Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное регулирование в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.
Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации
Легального определения валютных операций в действующем законодательстве нет. При этом ст. 1 Закона № 173-ФЭ содержит их закрытый перечень из девяти пунктов:
1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
4) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;
7) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
8) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
9) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.
Особенностью валютных операций является либо наличие среди субъектного состава нерезидента, либо присутствие в объектном составе валютных ценностей.
Условно приведенный перечень можно сгруппировать следующим образом: операции между двумя резидентами, двумя нерезидентами, резидентом и нерезидентом по приобретению и распоряжению объектами валютных правоотношений либо их использование в качестве платежа при совершении любой сделки, т.е. заключения любого договора, который существует в рамках гражданского законодательства.
Отдельной операцией является любое перемещение через таможенную границу Таможенного союза объектов валютных правоотношений. Третью группу составляют операции по счетам, имеющие иностранный элемент в субъектном или объектном составе.
Таким образом, валютная операция — это определенное действие, совершаемое резидентами либо нерезидентами по приобретению, отчуждению, перемещению через таможенную границу либо по счетам валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, регулируемое валютным законодательством, а также актами органов валютного регулирования.
Валютные операции можно классифицировать по различным основаниям.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
В соответствии с действующим валютным законодательством резидентам предоставлены права и возложены на них обязанности.
При этом законодатель не только устанавливает единые права и обязанности для всех резидентов, но и дифференцирует права и обязанности резидентов физических лиц и права и обязанности резидентов юридических лиц.
Общие права и обязанности резидентов юридических лиц и физических лиц
1. Право открывать счета в уполномоченных банках
Согласно ст. 12 Закона № 173-ФЭ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено федеральным законом.
Порядок открытия и закрытия банковских счетов регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
Банки открывают в валюте РФ и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).
Текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.
Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством РФ, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы РФ.
Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством РФ или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.
Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.
Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.
Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством РФ деятельности и в установленных законодательством РФ случаях.
Счета по вкладам (депозитам) открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.
Для открытия текущего счета физическому лицу — гражданину РФ в банк представляются:
а) документ, удостоверяющий личность физического лица;
б) карточка;
в) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии).
Для открытия текущего счета физическому лицу — иностранному гражданину или лицу без гражданства представляются указанные документы, а также миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством РФ.
Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством РФ, в банк представляются:
а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
б) учредительные документы юридического лица;
в) выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;
г) карточка;
д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в целях открытия счета.
Для открытия расчетного счета юридическому лицу, корреспондентского счета кредитной организации, созданным в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющим место нахождения за пределами территории РФ, в банк представляются:
а) документы, предусмотренные вышеуказанными пунктами «в», «д», «е», «ж»;
б) документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности документы, подтверждающие его государственную регистрацию;
в) карточка.
Для открытия корреспондентского счета кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющей место нахождения за пределами территории РФ, банк вправе принять вместо карточки альбом. Установления личности лиц, указанных в альбоме, а также лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете, с использованием аналога собственноручной подписи, не требуется, если иное не определено банком в банковских правилах.
Понятие валютного контроля
Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:
- 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
- объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
- валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
- органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
- органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
- агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).
Какие операции подлежат валютному контролю
Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):
- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
- ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
- перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
- перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.
За что и на сколько могут оштрафовать
Новые санкции в связи с использованием иностранных кошельков действуют с 1 октября 2021 года. Оштрафовать могут:
- за запрещенные валютные операции — штраф 75–100% от суммы денежных средств, переведенных с использованием ЭСП;
- за непредставление отчетов — штраф 20–40% от суммы зачисленных на кошелек средств;
- за просрочку отчетов — до 3 тыс. руб. (ФЛ) / до 50 тыс. руб. (организация/ИП) в зависимости от количества дней просрочки.
Ввели ответственность и по криптовалютам. Их следует указывать в уведомлении и отчёте об обороте средств и активов как оборотный актив в иностранной валюте (в статусе имущества с 01.01.2021):
- За непредставление отчёта по криптовалютам — штраф10% от суммы оборотов.
