Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 36 ТК РФ. Ведение коллективных переговоров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.
Этапы ведения коллективных переговоров
Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.
1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:
- если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
- если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
- профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
- если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.
2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.
3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:
- порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
- обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
- вопросы взаимной ответственности и др.
4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.
5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.
6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.
Коллективные переговоры и цели их проведения
Одной из самых важных форм социального партнерства принято считать коллективные переговоры (КП). Этот термин определен в статье 2 Конвенции №154 Международной организации труда, а обозначает он:
- переговоры, проходящие между предпринимателями (или их организациями) и трудящимися, которые также могут быть объединены в организации, с целью определения условий труда и занятости;
- урегулирование взаимоотношений, которые возникают между вышеперечисленными сторонами.
В ходе проведения коллективных переговоров профсоюзами и иными участниками процесса регулируются вопросы разработки и заключения коллективных договоров, которые призваны обеспечить право на социальную защиту работников и служить для разрешения споров в сфере труда.
Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений для того, чтобы:
- определить условия труда работников, их занятость и прочие права;
- урегулировать взаимоотношения между трудящимися и работодателями;
- обеспечить урегулирование взаимосвязей, которые возникают между организациями работодателей и работников.
Этапы ведения коллективных переговоров
Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.
Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.
1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:
- если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
- если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
- профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
- если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.
2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.
3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:
- порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
- обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
- вопросы взаимной ответственности и др.
4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.
5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.
6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.
Понятие и назначение КП
Коллективные переговоры представляют собой обмен мнениями между работодателем и работниками обеспечивает возможность ведения двустороннего диалога. Это дает широкие возможности для улучшения качества работы отдельно взятого сотрудника или подразделения. Также с помощью регулярного проведения коллективных переговоров можно добиться получения более высокого результата работы всей компании.
Начинаться и проводиться такие переговоры могут по инициативе любой из сторон. На них обычно решаются все текущие вопросы, разрабатываются договора для внутреннего применения. Результативность работы при проведении коллективных переговоров повышается, устраняются вероятные конфликты и разногласия как между сотрудниками, так и между представителями работодателя и представителями работников фирмы.
Гарантии и компенсации на время проведения коллективных переговоров
Важно! Если во время проведения коллективных переговоров потребовалось присутствие экспертов и посредников, их услуги оплачиваются со стороны инициатора переговоров.
Коллективные переговоры требуют временных, финансовых и эмоциональных затрат, а потому правительством предусмотрен ряд преференций для представителей сторон:
- сотрудников нельзя увольнять, переводить на другие должности и привлекать к дисциплинарным взысканиям во время проведения переговоров (кроме случаев, регламентируемых трудовым законодательством);
- работники освобождаются на время ведения переговоров от всех основных обязанностей, получая при этом средний заработок.
О коллективных трудовых спорах в законодательстве
Поводом для такого спора становится ситуация, когда работодатель фактически отказывается принимать во внимание мнение профессионального объединения. Можно выбирать разные даты для инициации такого мероприятия:
- Когда подписан протокол разногласий, после проведения переговоров.
- Работодатель вынес решение, но не сообщил о нём подчиненным в указанный срок.
- День, когда сотрудники поставлены в известность относительно каких-либо отклоненных требований.
Сами разногласия еще нельзя назвать трудовым спором, потому как шанс на их урегулирование ещё остаётся между сторонами.
Спор оформляется, когда все способы прийти к компромиссу уже испробованы на практике, но не дали никаких результатов. Законодательство определяет стороны, которые могут участвовать в таком процессе.
Следующие лица наделены правом представлять руководство:
- организации профессиональных объединений;
- руководящие сотрудники;
- другие лица, наделенные соответствующими полномочиями.
Единый представительный орган от работников на ведение коллективных переговоров
Интересы работников должны представлять только представители работников, которым предоставлены полномочия в соответствии с установленными требованиями трудового законодательства. То есть, лица представляющие интересы работодателя либо организации, финансируемые работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления не могут представлять интересы работников.
Интересы работников представляют только профсоюзы. Если же на соответствующем уровне существуют несколько профсоюзов или объединений профсоюзов, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется каждому из них. В таком случае представитель от каждого профсоюзного органа входит в состав единого представительного органа от работников на ведение коллективных переговоров. Именно для этих целей формируется такой орган с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.
ВНИМАНИЕ! Что такое профсоюзная организация и как её создать?
Если же между профсоюзами отсутствует договоренность о создании единого представительного органа на ведение коллективных переговоров, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу, который объединяет наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
На локальном уровне в организации у работодателя может существовать несколько первичных профсоюзных организаций, которые в совокупности объединяют более половины работников. Такие профсоюзы могут создать единый представительный орган. Он формируется на основе принципа пропорционального представительства, т.е. в зависимости от количества численности членов профсоюза.
