуры в короткие сроки.

Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан.

В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.

В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.

В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:

  • Армения,
  • Киргизия.

Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Киргизия.

Евразийское экономическое сообщество

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.

Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.

Странами-участницами были:

  • Беларусь,
  • Казахстан,
  • Киргизия,
  • Россия,
  • Таджикистан,
  • Узбекистан,

Странами-наблюдателями были:

  • Армения,
  • Молдавия,
  • Украина.

В ЕАЭС изменено Положение о разработке, финансировании и реализации межгоспрограмм и проектов в промышленности

3 Февраля, 2023 Евразийский межправительственный совет 3 февраля принял решение о внесении изменений в Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в сфере промышленности. Данный документ действует в рамках Евразийского экономического союза уже пять лет, с февраля 2018 года, и в настоящее время возникла потребность в корректировке его отдельных норм.

Изменения некоторых пунктов, содержащихся в документе, продиктованы необходимостью повышения качества проработки проектов межгоспрограмм на этапе инициирования, а также стимулирования их финансирования за счет внебюджетных средств. Эта работа проведена Евразийской экономической комиссией совместно с уполномоченными органами стран ЕАЭС. Проекты соответствующих нормативных правовых актов вносились в 2022 году на рассмотрение Консультативного комитета по промышленности, Коллегии Комиссии и Совета Комиссии, где все изменения были одобрены.

Читайте также:  Штраф за несвоевременную регистрацию автомобиля

Идея о создании экономического союза на базе стран бывшего СССР появилась ещё в 1994 году. Тогда её выразил бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В 1996 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия заключили договор об углублённой экономической и гуманитарной интеграции.

В 2001 году появился предок ЕАЭС — ЕврАзЭС.

В 2010 году Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза внутри ЕврАзЭС. Это усилило экономическую интеграцию этих стран.

В 2012 году они же заключили договор о создании Единого экономического пространства, то есть об общем рынке стран — участниц ЕврАзЭС. Фактически документ был вдохновлён Евросоюзом и его Европейским экономическим пространством.

В 2014 году было принято решение о создании ЕАЭС. Первого января 2015 года оно вступило в силу. К союзу присоединились Армения и Киргизия.

Таможенный союз и ЕАЭС

Дабы избежать экономической зависимости и диктата со стороны более сильных государств, Россия, Беларусь и Казахстан в 2007 г. образовали Таможенный Союз (ТС), который в 2014 г. был преобразован в Евразийский экономический союз – ЕАЭС; позднее в него вошли Армения (2014 г.) и Кыргызстан (2015 г.).

Образование экономического союза наглядно свидетельствует о том, что бывшие республики СССР стремятся к восстановлению ранее существовавших хозяйственных и технологических связей с учётом новых политических и экономических реалий.

Пример таких устойчивых международных организаций, как НАТО и Евросоюз сплочённого западного мира привёл к образованию аналогичного полюса силы на Востоке. Создавая ЕАЭС, Россия стремится стать центром таких сил; союз призван генерировать не только экономический рост, но и политический вес.

Евразийский экономический союз как международная организация региональной экономической интеграции был учреждён 29 мая 2014 года. Договор о Евразийском экономическом союзе вступил в действие с 1 января 2015 года, то есть, это молодая организация.

Опросы общественного мнения

7В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Беларуси, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:

  • в Казахстане — 80 %, 10 %, 4 %;
  • в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %;
  • в России — 72 %, 17 %, 4 %;
  • в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %;
  • в Кыргызстане — 67 %, 15 %, 8 %;
  • в Молдове — 65 %, 20 %, 7 %;
  • в Армении — 61 %, 26 %, 6 %;
  • в Беларуси — 60 %, 28 %, 6 %;
  • в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %;
  • в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %.
Читайте также:  IV. Единовременные дополнительные выплаты

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Направления деятельности и условия вступления

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.


Похожие записи:

Добавить комментарий