- За непредставление уведомления об открытии счёта в финансовой организации, на котором лежит криптовалюта — штраф 50 тысяч рублей.
- За неуплату налога — штраф 40% от суммы неуплаченного налога.
3. Банкам предложили передавать налоговым и таможенным органам данные о сомнительных валютных операциях.
У банков может появиться право запрашивать информацию и документы по валютным операциям, подтверждающие источники происхождения денежных средств на счетах, сведения об IP и MAC-адресах, номерах телефонов и СИМ-арт, основаниях зачисления.
Нововведение также предполагает усовершенствование обмена информацией по клиентским операциям между банками, Росфинмониторингом и ФНС России. Налоговым органам станет проще администрировать дела, связанные с нарушением валютного законодательства.
4. Резидентам могут разрешить не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам.
С 1 июля 2021 г. отменили обязанность по репатриации валютной выручки по валютным контрактам, за исключением сырьевых (и некоторых исключений). Разработан новый законопроект (б/н), в нём предложено разрешить резидентам не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам, с 1 января 2022 г. и далее повышать этот лимит до полного освобождения с 2024 г.
5. Разработаны критерии сомнительных операций.
На основе международных рекомендаций ФАТФ, Федерального закона № 115-ФЗ, Методических рекомендациях по управлению рисками банков в рамках соблюдения ПОД/ФТ, писем ЦБ РФ, предложено ввести определение и критерии сомнительных операций.
Согласно критериям, это операция, которая:
- содержит внутренние противоречия;
- не имеет экономического существа,
- предполагает общественно опасное деяние, предполагающее нарушение законодательства.
Правовое регулирование внутреннего валютного рынка
Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 173-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.
Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».
В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».
Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЗ посвящена исключительно купле- продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.
Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.
Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:
- режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;
- валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;
- режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.
Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.
Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:
- курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных. Следующие государства используют такой режим валютного курса: Эквадор, Сальвадор, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Зимбабве, Восточный Тимор (используют доллар США); Андорра, Косово, Ватикан, Монако, Черногория, Сан-Марино (евро); Кирибати, Тувалу (австралийский доллар);
- режим валютного управления или валютного совета (Currency board arrangement). Так, восточнокарибский доллар используют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент- Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия;
- иные традиционные режимы фиксированного курса (Other conventional fixed peg arrangement). Для удержания курса используется в качестве так называемого курсового якоря иная валюта. Так, для туркменского маната (Туркменистан), боливара фуэрте (Венесуэла) и некоторых других валют курсовым якорем является доллар США, для датской кроны и латвийского лата — евро. Для непальской рупии — непальская рупия.
Во-вторых, переходные режимы. К ним относятся:
- режим стабилизированного курса (Stabilised arrangement). Применяется во Вьетнаме, Ираке, Лаосе, Ливане, Камбодже, Македонии и др.;
- фиксированный курс с возможностью корректировки (Crawling peg). Используют Ботсвана, Никарагуа, Узбекистан;
- иные режимы с возможностью корректировки курса (Crawllike arrangement). Действует в Казахстане, Хорватии, Эфиопии и др.;
- фиксированный курс в рамках горизонтального коридора (Pegged exchange rate within horizontal bands). Так, Тонга ориентируется на доллар США;
- иные режимы управляемого курса (Other managed arrangement). В качестве курсового якоря используются как отдельная валюта (например, доллар США), так и валютная корзина из нескольких валют и иные финансовые инструменты. К таким странам относятся Алжир, Ангола, Коста-Рика, Парагвай и др.
В-третьих, режимы плавающего курса. В этом случае валюта привязывается либо к инфляции, либо к «денежным агрегатам». Имеются два варианта:
- плавающий курс (Floating). Используют около 30 стран (Албания, Венгрия, Израиль и т.д.);
- свободно плавающий курс (Independently floating). Действует примерно в 80 странах.
Таким образом, можно выделить десять основных разновидностей валютных курсов.
Россия использует режим свободного плавающего курса рубля. Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции только при наличии угрозы финансовой стабильности.
Валютные интервенции представляют собой операции купли-продажи иностранной валюты (обычно резервной валюты) за национальную. С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на валютный курс и денежную массу. Покупка иностранной валюты центральным банком приводит к увеличению объема денежной массы, а продажа, наоборот, — к сокращению.
1.1. Механизм функционирования и государственное воздействие на валютные рынки разных стран
Валютный рынок — это особый институциональный механизм, опосредующий систему устойчивых отношений, связанных с осуществлением операций купли-продажи иностранной валюты. На нем совершают операции различные хозяйственные субъекты — банки, торгово-промышленные и финансовые компании, центральные и местные органы власти, международные и региональные организации, частные лица1.
Выход на валютный рынок может преследовать многообразные цели: осуществление международных расчетов, изменение структуры валютных резервов, извлечение спекулятивной прибыли из разницы курсов отдельных валют, защита от валютных и кредитных рисков. Большая часть валютных сделок (до 95%) приходится на межбанковский (оптовый) рынок, представляющий собой сеть телефонной и телексной связи между банками, которые уполномочены вести валютные операции. На валютный рынок выходят также крупные торгово-промышленные компании, имеющие специальные подразделения, которые занимаются торговлей валютой.
На валютном рынке складывается следующая система взаимоотношений: между коммерческими банками и их клиентами в данной стране; между коммерческими банками одной и той же страны; между коммерческими банками различных стран; между коммерческими и центральными эмиссионными банками: между центральными эмиссионными банками. В первой из этих сфер валютного рынка ведется розничная торговля иностранной валютой. Две следующие сферы образуют оптовый, или межбанковский, валютный рынок. Валютные операции между коммерческими и центральными банками осуществляются только в рамках оптового сектора валютного рынка2.
Крупные коммерческие банки, специализирующиеся на торговле иностранной валютой, и отдельные международные торгово-промышленные фирмы имеют в своей организационной структуре валютные отделы, оснащенные ЭВМ, телефонной, телексной и электронной видеосвязью, соединяющей их с другими банками и финансовыми центрами мира. В валютных отделах международных банков работают дилеры (специалисты по купле-продаже валют), экономисты-аналитики (прогнозируют движение валютных курсов, разрабатывают модели оценки валютного риска и стоимости различных способов защиты от него), менеджеры (разрабатывают валютную политику корпораций и осуществляют ее). Дилеры различных банков общаются между собой через брокеров. Когда дилер какого-либо банка хочет купить ту или иную валюту, он звонит брокеру, дает ему поручение, говорит цену, которую он готов платить. Брокер затем входит в контакт с возможным продавцом валюты (дилером другого банка), узнает и его цену. В случае если цена обоих контрагентов совпадает, брокер сообщает продавцу, что сумма продана, и открывает ему имя покупателя. Потом он звонит покупателю, извещая его, что нужная сумма валюты куплена. На валютном рынке совершаются операции с немедленной поставкой валюты («спот»), форвардные (срочные) сделки; операции, связанные с хеджированием (например, своп»); валютный арбитраж — одновременная покупка и продажа одной валюты против другой с целью извлечения спекулятивной прибыли в связи с существующей в момент заключения сделки разницы в курсах валют на разных валютных рынках, а также другие валютные операции. Наряду с мировым валютным рынком в современных условиях сложился и действует еврорынок, на котором осуществляются операции с евровалютой.
Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. Операции по обмену валют существовали с незапамятных времен в форме меняльного дела в древнем мире и средние века. Однако валютные рынки в современном понимании сложились в XIX в. Этому способствовали следующие предпосылки3:
- развитие регулярных международных экономических связей;
создание мировой валютной системы, возлагающей на страны-участницы определенные обязательства в отношении их национальных валютных систем;
широкое распространение кредитных средств международных расчетов;
усиление концентрации и централизации банковского капитала, развитие корреспондентских отношений между банками разных стран, распространение практики ведения текущих корреспондентских счетов в иностранной валюте;
совершенствование средств связи — телеграфа, телефона, телекса, позволивших упростить контакты между валютными рынками и снизить степень кредитного и валютного рисков;
развитие информационных технологий, скоростная передача сообщений о курсах валют, банках, состоянии их корреспондентских счетов, тенденциях в экономике и политике.