В состав единого представительного органа должен входить представитель от каждой первичной профсоюзной организации. Данный орган обладает инициативным правом по проведению коллективных переговоров по вопросам трудовой деятельности. Закон предоставляет первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, право инициировать коллективные переговоры без создания единого представительного органа на ведение коллективных переговоров.
Как протоколируются коллективные переговоры
Коллективные договоры должны фиксироваться документально, поскольку процедура их проведения регламентирована законом. Во время ведения переговоров оформляется протокол, включающий в себя следующие сведения:
- регистрационный номер протокола;
- название заседания;
- время и дата ведения переговоров;
- состав комиссии (фамилии, имена, отчества, должности);
- повестка дня;
- выступающий по каждому вопросу;
- принятое решение по каждому вопросу;
- количество голосов «за» и «против» (в случае проведения голосования) по всем вопросам в отдельности;
- подписи участников (по окончании ведения переговоров).
Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы. Для этого работодатель должен издать приказ. Унифицированной формы такого приказа не предусмотрено, поэтому он составляется в произвольной форме с обязательным указанием сотрудников, которые освобождаются от работы, а также срока такого освобождения. Дни освобождения от работы в связи с участием в коллективных переговорах обязательно фиксируются в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы Т-12, Т-13) буквенным обозначением «Г» или цифровым «23».
За работниками, участвующими в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 ТК РФ).
К сведению.
Оплату услуг экспертов, специалистов и посредников производит приглашающая сторона, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, не могут быть:
— подвергнуты дисциплинарному взысканию;
— переведены на другую работу по инициативе работодателя;
— уволены по инициативе работодателя.
Однако, чтобы исключить злоупотребление правом со стороны работника, участвующего в переговорах, законодатель установил, что уволить работника все же можно, но только за совершение проступка. То есть увольнение по сокращению или в связи с ликвидацией возможно только с согласия профсоюзной организации, а вот прекращение трудовых отношений ввиду прогула, совершения аморального поступка или кражи правомерно и без такового.
Рассмотрим кратко порядок ведения коллективных переговоров. Все начинается с того, что обе стороны должны предоставить информацию о том, какие именно вопросы они хотят обсудить. Тема должна быть четко сформулирована для того, чтобы избежать недопонимания и пустой траты времени. Только после того, как обе стороны четко сформулировали свои вопросы, начинается непосредственный процесс переговоров.
Как мы говорили выше, инициатива может принадлежать как сотрудникам, так и работодателю, поэтому претензии, предложения и новые идеи могут появляться с обеих сторон. При этом надо понимать, что коллективные переговоры не всегда касаются спорных и конфликтных ситуаций, они также являются способом предложить какие-то новые решения, которые будут более удобны и интересны для всех членов коллектива.
После того, как обе стороны сформулировали свои вопросы, необходимо уведомить другую сторону о том, что планируется собрание. При этом очень важно указать точную дату его проведения и место. Также в записке должен быть перечислена состав представителей с обеих сторон. Каждый участник может представить не более 7 человек, но минимум 3.
После того, как обе стороны получили уведомления, они должны вступить в переговоры в течение недели. Человеку, который выступил инициатором проведения собрания, должна быть послана записка с перечислением всех членов комиссии, а также с указанием их полномочий. Считается, что переговоры должны начинаться спустя день, после того как инициатор мероприятия получил данную записку.
Защита интересов сторон
Как мы говорили выше, интересы работодателя при проведении коллективных переговоров представляет любой человек или организация, которые не имеют финансовой или политической поддержки со стороны руководителя. Это необходимо для того, чтобы после принятия документа его правильно узаконили с учетом равноправия всех сотрудников.
Коллективный договор должен быть зарегистрирован в течение недели после его принятия и подписания. Отметим, что регистрацию нельзя запретить или отменить, потому что она должно быть осуществлена, даже если в самом тексте были найдены какие-то опечатки. Также в течение недели комиссия, которая контролировала ведение переговоров, должна тщательно изучить все условия принятого акта для того, чтобы найти какие-то моменты или аспекты, которые тем или иным способом могут ухудшать положение сотрудников. Вся информация должна быть сообщена каждой стороне. В результате может быть принято решение еще одного собрания с целью формирования новых принципов, которые будут устраивать каждую из сторон.
Коллективное соглашение
На предприятии могут действовать генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ст. 45 ТК РФ). В случае если работодатель, осуществляющий деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представил в федеральный орган исполнительной власти мотивированный отказ, соглашение распространяется и на него (ст. 48 ТК РФ). Прекращение участия в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения условий соглашения, заключенного в период его членства (ст. 48 ТК РФ). К примеру, имеется ряд соглашений (городских (отраслевых)), устанавливающих минимальный размер заработной платы для работников.
