Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональные навыки и компетенции руководителя: понятие и оценка компетенции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Руководитель любого звена — человек, обладающий ярко выраженной харизмой и способностью поднять, «завести» и повести за собой людей. Он должен обладать доскональными теоритическими и практическими знаниями, а также иметь профессиональные навыки высокого уровня. Он обязан вдохновлять подопечных на новые свершения собственным примером. Какие ключевые особенности выдают классного руководителя, разберем прямо сейчас.
Компетенция руководителя
- Знания и профессионализм. Тот, кто занимает высокий пост, должен пусть не уметь запускать и настраивать отдельные процессы, но понимать их суть в долгосрочной перспективе. Знания важны для человека, занимающего руководящую должность.
- Сила духа и высокий уровень самоорганизации. Если начальник слаб и находится под влиянием подчиненных, не умеет разбираться в ситуации и видеть ее во всех плоскостях, ему не место в кресле директора.
- Знания экономики. Лидер должен знать, что такое оборот, прибыль, ФОТ, ROI, EBITDA и прочее.
- Использование инструментов аналитики и мониторинга рынка. Для вычисления сложившейся ситуации и определения будущего компании. Без этого никак.
- Планирование. Важно всегда иметь четкий план действий и несколько запасных, на случай форс-мажора.
- Организация рабочего процесса. Сюда входит: постановка задач, обратная связь с сотрудниками, поиск оптимальных решений и компромиссов, умение быстро реагировать, подстраиваться под ситуацию и принимать решения.
- Достижение цели. Поставил цель — достиг ее при минимальных энерго и финансовых затратах. К этому пункту также относятся тайм-менеджмент и самоменеджмент.
- Управленческие навыки. Руководитель должен вдохновлять и мотивировать сотрудников для выполнения общей цели.
- Ораторские способности. Начальник должен уметь правильно говорить, грамотно доносить до людей информацию и отвечать за слова.
- Личностные качества. Человек, занимающий руководящий пост, должен быть позитивным, гибким, ответственным. Развиваться и организовывать развитие сотрудников. Быть командным игроком и одновременно лидером.
Что получает учащийся по матрице компетенций
В результате на курсе с применением матрицы компетенций учащийся получает:
- Только актуальные знания. Он не тратит время на освоение устаревших методик и редко используемых инструментов, а изучает только то, что пригодится на рынке труда.
- Применимые в работе навыки. Студент не изучает теорию ради теории. А учится на основе реальных рабочих задач и понимает, зачем нужен каждый конкретный навык.
- Структурированные знания. Учащийся получает четкий список навыков, которые необходимо освоить, и понимает, как они связаны между собой. А после обучения может оценить, в какой степени ими овладел, и презентовать их работодателю.
То, где будет находится раздел навыки, зависит от того, какой формат резюме вы выберете.
Решая куда разместить этот раздел, воспользуйтесь следующей информацией…
Есть 4 типа оформления резюме с разным порядком разделов в документе:
Совет. Проанализируйте не только описание вакансии, но и всю отрасль в целом. Если вы поймете образ идеального кандидата на эту вакансию, вы сможете составить выигрышное резюме.
Ниже мы привели краткое описание того, где будут находится ваши навыки в каждом из форматов.
Совет. Для того, чтобы привлечь внимание к своему резюме, вы можете добавить раздел «Цель» и описать мотивацию в получении работы, свои преимущества, а также ожидания от будущей должности. Формулируйте текст ясно и кратко, помните, что навык = знания + опыт, и опыт успешный.
Если не знаете, какие навыки указать в резюме, на hh (например) изучите предложения работодателей — почти все уже придумано. Если вас интересует конкретная вакансия, то из нее обычно понятно, что работодатель хочет от будущего сотрудника. Перефразируйте эти требования, но не слово в слово — это всегда заметно. Готовые словесные конструкции обязательно разбавьте чем-то своим.
ВАЖНО! Пишите как есть. Не привирайте. Если какими-то качествами вы не обладаете — это прекрасный шанс тактично промолчать.
Если самому придумать сложно, воспользуйтесь следующими формулировками:
Это общие специальные навыки для резюме, подходящие для многих видов деятельности.
Становление рыночных отношений в современной России требуют новых форм профессиональной и социальной компетентности управленцев. От этого в целом зависит эффективность менеджмента в различных сферах профессиональной деятельности.
Раньше много внимания уделялось результатам работы и мало — поведению людей, достигающих определенных результатов. Наступило время, когда требования к высококачественным продуктам и качественному обслуживанию заставили бизнес обратить внимание на то, как стиль исполнения работы позволяет завоевывать и сохранять преимущество на рынке.
Изменения, произошедшие в нашей стране, предъявляют высокие требования к компетенции менеджеров современной организации. Вместе с тем, в прямой постановке проблема формирования и повышения компетентности менеджеров в современной России не получила пока полного и всестороннего рассмотрения.
Однако, тема моей курсовой работы является очень актуальной, так как в ситуации бурно развивающейся рыночной экономики, чередующейся то взлетами, то падениями и неизменно сопровождающейся высокой степенью неопределенности, наиболее остро встает вопрос компетентности менеджера-управленца организации, способного, словно штурман вести корабль — компанию в непредсказуемом океане бизнеса. Чтобы в принципе рассуждать о вопросах компетентности/некомпетентности менеджеров, неплохо было бы для начала разобраться, какие именно ключевые навыки (т.е. компетенции) входят в «портфель профессионального управленца».
Безусловно, у каждого руководителя есть свой индивидуальный стиль управления, свой способ достигать поставленных целей, но, для того, чтобы посмотреть на данную проблему комплексно, давайте обозначим некоторую идеальную модель успешного руководителя, т.е. руководителя, способного привести к успеху предприятие, которым он управляет.
Целью работы является изучение подходов к определению основных понятий, выявление ключевых профессиональных компетенций современного менеджера — управленца, рассмотреть компетентностный портрет современного менеджера и его ключевые принципы.
Цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы роли личностных и профессиональных компетенций менеджера в современной организации;
изучить понятие профессиональной компетенции и компетентности;
сформировать требования, предъявляемые к современным менеджерам,
изучить коммуникационную компетентность менеджеров,
разработать компетентностный портрет современного менеджера,
разработать рекомендации по внедрению и использованию компетентностной модели в системе управления.
Объект работы – современный менеджер-управленец.
Предметом работы является компетентностный портрет современного менеджера — управленца ООО «Сахалинское управление технологического транспорта».
Структура. Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
Для исследования особенностей профессиональной деятельности и компетентностного портрета руководителя ООО «Сахалинское управление технологического транспорта» использовалась методика «Оценка и анализ своих личных ограничений» М. Вудкока и Д. Фрэнсиса[11].
Анализ компетентностного портрета и личных качеств руководителя показал необходимость глубокого осмысления методов и методических приемов с целью повышения эффективности собственной деятельности. Данный анализ определил постановку следующих задач:
1) изучение особенностей деятельности и профессионально-важных качеств личности руководителя конкретного предприятия;
2) определение индивидуального плана развития руководителя предприятия.
Руководителю предлагалось проанализировать и оценить особенности своей работы и возможных профессиональных ограничений; подчиненные также давали оценку профессиональным возможностям руководителя. На основе полученных данных рассматривались критерии эффективности работы руководителя предприятия, основанные на оценке личных качеств.
Методика «Оценка и анализ своих личных ограничений» представляет собой опросники, которые взаимосвязаны между собой. На два («Анализ своих ограничений — Вы сами» (приложение 1), «Работа» (приложение 2)) отвечает руководитель. Анализ результатов этих опросников позволяет провести диагностику индивидуальных представлений руководителя о своей работе, дать основу для систематизированной оценки своих сильных сторон и ограничений, мешающих эффективно выполнять работу по управлению.
Опросник («Другие») предлагается подчиненным для получения обратной связи, составления картины представлений работников о профессионально важных качествах руководителя. Этот опросник позволяет собрать информацию о деловых качествах, компетентности руководителя. Сопоставление полученных в ходе исследования данных дает возможность наиболее объективно проанализировать особенности деятельности и качеств личности руководителя, определить характер отношения к нему подчиненных.
Данные, полученные на основе опросника «Анализ своих ограничений», позволяют выделить следующие области, в которых руководитель, по его мнению, почти не имеет трудностей:
1) творческий подход к деятельности (способность генерировать и использовать достаточно новые идеи);
2) навык решения проблем (присутствие стратегии, необходимой в принятии решений, способность решать современные проблемы);
3) осознание своих личных целей (ясность в вопросе о целях своей личной или деловой жизни, цели совместимы с условиями работы и жизни);
4) умение влиять на людей (способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих, влиять на их решения).
На основе самоанализа данный руководитель подчеркивает те личностные особенности, которые требуют первоочередного развития:
1) слабые навыки руководства (отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных;
2) неумение обучать (отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности);
3) низкая способность формировать коллектив (неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов);
4) неумение управлять собой (неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами жизни управленца).