По мере развития национальных рынков и их взаимных связей сложился единый мировой валютный рынок для ведущих валют в мировых финансовых центрах. Современные валютные рынки характеризуются следующими основными особенностями:
1. Усилилась интернационализация валютных рынков на базе интернационализации хозяйственных связей, широкого использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов по ним.
2. Операции совершаются
3. Техника валютных операций
4. Широкое развитие валютных
5. Спекулятивные и арбитражные операции намного превосходят валютные операции, связанные с коммерческими сделками; число их участников резко возросло и включает не только банки и ТНК, но и другие юридические и даже физические лица.
6. Нестабильность курсов валют, курс которых подобно своеобразному биржевому товару имеет зачастую свои тенденции, не зависящие от фундаментальных экономических факторов4.
С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают:
- своевременное осуществление международных расчетов;
страхование валютных и кредитных рисков; взаимосвязь мировых валютных, кредитных и финансовых рынков;
диверсификацию валютных резервов банков, предприятий, государства;
регулирование валютных курсов (рыночное и государственное);
получение спекулятивной прибыли их участниками в виде разницы курсов валют;
проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование экономики, а в последнее время — как составная часть согласованной макроэкономической политики в рамках группы стран («семерка», ОЭСР, ЕС).
Государственное воздействие на валютные отношения, т.е. защита национальной валюты от вытеснения ее из обращения валютами иностранных государств, как уже отмечалось выше направлено на сохранение оптимального курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Будучи по своей природе национальным институтом, валютные ограничения в рамках МВФ получили гарантию экстерриториальности (ст. VIII разд. 2(b) Статей соглашения МВФ 1944 г.), распространяющуюся и на ограничения, установленные российским законодательством.
Следует особо выделить, что валютные ограничения в настоящее время продолжают широко применяться во всем мире.
Из числа наиболее распространенных валютных ограничений выделяются следующие:
- специальные положения о валютных операциях банков (160 стран);
контроль за прямыми инвестициями нерезидентов (149 стран);
контроль за приобретением недвижимости резидентами за рубежом и/или нерезидентами на территории страны (137 стран);
контроль за операциями резидентов со средне- и долгосрочными ценными бумагами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 стран);
контроль за финансовыми кредитами в иностранной валюте (112 стран);
контроль за операциями резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 стран);
контроль за коммерческими кредитами в отношении нерезидентов (104 страны);
обязательная репатриация экспортной валютной выручки (101 страна);
обязательная продажа экспортной валютной выручки (79 стран).
Современное положение на валютном рынке России
Также для управления валютным курсом, Центральным банком проводятся операции с золотовалютными (международными) резервами. Золотые резервы – это запасы золота и иностранных валютных средств, находящиеся на хранение в Банке России и в распоряжении государственных органов. Золотые резервы выступает в качестве страхового механизма, который защищает национальную экономику от макроэкономических рисков. С помощью них обеспечивается устойчивость курса валюты. Но с февраля 2017 года Минфин совместно с Банком России будет осуществлять операции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем рынке.
Данные операции будут проводиться с целью стабилизации внешних экономических условий и для минимизации зависимости от конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую экономику в целом. В 2014 году очень сильное влияние на национальный валютный рынок и на рубль, в частности, оказали политические события, в виде экономических санкций и других провокационных действий, спровоцированных США, Евросоюзом и другими странами в отношении России в связи с последними событиями. Из-за санкций национальная экономика не дополучила около 160 млрд долларов.
Также итогом санкционируемой политики стало сокращение в России иностранных инвестиций до 19 млрд долларов против 79 млрд долларов в 2013 году. Валютный рынок России находится на новом уровне развития. В процессе формирования он очень чувствителен к внешнеэкономическим и внешнеполитическим факторам, воздействующим на него.
Так, даже небольшие колебания мирового финансового рынка могут существенно влиять на курс национальной валюты РФ.
Анализ Современного Состояния Валютного Рынка России
Естественно, риски скачков курса усугубятся. Не исключено, что производители и реализаторы товаров и услуг будут закладывать их в стоимость продуктов. К примеру, туристические путевки, которые резервируются за несколько месяцев до поездки, подорожают. Риски будут очень остро отражаться на производствах, занимающихся крупноузловой или мелкой сборкой продукции на основе импортных комплектующих. А то, что в первые месяцы «свободы валютный рынок России может быть очень нестабильным, достаточно вероятно.
Это может стать причиной лихорадки реальных секторов экономики в случае резкого изменения стоимости рубля, в особенности при работе по долгосрочным контрактам. Но с 2015 ЦБ вообще планирует не предпринимать ничего, чтобы удерживать рубль. Можно сказать, что этим летом мы примерно увидели, как это будет. Хотя только в августе коридор целых пять раз корректировался, но меры против плавающего курса не предпринимались. Конечно, имеется опасность спекуляций, в результате которых валютный рынок России может быть обрушен.
Думается, что этот вариант в ЦБ предусмотрен, и, в крайнем случае, он сумеет отреагировать адекватно. Пока четкий план перехода к новой стратегии не обнародован, известно лишь, что никаких потрясений не предвидится, будет выстраиваться плавная либерализация. Согласно подготовленному Центробанком проекту основных направлений финансовой политики на 2014-16 годы, курс рубля полностью будет определяться валютным рынком. И никакие регулирующие этот процесс мероприятия предприниматься не будут – как сложится, так сложится.
Многие эксперты отмечают, что Центробанк держит ситуацию под контролем. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в свою очередь, заявляет об отсутствии причин для резкой девальвации, по ее словам, она просто невозможна. Того же мнения придерживается и Алексей Улюкаев (Минэкономразвития). Антон Силуанов уверен в относительной стабильности рублевого курса.
Он утверждает, что валютный рынок России в ближайшие месяцы лихорадить не будет точно, и для смены курсовой политики оснований не имеется. Рубль сегодня достаточно устойчив, а ситуация, наблюдавшаяся летом, была не признаком слабости, а естественным колебанием рубля.
Валютное регулирование в РФ: нормы и запреты
Законодательство направлено не только на максимальный уровень контроля проведения валютных операций, но и на открытость и простоту осуществления базовых платежных транзакций. И в федеральном законе указано, что не во всех случаях органы мониторинга имеют право осуществлять контроль за теми или иными операциями.
Осуществляется валютный контроль в РФ только в следующих случаях:
- Если осуществляется сделка через банковский счет в иностранной валюте с иностранным контрагентом (нерезидентом);
- Если осуществляются сделки с ценными бумагами (в большинстве случаев номинал ценных бумаг выражен в иностранной валюте, что попадает под нормы закона №173-ФЗ);
- Если операции проводятся между резидентами страны и ее нерезидентами (например, сделки с иностранными компаниями или с иностранными гражданами).
Участниками контроля выступают не только представители финансовых институтов и государственных органов, но и банки. Каждая компания имеет счет в банковском учреждении и при проведении валютных операций осуществляется контроль со стороны эмитента над законностью и правильностью проведения транзакции.
Здесь стоит выделить момент, когда участник финансовых рынков (инвестор или трейдер) сталкивается с требованием проходить многоуровневую верификацию личности, а иногда и вовсе подписывать договор с финансовой компанией. Это необходимая процедура, которая основана на законодательных актах. Лишь некоторые брокеры и компании инвестирования в Форекс, которые работают без выхода на межбанковский валютный рынок, могут не идентифицировать клиента. Но в валютных операциях это является нарушением.
Приведем несколько примеров того, как предупреждаются валютные риски выполняется и валютный контроль в тех или иных секторах экономики. Например, если вы совершаете крупную покупку за валюту, то банк может потребовать ряд документов. В частности, таможенную декларацию, личные документы исполнителей сделки, доверенности, счет-фактуру. Таков международный порядок и при покупке/продаже автомобилей из-за границы, и при покупке недвижимости вне границ страны, и при совершении иных сделок купли\продажи с валютными операциями. Если вы решаете торговать на рынке Форекс через брокера, то в таком случае мониторинг не касается клиента лично. Вся ответственность ложится на банк-эмитент.