Комментарий к Ст. 36 ТК РФ
1. Согласно положениям Конвенции МОТ N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) предметом коллективных переговоров могут быть любые переговоры между представителями работников и работодателей, которые бы позволили урегулировать условия труда на договорной основе.
2. Инициатором коллективных переговоров может быть любая из сторон. При этом представители стороны, получившие в письменной форме предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.
3. Лицам, органам или организациям, указанным в ч. 3 настоящей статьи, запрещено осуществлять представительство ими интересов работников в сфере социального партнерства, кроме случаев, предусмотренных ТК РФ.
Порядок ведения коллективных переговоров
- Представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (статья 356 ТК).
- Сторонам предоставлено право самим определять время начала коллективных переговоров, в том числе и по подготовке проекта нового коллективного договора. При этом время начала переговоров по заключению коллективного договора необходимо определить с таким расчетом, чтобы согласование проекта коллективного договора и его заключение состоялось до окончания срока действующего коллективного договора.
- Каждая сторона имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок (статья 357 ТК). Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон. Примерная форма требования приведена в приложении 1.
- Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию по коллективным переговорам из равного числа уполномоченных представителей сторон (статья 357 ТК). При наличии в организации профсоюзных организаций нескольких профсоюзов:
количество сторон коллективных переговоров не меняется;
необходимо предусматривать участие в работе комиссии по коллективным переговорам представителей всех профсоюзных организаций, действующих в организации, по решению их выборных органов;
количество представителей профсоюзных организаций, включаемых в состав комиссии по коллективным переговорам, определяется пропорционально численности членов профсоюзов в составе этих организаций, но не менее одного человека от каждой из них (с правом замены);
решения стороны работников в рамках комиссии по коллективным переговорам вырабатываются с учетом предложений всех профсоюзных организаций. При наличии разногласий у стороны работников этой стороной предпринимаются шаги по выработке согласованного решения. В случае если согласие не достигнуто, решение принимается большинством голосов стороны после дополнительного обсуждения.
Количество представителей от каждой из сторон коллективных трудовых отношений устанавливается по взаимной договоренности сторон, но, как правило, не менее трех человек от каждой стороны.
- Персональный состав уполномоченных представителей от профсоюзной организации в комиссию по коллективным переговорам утверждается на заседании профсоюзного комитета (далее – профком). При этом в состав комиссии может быть включен любой работник – член профсоюза, не назначенный уполномоченным представителем от нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.
Пример оформления протокола заседания профкома приведен в приложении 2.
- Руководитель организации в свою очередь издает приказ (распоряжение) о назначении представителей нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.
- Выписка из протокола заседания профкома и копия приказа (распоряжения) нанимателя являются документами, подтверждающими полномочия представителей сторон на ведение коллективных переговоров.
- На первой встрече представители сторон (кроме организаций с малой численностью работников – членов профсоюзов, как правило, до 5 человек (включительно)) договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, определяют полномочия председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.
В организациях с малой численностью работников – членов профсоюзов на первой встрече представители сторон могут приступить к рассмотрению проекта коллективного договора.
- На заседаниях комиссии по коллективным переговорам функции председательствующего выполняют поочередно сопредседатели сторон коллективных переговоров.
- На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. При наличии разногласий по каким-либо вопросам каждая из сторон вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений. При этом стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке (статья 357 ТК).
- Каждое заседание комиссии по коллективным переговорам оформляется протоколом. Пример оформления протокола заседания комиссии приведен в приложении 3.
- Профкому целесообразно представлять свои предложения в проект коллективного договора, взяв за основу нормы действующего в организации коллективного договора. В коллективном договоре рекомендуется закреплять в отношении работников гарантии, предусмотренные в местном, тарифном и Генеральном соглашениях (далее – социально-партнерские соглашения), а также предусматривать дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами вышеуказанных соглашений.
П р и м е ч а н и е.
При изложении в коллективном договоре норм не рекомендуется использовать такие выражения, как «наниматель может», «при наличии финансовых возможностей», «при наличии средств» и т.п.
- Процесс разработки проекта коллективного договора и его заключение, как правило, состоит из следующих основных этапов:
- проведение сторонами разъяснительной работы в организации, ее структурных подразделениях о значении коллективного договора, необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и законных интересов работников;
- организация сбора предложений от работников для включения в проект коллективного договора;
- анализ и систематизация предложений работников, поступивших в профком (комиссию по коллективным переговорам);
- подготовка проекта коллективного договора;
- доведение подготовленного проекта коллективного договора до сведения каждого работника;
- обсуждение проекта коллективного договора работниками (по возможности во всех структурных подразделениях организации);
- доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;
- проведение (при необходимости) анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, перспектив ее развития (часть четвертая статьи 357 ТК, статья 20 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах»);
- проведение коллективных переговоров по доработанному проекту коллективного договора;
24.10. представление профкомом проекта коллективного договора в вышестоящую профсоюзную организацию для проведения анализа (экспертизы) на соответствие законодательству и полноте включения в него всех норм социально-партнерских соглашений с учетом реальных возможностей организации;
24.11. обсуждение и одобрение проекта коллективного договора, как правило, на профсоюзном собрании, конференции работников, если иное не определено сторонами (статья 369 ТК).