Как показывает проведенный анализ личных ограничений руководителя ООО «Сахалинское управление технологического транспорта», некоторые из них связаны именно с приобретением навыков самоменеджмента руководителя. Поэтому можно высказать предположение о том, что приобретение этих навыков может несколько повлиять на эффективность деловой деятельности руководителя и предприятия в целом (таблицы 2,3).
Таблица 2
Результаты опросника «Анализ своих ограничений»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
— |
— |
11 |
|
— |
13 |
14 |
15 |
— |
17 |
— |
— |
— |
— |
22 |
|
23 |
— |
— |
— |
— |
— |
29 |
30 |
31 |
32 |
— |
|
— |
35 |
— |
37 |
38 |
— |
40 |
41 |
— |
43 |
44 |
|
— |
46 |
47 |
— |
— |
50 |
— |
52 |
— |
— |
— |
|
— |
— |
58 |
— |
60 |
61 |
— |
— |
64 |
— |
— |
|
67 |
68 |
— |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
— |
— |
— |
|
78 |
— |
— |
81 |
82 |
83 |
84 |
— |
— |
87 |
— |
|
— |
90 |
91 |
— |
93 |
94 |
95 |
— |
97 |
— |
— |
|
100 |
101 |
102 |
103 |
104 |
105 |
106 |
107 |
— |
109 |
110 |
|
Сумма ответов |
5 |
7 |
6 |
6 |
7 |
8 |
7 |
6 |
3 |
4 |
4 |
Модель оценки компетенций персонала
Вы самого начала должны знать, какой специалист и на какой должности вам нужен. Поэтому своевременная разработка системы оценки компетенций является залогом успешного функционирования фирмы.
Разработка такой модели обычно проводится в несколько этапов. На первом этапе формируются профили, которые соответствует каждой должности в компании. В этих профилях прописываются умения, навыки и степень ответственности сотрудников. Создается наиболее подходящая для вашей организации система оценки, которая может учитывать не только непосредственно результаты тестирования, но и набор отзывов и рекомендаций. Разработанные профили тестируются в соответствии с выбранной моделью оценки.
Чтобы результаты проверки были эффективными, необходимо учитывать следующие параметры:
- Уровень квалификации – достаточен ли он для выполнения обязанностей.
- Наличие дополнительных навыков – знание языков, программ, технологий.
- Персональные черты работника – умение работать в команде, лидерство, общительность, стрессоустойчивость, мотивация.
- Подход к работе – алгоритмы выполнения, характерные особенности, наиболее четко решаемые задачи, выбор действий в приоритете.
- Потенциал для саморазвития, желание и стремление получать новые знания и навыки.
Созданный профиль должности обозначает идеальные параметры, а затем каждый из работников проверяется на соответствие ему. В разработанные стандарты можно вносить правки, варьируя параметры для различных должностей.
Пример оценки компетенций персонала
Чтобы убедиться, как работает оценка на практике, приведем несколько примеров.
Работник занимает должность администратора в салоне красоты. Несмотря на это, его навыки коммуникации и общения с клиентами – не на высшем уровне, из-за чего салон регулярно теряет часть продаж. По-хорошему, от такого сотрудника стоит избавиться. Но во время проверки выясняется, что у человека хорошие способности к финансовому планированию и анализу данных. Можно не терять сотрудника, а предложить ему должность, больше соответствующую его компетенциям. В данном случае оценка поспособствовала перераспределению ресурсов.
Сотрудник бухгалтерии грамотно и без нареканий выполняет свои обязанности, но в ходе проверки выясняется, что у него есть дополнительные знания в области маркетинга и опыт работы в данной сфере. Можно предложить работнику новую должность, которая будет совмещена с основной или привлекать к проектам и временным акциям и консультациям. Своевременная оценка в этой ситуации позволила раскрыть потенциал и сократить издержки на одну из должностей.
Может быть и такое, что в ходе проверки обнаруживается: у работника на самом деле нет тех навыков, которые он заявлял в резюме и которые и стали причиной приглашения его на эту должность. В таком случае с недобросовестным работником стоит расстаться. Так своевременная оценка компетенций уберегла компанию от дальнейших ошибок, которые мог допустить недостаточно квалифицированный работник.
Развитие сотрудников зависит от условий: если у человека есть способности, который могут пойти на благо компании, то самое время их использовать. Оценивая квалификацию ваших работников, вы будете иметь представление о том, как использовать их потенциал более эффективно.
Ориентация на достижения
Способность руководителя достигать намеченных результатов даже под давлением обстоятельств и других людей.
Постановка целей | Декомпозиция | Работа с препятствиями | Непопулярные решения | |
3 | Ставит амбициозные цели, которые бросают вызов способностям его и подчиненных, ориентируется на достигнутый уровень. | Определяет четкие конечные и промежуточные критерии, относительно которых можно измерить будущие достижения. | При встрече с препятствиями активизирует деятельность, легко преобразует проблемы в задачи. | Способен двигаться к намеченной цели, даже под давлением обстоятельств и преодолевая сопротивление других людей. |
2 | Формулирует ясно, какие цели могут быть достигнуты и намечает способы их измерения. | Разбивает большие цели на ряд последовательных шагов и следит за их выполнением. | При встрече с препятствиями ищет пути их преодоления. | Настойчив в достижении цели, даже если это связано с временным ухудшением отношений. |
1 | Ставит новые цели, не учитывая достигнутый уровень. | Не всегда понимает, что достижение целей складывается из последовательных шагов. | При встрече с трудностями приостанавливает движение к цели. | Может отказаться от поставленной цели, если это связано с негативной оценкой его действий. |
Сопротивляется усилиям других ставить ему измеримые цели. | Не способен определить, какие именно шаги ведут к достижению цели. | Отказывается от активных действий из-за возможных трудностей. | Боится негативной оценки своих действий другими людьми. |
Мотивирование и развитие сотрудников
Способность руководителя создавать условия, при которых подчиненные будут с желанием выполнять свои обязанности.
Знание сотрудников | Подкрепление | Обучение | Психологический климат | |
3 | Ззнает потребности, сильные и слабые стороны сотрудников и всегда учитывает их при выборе способа мотивации. | Замечает успехи подчиненных. Способен вдохновить и воодушевить. |
Есть система обучения персонала. Обучение систематично и запланировано. | Знает и чувствует социально-психологический климат в коллективе, и может эффективно влиять на него. |
2 | Уделяет время изучению основных потребностей своих подчиненных, их сильных и слабых сторон. | Замечает успехи своих сотрудников, но подкрепляет их не систематически. | Обучение персонала ведется, но не выстроена система. | Знает социально-психологический климат в коллективе, как правило, может влиять на его улучшение. |
1 | Считает, что потребности у всех одинаковые. Склонен больше замечать слабые стороны, чем сильные. | Использует только негативное подкрепление или не использует вообще. | Обучение ведется эпизодически. | Не всегда знает, как его можно улучшить на практике. |
Проблемы объясняет некачественным набором и низкими способностями персонала. | Не видит необходимости, в каком бы то ни было, подкреплении персонала. | Обучением персонала не занимается, контроль стажировки персонала не осуществляется. | Не считает необходимым уделять внимание климату в коллективе. |
Профильная модель компетенций руководителя отдела продаж
На основе анализа профессиональной деятельности, трудовых функций, необходимых знаний и навыков была составлена карта компетенций руководителя отдела продаж.
Выбраны 10 важных компетенции для руководителя:
1. Лидерство.
2. Принятие решений.
3. Организация работы.
4. Ориентация на достижения.
5. Клиентоориентированность.
6. Работа в команде.
7. Мотивация и развитие сотрудников.
8. Аналитическое мышление.
9. Коммуникабельность.
10. Лояльность.
Рассмотрим уровни развития по каждой компетенции.
Что такое компетенция
Компетенция – характеристика, позволяющая личности выполнять некоторую функцию, соответствующую должности. В качестве рабочего понятия применяется определение ключевых параметров. Эти параметры имеют численные значения и являются конкретными измеряемыми показателями. В результате характеристики могут оцениваться качественно и количественно.
Полезно! Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен либо имеет определенную личностную характеристику.
Существует список из 49 параметров, среди которых:
- способность к саморазвитию;
- инициативность;
- вера в себя;
- приверженность делу компании;
- лидерство;
- умение принимать решения и т.д.
Эти характеристики являются более общими. Для каждой должности могут быть разработаны и частные (профессиональные).
Как происходит развитие компетенций руководителя
Компетенции руководителя заключается в интегральных свойствах личности, основанных на управленческих профессиональных ценностях. В процессе деятельности руководитель способен и готов применять всю полученную систему знаний и умений на практике для обеспечения эффективного руководства.
Скачайте документы по теме:
Развитие компетенций руководителя высшего и среднего звена проводится на курсах, тренингах, где лучшие специалисты предлагают программы по развитию:
- стратегического мышления;
- ориентации на достижение;
- методов воздействия и оказания влияния на подчиненных, партнеров по бизнесу;
- инициативности;
- лидерских качеств;
- построения успешных отношений;
- основ анализа информации и поиска решения возникших проблем;
- самоорганизации.
Во время проведения тренингов компетенции руководителя прорабатываются в индивидуальном порядке. При групповом тренинге создаются рабочие ситуации, которые ежедневно возникают в процессе управления организацией. Участникам предлагают найти решение в кризисной или конфликтной ситуации. В дальнейшем приобретенные навыки помогают быстро реагировать на сложные моменты, находить варианты управления, которые помогут не отступать от намеченных целей.
Лидерские компетенции помогают работодателям определить потенциал карьерного роста кандидата или сотрудника. Ведь нередко бывает, что повышение получают люди, которые доказали, что являются отличными специалистами, но при этом не обладают умением вести за собой других – то есть не-лидеры, и обычно такие назначения приводят к посредственным результатам.
При выборе и развитии профессионалов в области управления организации должны учитывать компетенции кандидата и сравнивать их с навыками, которые требуют дальнейшего развития, чтобы добиться успеха на руководящей должности. Такой подход к лидерским компетенциям может помочь компаниям принимать точные решения о наборе, развитии и продвижении наиболее качественных кандидатов. Эта компетенция важна не только для кандидатов на управленческие позиции, по и для всех соискателей в крупные компании. Однако для управленцев эта и другие компетенции, которые мы приведем ниже, являются абсолютно необходимыми.
Компетенции руководителя
Принято различать корпоративные и менеджерские компетенции. Так как руководитель работает в штате компании, он должен соблюдать корпоративные правила и быть максимально лояльным к политике организации. Так же, как и другие работники, он должен постоянно повышать свою квалификацию, иметь хорошие отношения с коллегами, быть целеустремленным и поддерживать командный дух.
Но наряду с корпоративными компетенциями должность ведущего менеджера накладывает на человека дополнительные обязательства. Чтобы соответствовать уровню своего поста, руководитель должен иметь соответствующие компетенции. Если этого не происходит, а любой управленец рано или поздно достигает предела своих возможностей, как интеллектуальных, так и физических, то человек рискует потерять работу.
И это происходит достаточно регулярно. Согласно принципу Питера, в иерархической системе любой индивидуум может подняться до уровня своей некомпетентности. Это означает, что руководитель будет двигаться вверх по карьерной лестнице до тех пор, пока не займет пост, на котором он не сможет справиться с возложенными на него обязанностями. То есть, он окажется некомпетентным.
Чтобы этого не произошло, управленец должен постоянно работать над своими навыками. Уровень компетенции повышает не только постоянная практика – сегодня руководители должны регулярно посещать семинары и тренинги, где могут узнать новых подходах к управлению персоналом. Без повышения квалификации пройти порог собственной некомпетенции очень легко, так как во многих компаниях повышение в должности тесно связано со стажем работы. Таким образом, новая должность может оказаться последней в работе плохо подготовленного менеджера.
Ориентация на достижения
Способность руководителя достигать намеченных результатов даже под давлением обстоятельств и других людей.
Постановка целей | Декомпозиция | Работа с препятствиями | Непопулярные решения | |
3 | Ставит амбициозные цели, которые бросают вызов способностям его и подчиненных, ориентируется на достигнутый уровень. | Определяет четкие конечные и промежуточные критерии, относительно которых можно измерить будущие достижения. | При встрече с препятствиями активизирует деятельность, легко преобразует проблемы в задачи. | Способен двигаться к намеченной цели, даже под давлением обстоятельств и преодолевая сопротивление других людей. |
2 | Формулирует ясно, какие цели могут быть достигнуты и намечает способы их измерения. | Разбивает большие цели на ряд последовательных шагов и следит за их выполнением. | При встрече с препятствиями ищет пути их преодоления. | Настойчив в достижении цели, даже если это связано с временным ухудшением отношений. |
1 | Ставит новые цели, не учитывая достигнутый уровень. | Не всегда понимает, что достижение целей складывается из последовательных шагов. | При встрече с трудностями приостанавливает движение к цели. | Может отказаться от поставленной цели, если это связано с негативной оценкой его действий. |
Сопротивляется усилиям других ставить ему измеримые цели. | Не способен определить, какие именно шаги ведут к достижению цели. | Отказывается от активных действий из-за возможных трудностей. | Боится негативной оценки своих действий другими людьми. |