Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как выбрать экспертную организацию?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В США не предусмотрена отдельная оплата проведения экспертизы проекта. Стоимость экспертных работ входит в сумму, которую должен оплатить соискатель лицензии (разрешения на строительство) согласно расценкам установленным муниципалитетом. Данные расценки устанавливаются с учетом параметров объекта строительства.
Экспертиза результатов инженерных изысканий — полное руководство
Эта статья оказалась для вас полезной? Хотите узнать о практике проведения экспертизы проектной документации в Германии, Канаде, Японии или странах СНГ? Следите за нашими публикациями, мы будем рады предоставить вам интересную и актуальную информацию.
В настоящее время институт строительной экспертизы России представлен 642 организациями. Такие данные следуют из аналитического отчета подведомственного Минстрою ФАУ «Главгосэкспертиза России» «Система экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий: итоги 1-го полугодия 2019 года по данным ФГИС ЕГРЗ1», опубликованного на сайте учреждения. При этом 14% от общего числа экспертных организаций (92 учреждения) входят в систему государственной экспертизы. Семь из них — Главгосэкспертиза России и ведомственные экспертизы Минобороны РФ, ФСБ и ФСО России, Росгвардии, Главного управления специальных программ президента РФ, а также Росатома — работают на всей территории страны. Другие 85 организаций госэкспертизы — региональные учреждения субъектов РФ, которые в соответствии с действующим законодательством уполномочены осуществлять государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в части своей компетенции.
Напомним, что в отношении определенных объектов возможно проведение исключительно государственной экспертизы. Обязательность ее проведения устанавливается законодательством. В частности, государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, объектам культурного наследия федерального значения, объектам, финансируемым из средств бюджетной системы РФ, объектов, строительство и реконструкция которых предполагаются на территориях двух и более субъектов РФ, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектам переработки отходов I–V классов опасности и ряд других. При этом перечень таких объектов остается открытым, корректируется и дополняется. Так, в августе прошлого года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, устанавливающие проведение обязательной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых планируется в границах зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).
1 ФГИС ЕГРЗ — Федеральная государственная информационная система «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства». Полномочиями по ее формированию и ведению наделено ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Иные действующие сегодня 5502 участников экспертного строительного рынка — это специализированные организации негосударственной экспертизы. Институт негосударственной экспертизы появился в России семь лет назад в рамках взятого правительством курса на снижение административных барьеров в строительстве вслед за принятием в 2011 году Федерального закона №337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», преследовавшего целью устранение в системе экспертизы, как выразился ранее Владимир Путин, в тот период занимавший пост председателя Правительства РФ, «искусственной монополии государства в этой сфере». До этого времени выдача разрешений на строительство осуществлялась только на основании положительных заключений государственной экспертизы. Негосударственная экспертиза проводится по объектам с негосударственными источниками финансирования (с рядом предусмотренных законодательством исключений) на договорной основе. Следует отметить, что ряд региональных организаций государственной экспертизы также аккредитован на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.
Дальнейшая информатизация экспертной сферы в рамках проходящей сейчас цифровой трансформации всей строительной отрасли — одна из главных задач на ближайшие годы.
«Меняется парадигма контрольно-надзорной деятельности: осуществляется переход от нормоконтроля в классическом понимании к управлению данными об объектах капитального строительства. В этих условиях задачей института (строительной экспертизы. — Ред.) становится создание цифровой среды и переформатирование всего строительного комплекса на работу в такой среде. Цифровизация строительной отрасли поможет также оптимизировать процесс разработки и совершенствования нормативных документов, исключить большинство существующих коллизий. Важнейшим этапом должно стать создание единой информационной платформы для всех участников процесса реализации инвестиционного объекта на всех этапах жизненного цикла объекта строительства, который позволит оптимизировать работу заказчиков, проектировщиков, контрольно-надзорных и разрешительных органов и участников последующей эксплуатации объекта», — говорится в рабочих документах к стратегии.
Отметим, что в последние несколько лет в экспертной сфере произошла настоящая цифровая революция. Состоялся повсеместный переход к экспертизе в электронном виде (требование не распространяется на проекты, документация которых содержит сведения, составляющие государственную тайну). Это стало предпосылкой для создания федеральной базы данных документов, формирующих единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Многие экспертные организации запустили собственные информационные системы для ведения документации.
В 2018 году была введена в промышленную эксплуатацию ФГИС ЕГРЗ — централизованный свод сведений о заключениях государственной и негосударственной экспертизы, о представленных документах для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий, о проектной документации повторного использования. Запуск ФГИС ЕГРЗ — важный шаг к сокращению сроков и стоимости как проектирования, так и последующего прохождения экспертизы и строительства.
Кроме того, идет формирование и наполнение Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Запуск этого технологического решения должен стать ключевым этапом реформирования государственного управления ценообразованием в строительной отрасли.
Оптимизация процессов и процедур прохождения экспертизы в целях сокращения сроков реализации проектов и снижения издержек строительства — тенденция нынешнего дня. Однако реалии таковы, что в настоящее время эта тенденция нередко вступает в противоречие с контролирующей функцией экспертиз. Проблема — в снижении качества подготовки проектной документации, поступающей на экспертизу, о чем уже давно говорят представители экспертного сообщества.
«Опыт проведения государственной экспертизы показывает, что практически в 100% случаев проектная документация, поступающая на экспертизу, содержит многочисленные недостатки, с целью устранения которых такая проектная документация дорабатывается заявителями уже в ходе проведения экспертиз», — подчеркивается в рабочих материалах раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы РФ» Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года.
История развития государственной экспертизы проектов
Согласно действующему строительному законодательству, наличие проекта с положительным экспертным заключением о проектной документации является обязательным для возведения:
- любых зданий выше трех этажей;
- общественных зданий и сооружений;
- спортивных и промышленных объектов.
В таких случаях в ходе проверки проектно-сметной документации проводится техническая экспертиза, и только после этого застройщик получает разрешение на строительство.
При проверке проектной документации эксперт проверяет такие показатели, как:
- надежность и устойчивость конструкции с учетом текущих условий;
- безопасность объекта;
- соблюдение природоохранного законодательства;
- экономическая обоснованность выбранного архитектурного решения в проекте.
Особенно тщательно и строго проводится экспертиза проектных документов на опасные производственные объекты, так как это напрямую связано с безопасностью и благополучием граждан, проживающих на прилегающей территории.
Проведение экспертизы проектной документации не обязательно, если речь идет о:
- реализации инженерных решений, не затрагивающих несущие элементы здания;
- реконструкции системы коммуникации;
- разработке документации для объекта третьего уровня ответственности (частные жилые дома до трех этажей, сезонные постройки, склады и прочее);
- подготовке документации для отдельно стоящего непроизводственного объекта высотой не более двух этажей.
Важно: Экспертиза проектной документации может проводиться как в форме государственной, так и негосударственной экспертизы. Технический заказчик или застройщик по собственному выбору направляет проектную документацию в выбранное учреждение, за исключением случаев, для которых предусмотрено проведение государственной экспертизы (статья 48.1 ГК РФ).
Таким образом, экспертиза проектной документации представляет собой необходимую проверку, которая выполняет с целью подтверждения соответствия проектных решений установленным и общепринятым требованиям.
Данная экспертиза осуществляется в отношении всех проектно-сметных документов, имеющих отношение к капитальному строительству или ремонту, а также реконструкции здания или отдельной стадии строительства.
Несмотря на то, что законодательством предусмотрена единая методика определения стоимости экспертизы проекта (часть VIII Постановления Правительства №145 от 05.03.2007), плата, взимаемая за услуги частных и государственных экспертов, может отличаться. Данная ситуация обусловлена рядом существенных различий в способах организации правового регулирования деятельности структур.
Проектная документация — обязательная и неотъемлемая часть любого строительства, гарант его законности и безопасности. Когда по закону нужна экспертиза проектной документации на строительство? Тогда, когда от предложенных в проекте решений будут зависеть такие показатели, как безопасность, надежность, прочность постройки. Кроме того, если предполагается использование несущих конструкций.
- сроки
независимая экспертиза проекта делается в разы быстрее чем государственная. Срочная проверка в частной компании может занимать от 2-х недель до месяца, тогда как гос. оценка может затянуться на несколько месяцев;
- цена
негосударственная экспертиза проекта строительства во многих случаях обходится дешевле, чем государственная примерно на 10-15 процентов;
- частичная проверка
при заказе экспертизы проектной документации в частной организации можно договориться о возможности частичной проверки определенных разделов, что помогает гибко регулировать стоимость. При заказе государственной экспертизы такой возможности нет, проект строительства объекта рассматривается полностью;
- опытные специалисты
негосударственная экспертиза проекта часто позволяет выбрать лучших специалистов по проверке проектной документации, которые заинтересованы в качестве своих работ;
- быстрые правки проекта
частная оценка позволяет оперативно вносить изменения в проект по ходу проверки и обнаружения неточностей во время исследования разделов документации;
- консультация
подробная консультация частных экспертов дает возможность заказчику вникнуть в процесс и получить ответы на все имеющиеся вопросы, получить бесплатные советы на начальном этапе;
- отсутствие бюрократизма
негосударственной экспертиза проектной документации имеет простую процедуру подачи документов для начала работ, отсутствие очередей и бумажной волокиты.
Если коротко — чтобы ввести объект в эксплуатацию при завершении строительства или реконструкции существующего здания. Для этого требуется получить ЗОС (заключение о соответствии). Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 55:
3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса)
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 54:
Государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Требуется получить разрешение на строительство — значит нужно проходить экспертизу проектной документации. Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 49:
3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 368-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
Т.е. для нового строительства и при реконструкции — экспертиза нужна.
Фактически две вещи — соответствие проектного решения техническим регламентам и достоверность сметной стоимости. Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 49:
5. Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются: 1) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий 2) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от от 31.03.2012 N 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» часть объектов может проходить негосударственную экспертизу, ценообразование на которую носит рыночный характер. Если ваш объект не входит в представленный выше перечень — вы можете существенно сэкономить, обратившись в негосударственную экспертизу. Однако стоит внимательно выбирать — не все негосударственные экспертизы могут обеспечить тот же уровень проверки документации, что и в государственной, что может сыграть против вас.
Напомню, что согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020) ГрК РФ Статья 49:
3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 368-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) 3.3. Проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации: 1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения; 2) по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части. (часть 3.3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ) 3.4. Государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, следующих объектов: 1) объекты, указанные в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса; 2) объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; 3) объекты культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта); 4) объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий; 5) объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов.
Т.е. экспертизу не проходим если не требуется получать разрешение на строительство, если проводим капитальный ремонт объекта капитального строительства. В этом случае проектная документация также выполняется, но параллельно с созданием рабочей документации. В тоже время далеко не для всех объектов, проходящих экспертизу, требуется именно государственная экспертиза. Самый распространенный случай, когда требуется государственная экспертиза — это бюджетное финансирование.
Какие задачи решает строительная экспертиза?
Такая экспертиза может также выполняться в случае, если:
- в здании обнаружены недоделки (трещины, разгерметизация швов, протечки, нарушение теплоизоляционных швов, недостатки строительства, нарушение прочностных характеристик линейных и объемных элементов).
- Покупатель и продавец ведут ценовые переговоры по объекту и заключение строительной и технической экспертизы может быть существенным ценопонижающим фактором для покупателя. Кроме того, это заключение позволит снизить риски при дальнейшей эксплуатации объекта.
- В проектной документации осуществлялись какие-либо корректировки или исправления. При этом экспертизе могут подвергаться не только те здания, которые уже были введены в эксплуатацию, но также и строящиеся объекты. К сожалению, очень часто бывают случаи, когда в результате недобросовестного, а в некоторых случаях, даже халатного отношения к работе, проектная документация составляется неверно. Это также может стать причиной мошенничества одной из сторон. Строительная экспертиза позволит выявить любые допущенные ошибки и нарушения и обезопасить от недобросовестного выполнения своих обязательств одной из сторон.
- В построенном объекте присутствует большое количество всевозможных недочетов и брака, который одна из сторон старается скрыть всеми способами. Это ведет к незапланированным расходам и тратам.
Строительная экспертиза поможет избежать этих ситуаций и станет возможностью сэкономить средства и время. При строительной экспертизе, проводится проверка, методами инструментального и неразрушающего контроля, технического состояния здания, строительных конструкций и элементов.
Как правило, независимая строительная экспертиза проходит по согласованию обеих сторон. Однако нужно понимать, что такая оценка выгодна для каждой из них. Ее проведение позволяет:
- согласовать весь объем работ наряду с его стоимостью и сроками;
- гарантировать высокий уровень качества строительства, а, следовательно, и безопасности;
- решать все возможные споры и конфликтные ситуации между строительной компанией и заказчиком.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
В соответствии с частью 2 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, техническими регламентами. В нашем случае это «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержден постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (с изм. от 20.01.2017).
Требования технического регламента обязательны к применению и приоритетнее требований, в данном случае Градостроительного кодекса Российской Федерации. Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации пользуемся в том случае, где технический регламент непосредственно указывает на необходимость их выполнения.
В соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870:
(п.12) К материалам идентификации объектов технического регулирования относятся:
а) проектная документация;
б) заключение экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей газораспределения и газопотребления.
(п. 88) Оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется в следующих формах:
а) при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления – экспертиза проектной документации и результатов инженерных изыс- каний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
(п. 89) Применение иных форм оценки соответствия сетей газораспределения и газопотребления требованиям технических регламентов, не предусмотренных пунктом 88 настоящего технического регламента, не допускается.