Допускается обсуждение и одобрение проекта коллективного договора на профсоюзном собрании, конференции работников путем проведения заочного обсуждения и голосования (опросным методом);
24.12. подписание коллективного договора.
Примерный план мероприятий по подготовке, ведению переговоров и подписанию коллективного договора приведен в приложении 4.
- Проект подготовленного коллективного договора целесообразно выносить на профсоюзное собрание, конференцию работников одновременно с подведением итогов выполнения коллективного договора, срок действия которого истекает.
- Все разногласия сторон по проекту коллективного договора могут выносится на обсуждение профсоюзного собрания, конференции работников для принятия решения о достижении согласия или предъявления нанимателю требования (часть первая статьи 379 ТК). Пример оформления протокола профсоюзного собрания, конференции работников приведен в приложении 5.
- Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствовало более половины работников, а на конференции работников – не менее двух третей делегатов. Организациям с численностью работников свыше 150 человек рекомендовано проводить конференцию. Решение такого собрания, конференции считается принятым, если за него проголосовало более 50 процентов участников собрания, конференции.
- При разногласии сторон по отдельным положениям проекта, при наличии соответствующего решения собрания, конференции работников, коллективный договор может быть подписан сторонами по согласованным позициям.
Примерный план мероприятий
профсоюзного комитета по подготовке, ведению
переговоров и заключению коллективного договора
(дополнительного соглашения к коллективному договору)
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок
выполнения |
Ответственный за выполнение | Отметка о выполнении |
1. | Включение в план работы профкома мероприятия по подготовке проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | В год разработки | Председатель профкома | |
2. | Рассмотрение на заседании профкома вопроса о направлении требования нанимателю о проведении переговоров | За 3 – 4 месяца до окончания срока действия колдоговора | Председатель профкома | |
3. | Проведение разъяснительной работы в организации, ее структурных подразделениях | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, цехкома | |
4. | Организация сбора предложений от работников для включения в проект коллективного договора | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, цехкома | |
5. | Анализ и систематизация поступивших предложений от работников | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, члены комиссии от профсоюза (далее – члены комиссии) | |
6. | Подготовка проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, комиссии | |
7 | Доведение подготовленного проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) до сведения каждого работника | В течение 5 рабочих дней после принятия соответству-ющего решения | Члены профкома, цехкома | |
8. | Обсуждение работниками проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, комиссии | |
9. | Доработка проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) по результатам обсуждения | За 1 – 2 месяца | Члены профкома, комиссии | |
10. | Проведение анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, перспектив ее развития (при необходимости) | По мере необходимости | Члены профкома, комиссии | |
11. | Проведение коллективных переговоров по проекту коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 1 – 2 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены комиссии | |
12. | Представление проекта коллективного договора в вышестоящую профсоюзную организацию для проведения анализа (экспертизы) | В течение 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения | Профком | |
13. | Подготовка к проведению и проведение собрания (конференции) работников организации для обсуждения и одобрения проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) либо в ином порядке, предусмотренном сторонами | В месяце окончания срока действия предыдущего договора | Профком, члены комиссии | |
14. | Подписание коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | Не позднее двух недель со дня проведения собрания (конференции) | Уполномоченный от профсоюза | |
15. | Регистрация коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | В течение месяца после принятия (подписания) | Наниматель, контроль профкома | |
16. | Контроль выполнения коллективного договора | Постоянно | Профком, комиссия, наниматель | |
17. | Подведение итогов выполнения коллективного договора | Полугодие | Профком, комиссия, наниматель |
Представители работников при проведении коллективных переговоров
На основании ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Давайте разберемся, кто же может выступать от имени работников. Статьей 29 ТК РФ установлено, что представителями работников в социальном партнерстве могут быть:
— профессиональные союзы и их объединения;
— иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
— иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Если коллективные переговоры проводятся с целью заключения или изменения соглашения, разрешения коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также для формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, интересы работников будут представлять соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.
А вот при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
К сведению. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а значит, и образуется такая организация на конкретном предприятии.
Иногда первичная профсоюзная организация может представлять интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Если работники не являются членами профсоюза, но желают принять участие в коллективных переговорах, они могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 30 ТК РФ).
На основании ст. 31 ТК РФ, если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган). При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников.