Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 23. Отказ в государственной регистрации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется. Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.
Каковы последствия отказа в государственной регистрации юридического лица?
Основным последствием в случае получения отказа в государственной регистрации, как уже было сказано выше, является прекращение мероприятия и возвращение заявителю представленных им документов. Уполномоченные органы могут принять отказ в регистрации или приостановить процедуру. При этом:
- в связи с отказом в государственных регистрациях процессуальные действия более не выполняются, и заявителю возвращают документы;
- если вместо отказов в государственных регистрациях должностные лица налогового органа приняли решение о приостановлении процедуры, то заявитель получает возможность устранить обнаруженные нарушения путем предоставления необходимых документов, изменения сути или формы обязательных бланков.
Оплата и возврат пошлины за регистрацию ИП и ООО
Размер госпошлины за регистрацию ИП или ООО. Кто является плательщиком. Способы оплаты. Как вернуть уплаченную госпошлину.
Читать статью Срок регистрации ООО в налоговой
Как долго регистрирует ООО налоговая? Что влияете на срок регистрации ООО?
Комментарии к ст. 51 ГК РФ
Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.
Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
— документ об уплате государственной пошлины.
Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таковыми являются:
— непредставление необходимых для государственной регистрации документов;
— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Обзоры ФНС по отказам в регистрации
Каждый квартал Федеральная налоговая служба рассылает в налоговые инспекции обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов. В них приводятся реальные судебные дела, где заявители, в том числе, обжаловали отказ в регистрации юридического лица, но безуспешно. Приведем несколько примеров.
1. Дело №А40-185135/16. В заявлении по форме № Р11001 не был заполнен пункт 2.1 раздела 2, а именно: не был указан почтовый индекс. При этом заявитель считал решение об отказе в государственной регистрации необоснованным, потому что почтовый индекс был указан в гарантийном письме. Соответственно, по его мнению, налоговая инспекция могла самостоятельно внести недостающие сведения об адресе.
Суды всех инстанций признали правоту регистрирующего органа, потому что обязанность по правильному и полному заполнению заявления лежит на заявителе. Налоговая инспекция не обязана исправлять документы с неполными или недостающими данными.
2. Дело № А03-10637/2016. В этом деле отказ в регистрации ООО был вызван особенностями заявителя-физического лиц. Ранее заявитель являлся участником другого общества с ограниченной ответственностью с долей уставного капитала в размере 50%. Это юридическое лицо имело перед бюджетом задолженность, признанную безнадежной, и исключено из ЕГРЮЛ. На момент подачи заявления о регистрации новой компании не истек трехлетний срок с даты исключения из ЕГРЮЛ общества, где заявитель был участником.
3. Дело № А60-12861/2016. В нарушение требований закона «Об ООО» решение единственного учредителя не содержало сведений о порядке и сроках оплаты уставного капитала, а также размере и номинальной стоимости доли учредителя. В результате решение было расценено налоговой инспекцией, как непредставленное, а пакет документов, обязательных для регистрации, – неполным.
4. Дело № А73-9914/2016. Отказ в регистрации ООО был вынесен заявителю, который ранее являлся учредителем и/или руководителем нескольких юридических лиц. При этом установлено, что шесть из них были исключены из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившие свою деятельность. На момент подачи заявления о регистрации новой компании не истек трехлетний срок исключения этих организаций из реестра. Кроме того, две компании, где заявитель был руководителем, имели задолженность, безнадежную к взысканию, на суммы 3,8 и 2,2 млн рублей.
Официальные основания отказа в госрегистрации
Список оснований для отказа в регистрации юридического лица, который приведен в статье 23 закона № 129, является закрытым, т.е. не допускает наличия каких-то еще не указанных в нем причин. Проблема заключается в том, что эти основания трактуются налоговыми инспекторами не совсем однозначно.
Например, первое основание для отказа в законе называется — «непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов». Однако, здесь имеется в виду не только ситуация, когда заявление Р11001 или другой обязательный документ не были фактически поданы, но и любые ошибки и неточности в их оформлении.
Чтобы снизить риски отказов в государственной регистрации юридических лиц, предлагаем подробнее разобраться в их самых частых причинах.
Обжалование отказа в регистрации ООО
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 ФЗ 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано путем подачи жалобы в порядке, установленным главой VIII.1 указанного ФЗ, в вышестоящий орган, в Москве это — Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве: 125284, г. Москва, Хорошёвское шоссе, дом 12А.
Если вы считаете что отказ вынесли неправомерно, то необходимо написать жалобу, образцы присутствуют в налоговых инспекциях на стендах и подать в канцелярию или отправить по почте в управление. Подать может заявитель или любое другое лицо по доверенности. Срок рассмотрение жалобы 30 дней, в случае отмены отказа документам будет присвоен входящий номер и будут повторно рассмотрены.
Отказ в государственной регистрации юридического лица
Актуально на: 14 мая 2018 г.
Основания для отказа в регистрации юридического лица установлены законодательно (п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Часть из них связана с регистрационными документами и содержащимися в них сведениями. Так, вы получите отказ в регистрации ООО, если:
- не представите документы, необходимые для государственной регистрации. К примеру, решение о создании ООО;
- не будет соблюдена нотариальная форма представленных документов, установленная Законом;
- заявление о государственной регистрации организации будет подписано неуполномоченным лицом;
- ИФНС будет располагать информацией о том, что в документах, представленных на регистрацию, указаны недостоверные сведения об адресе регистрируемой организации;
- паспортные данные гражданина РФ, указанные в заявлении о регистрации, не будут соответствовать данным, полученным налоговиками от органов МВД РФ (п. 10 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828). Отметим, что эти сведения ИФНС при регистрации проверяет в обязательном порядке (Письмо ФНС от 20.11.2015 N ГД-17-14/171@).
Кроме того, препятствием для регистрации могут стать претензии налоговиков к лицам, указанным в заявлении на регистрацию. Компанию не зарегистрируют, если:
- учредителем регистрируемой организации выступает юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ);
- учредитель или участник (физлицо) регистрируемой коммерческой организации по решению суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока и этот срок еще не истек;
- лицо (не заявитель), имеющее право действовать от имени организации без доверенности (например, генеральный директор), дисквалифицировано, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек. Аналогично в регистрации откажут, если управляющим организации назначен дисквалифицированный ИП.
Также отказать в регистрации могут и по иным основаниям. В том числе, если:
- документы будут представлены в ненадлежащий налоговый орган. Зарегистрировать юридическое лицо можно только в определенном регистрирующем налоговом органе субъекта РФ. При этом исполнять надзорно-контрольные функции может и другая инспекция. К примеру, в Москве регистрацией юридических лиц занимается Межрайонная ИФНС N 46;
- наименование регистрируемой компании не будет соответствовать требованиям федерального законодательства. Так, в названии организации не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов власти (п. 1 ст. 54 ГК РФ), официальные наименования иностранных государств (пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ) и др.;
- в течение срока, установленного для регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ в инспекцию поступит акт пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение налоговиками определенных регистрационных действий.
С 1 октября 2018 года в Законе появятся еще две причины отказа в регистрации ООО (пп. «ц», «ч» п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред., действ. с 01.10.2018):
- несоблюдение требований к оформлению документов, подаваемых на регистрацию. То есть неправильное оформление заявления по форме Р11001 приведет к отказу в регистрации, даже если в нем будут указаны верные сведения;
- представление документов, содержащих недостоверные данные.
Так что начиная с октября оснований для отказа в регистрации юридического лица у налоговиков будет больше.
Причины отказа в регистрации ООО
1. В поданных документах выявлены ошибки. Имеются в виду не только фактические ошибки (например, несоответствие сведений в учредительных документах действительной информации), но и грамматические ошибки (например, несоблюдение правил сокращений), просто опечатки. Обязательно проверьте реквизиты в квитанции на оплату госпошлины.
2. Сформирован неполный пакет документов. Сотрудник регистрирующего органа, принимающий от вас документы, не обязан проверять комплектность пакета документов. В его обязанности только входит удостовериться в заполнении заявления по форме Р11001 и уплате госпошлины.
3. Ошибка нотариуса. При получении отказа в регистрации ООО, ошибка может возникнуть не только по вашей вине. В обязанности нотариуса входит проверка пакета документов, в том числе на отсутствие ошибок. В прочем, регистрирующий орган не волнует по чьей вине возникла ошибка, отказ получаете вы, а значит несете риск потери уплаченной госпошлины и времени на исправление ошибок в документах.
4. Адрес массовой регистрации. Если юридический адрес ООО, указанный в документах на регистрацию, является массовым и находится в черном списке ИФНС – вам однозначно откажут. Выбирая такой адрес, в качестве юридического адреса компании, будьте готовы к негативным последствиям в виде отказа в государственной регистрации ООО.
5. Руководитель организации находится в черном списке ФНС. Аналогично отказу по причине использования адреса массовой регистрации. Законодательством не ограничивается количество компаний, в которых может быть один и тот же руководитель, но при этом, есть риск попасть в список «массовых руководителей» и получить отказ в регистрации ООО.
С полным перечнем причин отказа в государственной регистрации компании вы можете ознакомиться в ст.23 ФЗ от 08.08.2001г. N 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц
Основной перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц в настоящее время содержится в ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По признанию многих специалистов [1 — 5], он является несовершенным, прежде всего потому, что не позволяет регистрирующим органам отказывать в государственной регистрации в случаях нарушения порядка создания (реорганизации, ликвидации) юридического лица, представления в регистрирующий орган недостоверных сведений, а также в иных случаях нарушения законодательства. Иными словами, независимо от того, соответствуют ли представленные для государственной регистрации документы законодательству, регистрирующий орган при отсутствии формальных нарушений обязан произвести государственную регистрацию юридического лица. Такой подход является сознательным, поскольку предполагалось максимально упростить регистрационную процедуру, исключить случаи произвольного отказа в государственной регистрации, что, как ожидалось, должно привести к быстрому и эффективному формированию субъектов гражданского оборота, обеспечению интересов рынка.
Практика показала, что выбранное для достижения указанных целей средство оказалось малоэффективным. Стремление обеспечивать права на осуществление предпринимательской деятельности — массовыми его нарушениями. Перенасыщение государственного реестра недостоверными данными привело к его превращению в обыкновенный список, не позволяющий заинтересованным лицам получить достоверную информацию о зарегистрированном юридическом лице, что порождает многочисленные риски гражданско-правового и налогового характеров.
Отказ в регистрации политических партий
Нельзя признать корректными и основания для отказа в регистрации политических партий. Как и для большинства некоммерческих организаций, в п. «а» ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» названо такое основание, как противоречие устава политической партии Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам. Что же касается иных документов, представляемых на регистрацию, то отказ возможен только при их противоречии требованиям Федерального закона «О политических партиях» (п. «г» ч. 1 ст. 20). Таким образом, противоправность документов как основание для отказа в регистрации этого вида юридических лиц закреплена, но предмет проверки ограничен нормами Федерального закона «О политических партиях».
Помимо этого Закона важные требования к некоммерческим организациям и их документам предъявляются и иными нормативными актами, в том числе Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и т.п.
В связи с этим наиболее правильной представляется формулировка основания для отказа в государственной регистрации, закрепленная в абз. 4 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: если «устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны». Чтобы снизить возможность административных барьеров со стороны государственных органов, было бы верно уточнить данную формулировку указанием на возможность отказа в государственной регистрации при несоответствии документов не законодательству Российской Федерации, а федеральным законам.
Комментарий к Ст. 51 ГК РФ
Специальный закон.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, — регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственным органом, уполномоченным осуществлять регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба (Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Законом установлен нормативно-явочный порядок образования юридического лица, когда для образования юридического лица не требуется согласия третьих лиц, включая государственные органы, на которые возложена лишь функция проверки учредительных документов на соответствие требованиям законодательства.
- Решение об отказе в регистрации является процессуальным решением и может быть вынесено только после официального представления документов в налоговый орган. Если документы представлены для предварительного изучения и консультирования относительно осуществления регистрационных мероприятий, основания для вынесения отказа отсутствуют.
- Решение об отказе влечет прекращение процедуры проверки и оформления представленных документов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. После вынесения решения оно подлежит направлению заявителю, одновременно возвращаются все документы юридического лица, представленные для регистрации.
- Процессуальное решение о невозможности продолжения регистрации могут выносить должностные лица ФНС. Подписание и утверждение решения об отказе ненадлежащим лицом влечет основания для признания его незаконным. Также в данном документе обязательно должны указываться основания для вынесения отказа со ссылкой на конкретное нарушение нормы законодательства.
Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
1. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
2. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.
Другой комментарий к статье 51 ГК РФ
1. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, а также учет юридических лиц для осуществления налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.
Статья 2 ГК называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (см. ст. 3 Закона об общественных объединениях). При этом право общественного объединения существовать без государственной регистрации не распространяется на политические партии, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии со ст. 15 Закона о политических партиях.
2. Комментируемая статья предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц в Российской Федерации. В соответствии с ГК регистрации подлежат создание юридического лица, изменения учредительных документов юридического лица, случаи прекращения его деятельности в связи с реорганизацией или ликвидацией (см. п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 и п. 8 ст. 63 ГК).
Порядок государственной регистрации устанавливается Законом о государственной регистрации, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является МНС России (ныне ФНС России) (см. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 (в ред. от 16.09.2003) ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК, п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).
———————————
СЗ РФ. 2004. N 20. Ст. 1872; N 33. Ст. 3222; 2003. N 18. Ст. 1715; N 38. Ст. 3667.
Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Законом о государственной регистрации и различается в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом.
На основании предоставленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись, содержащую сведения о юридическом лице, в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Со дня внесения записи в государственный реестр юридическое лицо считается созданным .
———————————
Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение способности (см. ст. 49 ГК). В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона оно может быть ликвидировано по решению суда. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер (см. п. 2 ст. 61 ГК). См. также п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации.
Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (в ред. от 13.12.2005) .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585; N 46. Ст. 4597; 2003. N 33. Ст. 3270; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546.
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
3. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц.
В настоящее время специальный порядок государственной регистрации установлен для кредитных организаций, профессиональных союзов, политических партий и других общественных организаций, религиозных организаций, ТПП (см. Законы о банках, об общественных объединениях, о профсоюзах, о политических партиях, Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 29.06.2004) , Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003) ).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2004. N 27. Ст. 2711.
Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1309; СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2002. N 12. Ст. 1093.
Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается ЦБ РФ; решение о государственной регистрации общественного объединения, религиозной организации, ТПП принимается Минюстом России или его территориальным органом. На основании принятого решения органами МНС России осуществляется внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации соответствующего юридического лица, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений.
Государственная регистрация профсоюзных организаций в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке, который не предполагает принятия решения о государственной регистрации. Для государственной регистрации профсоюзных организаций в органы юстиции предоставляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии документов, необходимых для регистрации. Соответствующий орган юстиции направляет указанные документы в МНС России, которое на основании представленных документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании, реорганизации и ликвидации соответствующей профсоюзной организации (см. ст. 8 Закона о профсоюзах).
4. Гражданское законодательство исходит из признания свободы участников гражданского оборота в выборе способа ведения своих дел. Регистрирующий орган не вправе проверять решение об учреждении юридического лица на предмет его необходимости или хозяйственной целесообразности.
Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Специальные основания отказа в государственной регистрации юридических лиц устанавливаются федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц соответствующего вида (кредитных организаций, общественных объединений и др.).
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине (п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации).
5. Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение правоспособности (см. ст. 49 ГК).
- Решение об отказе в регистрации является процессуальным решением и может быть вынесено только после официального представления документов в налоговый орган. Если документы представлены для предварительного изучения и консультирования относительно осуществления регистрационных мероприятий, основания для вынесения отказа отсутствуют.
- Решение об отказе влечет прекращение процедуры проверки и оформления представленных документов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. После вынесения решения оно подлежит направлению заявителю, одновременно возвращаются все документы юридического лица, представленные для регистрации.
- Процессуальное решение о невозможности продолжения регистрации могут выносить должностные лица ФНС. Подписание и утверждение решения об отказе ненадлежащим лицом влечет основания для признания его незаконным. Также в данном документе обязательно должны указываться основания для вынесения отказа со ссылкой на конкретное нарушение нормы законодательства.