(п. 90) При проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий проверяется выполнение требований, установленных пунктами 15–17 раздела III и разделом IV настоящего технического регламента, а также требований, установленных иными техническими регламентами, к объектам технического регулирования настоящего технического регламента.
(п. 91) Заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включается в состав доказательственных материалов при получении разрешения на строительство сети газораспределения и сети газопотребления.
(п. 95) При приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет следующие документы и материалы:
а) проектная документация (исполнительная документация);
б) положительное заключение экспертизы на проектную документацию.
(п. 102) Лица, виновные в нарушении требований настоящего технического регламента, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из ст. 2 «основные понятия», ст.7 п.6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:
— технический регламент – документ, который может быть принят:
Международным договором Российской Федерации;
Федеральным законом;
Указом Президента;
Постановлением Правительства Российской Федерации;
Нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
— технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
— технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым он принят.
С 1.06.2017 для газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0,6 МПа, когда протяженность от существующих сетей газоснабжения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений, а также для сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона, не требуется подготовка документации по планировке территории. Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, утвержден постановлением Правительства РФ от 7.03.2017 № 269.
В соответствии с п.5.4 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» квартал (микрорайон) – основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, если планируется строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).
Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены (п.6) в «Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (с изм. на 30.06.2018). Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 3.12.2014 № 1300.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (редакция действует на 01.09.2018) выдача разрешения на строительство не требуется в случае пп. 4.4 «строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно».
С 1.09.2018 вступил в силу Федеральный закон от 3.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части упрощения размещения линейных объектов».
Вид топлива, на котором должна работать котельная, а также необходимость аварийного вида топлива для котельных устанавливаются в задании на проектирование с учетом категории котельной и требований п. 4.5, п. 13.1 СП 89.13330.2012 «Котельные установки», также п.14 (ж) «Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317.
Порядок обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах указан в приложении 1 «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ», утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 16.12.2002 № 448 (действующий нормативный правовй акт).
Требования к оснащенности газоиспользующего оборудования теплоутилизирующим оборудованием, средствами автоматизации, теплотехнического контроля, учета выработки и потребления энергоресурсов – в приложение 2 вышеуказанного документа.
Комментарии к ст. 49 ГрК РФ
1. Комментируемая статья вводится в действие с 1 января 2006 г. за исключением ч. 6, которая вводится в действие с 1 января 2007 г.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства за исключением случаев, предусмотренных комментируемой статьей.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в комментируемую статью были внесены изменения. Данная статья в настоящее время распространяется не только на государственную экспертизу проектной документации, но и также на государственную экспертизу результатов инженерных изысканий. Соответствующие изменения были внесены в название данной статьи (ч. 1, 4, 5, 7 — 11).
2. Части 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают случаи, когда государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства не проводится. Государственная экспертиза не проводится, если для строительства не требуется выдача разрешения. В соответствии с ч. 17 ст. 51 комментируемого Кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
3. Комментируемая статья была дополнена ч. 3.1 и 3.2 (Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»), где установлено, в каких случаях государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится и когда результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу.
4. Части 4 — 7 комментируемой статьи содержат нормы, определяющие орган, который может проводить государственную экспертизу, предмет государственной экспертизы проектной документации, максимальный срок ее проведения, а также предусматривает невозможность проведения иных экспертиз, кроме установленных комментируемой статьей.
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 286 (в ред. от 19 марта 2005 г.) утверждено Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которым установлено, что Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству организует проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (в ред. от 3 июня 2006 г.) в ч. 4 ст. 49 были внесены изменения и дополнения. В настоящее время государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий может проводиться как федеральным органом исполнительной власти, так и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными учреждениями.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 4 была изложена в новой редакции, а также статья была дополнена новыми частями 4.1 и 4.2.
Часть 4.1 устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства или подведомственного ему государственного учреждения в области государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных объектов, а также в области государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации. Исключение из общего правила содержится в п. 1 ст. 4.2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которым установлено, что Российская Федерация передает в порядке, установленном статьей 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы на срок до 1 января 2011 г. осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в части 2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории города федерального значения Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов.
Особые случаи, когда государственную экспертизу указанной документации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти, могут устанавливаться указом Президента РФ в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства РФ в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.
Часть 6 была дополнена словами, допускающими проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.
5. Часть 8 устанавливает основания для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу.
6. Части 9 и 10 комментируемой статьи содержат положения относительно заключения государственной экспертизы, а также устанавливают право застройщика или заказчика оспорить отрицательное заключение в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 комментируемого Кодекса, если государственная экспертиза дала положительное заключение проектной документации, а впоследствии был причинен вред жизни или здоровью физического лица, имуществу физического или юридического лица, то Российская Федерация несет субсидиарную ответственность за указанный вред.
7. Часть 11 комментируемой статьи устанавливает, что порядок организации и проведения государственной экспертизы, порядок и размер платы за ее проведение относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Экспертиза проектной документации: порядок проведения и особенности
Сама процедура государственной и частной проверки практически идентична:
- Заказчик готовит ПД, пишет заявление на проведение экспертизы и т. д. Полный перечень документов можно уточнить в любом филиале Главгосэкспертизы или в организации, которая выполнит негосударственную проверку.
- Поступившие сведения проверяются, заказчику направляется договор или отказ в принятии бумаг.
- Если соглашение было подписана, то начинается работа по проверке ПД. При этом сначала потребуется предоставить в госучреждение не только завизированный вариант договора, но и документ об оплате государственной услуги. Коммерческие же компании более лояльны. Например, ITCOM Экспертиза начинает работать незамедлительно, не дожидаясь подтверждения оплаты после подписания договора.
Последний этап исследования ПД – подготовка заключения.
Какие объекты подлежат экспертизе проектной документации?
В соответствии с п.2 статьи 49 ГрК экспертизу проектной документации необходимо проводить для всех объектов капитального строительства и линейных объектов, кроме:
- индивидуальных жилых домов не выше трех этажей;
- некоторых видов блочных жилых домов не выше трех этажей (например, таунхаусов);
- некоторых видов многоквартирных жилых домов не выше трех этажей;
- отдельно стоящих зданий или сооружений не выше двух этажей, при общей площади не более 1500 м2, которые при этом не предназначены для проживания людей или производственной деятельности;
- отдельно стоящих зданий или сооружений не выше двух этажей, при общей площади не более 1500 м2, которые предназначены для производственной деятельности, и при этом для них не требуется установление санитарно-защитных зон или такие зоны необходимы, но располагаются в пределах границ земельных участков, на котором расположены объекты;
- большинство буровых скважин;
- объектов, на которые не требуется получать разрешения на строительство.
Когда экспертиза не требуется
Ст. 49 п.2, 3, 3.1 ГрК указывают на объекты, для которых проведение ЭПДР необязательно.
К ним относятся:
- индивидуальные жилые и садовые дома;
- жилые помещения до 3-х этажей, построенные по блочной системе (для размещения не более 10 семей) на отдельном участке;
- нежилые здания в 1-2 этажа и общей площадью до 1500 кв.м., не предназначенные для производства (исключение — ст. 48.1 ГрК);
- отдельно стоящие производственные здания и сооружения малой этажностью (1-2), площадью до 1500 кв.м. (санзона отсутствует, находится в границах земельного участка объекта);
- буровые скважины (виды указаны в ФЗ №533 от 31.12.2014г.);
- объекты капстроительства, на переделку которых не требуется разрешения на строительство.
Изучение и оценка документов проекта на реконструкцию выступают гарантией безопасности в процессе эксплуатации объекта. В ряде случаев она проводится в обязательном порядке.
Реестр зданий и сооружений, для изменения которых необходимо проводить ЭПДР содержится в Градостроительном Кодексе, Постановлениях Правительства РФ.
Альтернативой повторному прохождению экспертизы проектной документации является Экспертное и Проектное сопровождение проекта. Выбор между Экспертным и Проектным сопровождением — за заказчиком. В случае, если требуется заменить вендора инженерной системы — более дешевым и простым вариантом является Проектное сопровождение. Но при этом решение не должно увеличить сметную стоимость, если финансирование ведется из бюджетов любого уровня. Нужно выполнить ряд требований:
- изменения не должны противоречить заданию на проектирование, либо в задание на проектирование застройщик / технический заказчик должен внести соответствующие изменения
- смета должна соответствовать выделенным бюджетным ассигнованиям (при гос. финансировании) или увеличиться менее чем на 10% (при частном финансировании) или согласовать доп. смету (при частном финансировании)
- изменения не должны нарушать требования технических регламентов
- изменения должны быть подтверждены проектной организацией с СРО и аттестованным ГИПом, находящимся в национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования
- изменения должны быть внесены в рабочую и проектную документацию
- о принятом решении нужно уведомить органы государственного надзора не позднее 10 рабочих дней
- для этого требуется по-новой загрузить ИРД + решение застройщика + подтверждение ГИПа + откорректированную проектную документацию на портале ИСОГД и получить новый регистрационный номер ИСОГД