II. Регуляторы валютного рынка
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не упорядочивает все валютные правоотношения напрямую: часть регулирующих функций передана Центральному банку и Правительству РФ. Есть несколько запретов, которые установлены законом и ограничивают их возможности.
———————————
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 02.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
Указанным регуляторам запрещается требовать от участников рынка:
— получения индивидуального разрешения;
— предварительной регистрации.
Неудивительно, что Банк России регулирует правоотношения на валютном рынке, т.к. именно он стоит во главе денежной системы страны, оказывает непосредственное влияние на обращение наличных денег, устанавливает курсы иностранных валют по отношению к рублю, организует наличные и безналичные расчеты в стране, а также организует работу национальной платежной системы.
ЦБ РФ, Правительство РФ и специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.
Описывая валютные операции, закон вообще не использует слов «купля», «продажа» или «торговля». Используются более широкие понятия «приобретение» и «отчуждение», а также «использование в качестве средства платежа», «ввоз», «вывоз» и «перевод».
Для того, чтобы операция называлась валютной, важно установить: с чем, собственно, совершается сделка (объект), кто ее совершает (участники сделки) и какие действия при этом совершаются (предмет сделки).
Объекты валютных операций:
1) валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги);
2) валюта РФ (рубли);
3) внутренние ценные бумаги (выпущены в России и удостоверяют право на получение рублей).
4) иностранная валюта (не рубли);
5) внешние ценные бумаги (все, не относящиеся ко внутренним).
Состав участников и совершаемые ими действия, равно как и объекты сделок, четко видны при разбивке валютных операций на разновидности (категории).
Категории валютных операций.
1. Операции по приобретению и отчуждению.
В эту категорию попадают все операции, признаваемые валютными в зависимости от того, кто у кого и что приобретает. Здесь можно выделить операции трех типов:
1) операции, совершаемые между резидентами;
2) операции, совершаемые между резидентом и нерезидентом;
3) операции, совершаемые между нерезидентами.
Между резидентами.
К операциям этого типа относятся приобретение и отчуждение на законных основаниях валютных ценностей (иностранной валюты, внешних ценных бумаг), а также их использование в качестве средств платежа.
Между резидентом и нерезидентом.
К ним относятся приобретение и отчуждение на законных основаниях в обоих направлениях валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также использование всего того же в качестве средства платежа.
Между нерезидентами.
Операции состоят в приобретении и отчуждении на законных основаниях валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также в использовании всего того же в качестве средства платежа.
2. Операции по ввозу и вывозу.
Ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, т.е. всех объектов валютного регулирования и любого из них.
3. Операции по переводу.
В эту категорию попадают переводы с одного счета на другой счет, при том что оба счета принадлежат одному и тому же лицу:
— с заграничного счета любого лица на российский счет и наоборот (переводятся иностранная валюта, валюта РФ, внутренние и внешние ценные бумаги);
— с одного российского счета нерезидента на другой, его же, российский счет (переводятся валюта РФ, внутренние и внешние ценные бумаги).
В тех случаях, когда резиденты вступают в договорные отношения с нерезидентами, государство обязывает резидентов сообщать ему о заключаемых соглашениях. Паспорт сделки как раз и является этой формой. ЦБ РФ установил, что указанный паспорт следует оформлять при заключении соглашений, предусматривающих:
— вывоз из РФ или ввоз в РФ товаров, за исключением ценных бумаг в документарной форме;
— куплю-продажу или оказание услуг, связанных с куплей-продажей товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки;
— передачу недвижимого имущества по договору аренды, лизинга;
— выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
— валютные операции, связанные с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа).
Если сумма по любой из перечисленных сделок не превышает в эквиваленте 50000 долларов США, то паспорт сделки оформлять не нужно.
Уполномоченные банки.
Резидент обязан предоставить паспорт сделки в уполномоченный банк — российскую кредитную организацию, у которой есть лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте.
Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном ЦБ РФ.
Что относится к валютным операциям на законодательном уровне
Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.
В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.
В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:
-
приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;
-
ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;
-
перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;
-
перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;
-
перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.