Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разграничение преступлений от иных правонарушений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разграничить административные проступки и преступления можно и должно лишь по степени их общественной опасности. Задача эта сложная — особенно в случаях, когда речь идет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решаться в точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованного установления уголовной ответственности за административные правонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигает уровня преступлении, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.
В чем отличие преступления от проступка?
Видыправонарушений. Правонарушенияпо степени общественной опасности(вредности) подразделяются на преступленияи проступки. Преступления -виновно совершённые общественно опасныедеяния и запрещённые уголовным закономпод угрозой наказания.
Противоправныепроступки имеютменьшую степень общественной опасностии подразделяются в зависимости отобъектов правонарушений и порядкапривлечения к юридической ответственностина гражданско-правовые, административныеи дисциплинарные правонарушения:
- Гражданско-правовые правонарушения (деликты) совершаются в сфере гражданских правоотношений и выражаются в неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда и т.п.
- Административные правонарушения посягают в основном на порядок государственного управления и общественный порядок.
- Дисциплинарные правонарушения – противоправные нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.
Юридическаяответственность —применение мер государственногопринуждения по отношению к правонарушителю.За свои деяния человек отвечает передзаконом и судом (этим юридическаяответственность отличается от моральной,где основным мерилом оценки поведенияявляются стыд и совесть человека).
Видыответственности и меры наказания зависятот характера правонарушения. Различаютответственность:
- уголовную – наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;
- административную – наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;
- гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. мера ответственности — возмещение убытков;
- дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.
Мерыпредупредительного воздействия можноподразделить на меры, применяемые вцелях предупреждения возможныхправонарушений (проверка документов,удостоверяющих личность, досмотр багажа,груза, административный надзор залицами, освобожденными из мест лишениясвободы, и др.), Принуждение проявляетсяв том, что оно осуществляется без согласиялиц, обязанных подчиниться предписаннымдействиям либо воздержаться от каких-либодействий, и, кроме того, в том, что ониограничивают права людей, хотя иприменяются уполномоченными на тоорганами и должностными лицами.
Мерыпресечения преследуютцель прекратить противоправные деянияи не допустить новых. Они должны бытьоперативными и осуществляться в интересахобщества, государства или в интересахсамого потенциального правонарушителя(помещение в медицинский вытрезвитель,в психиатрическую больницу, применениеогнестрельного оружия и др.).
Иногдамеры пресечения нарушают физическуюнеприкосновенность граждан, как этоимеет место при использовании служебныхсобак, технических средств (дубинок,газов, водяной струи, наручников и т.п.). Меры пресечения отличаются большимразнообразием.
Правовосстановительныемеры применяютсяза проступки, обладающие минимальнойстепенью общественной опасности, илиза деяния, представляющие собой лишьнекоторую «правовую аномалию»,незначительное отклонение от нормальногоправопорядка, не приобретшие характерправонарушения.
Меры защиты заключаютсяв том, что лицо принуждается к исполнениюлежащей на нем обязанности, которую оноранее должно было исполнить, но покаким-либо причинам не исполнило
- Преступление совершается со злым умыслом, продуманно и подготовленно, а потому более опасно. Проступок – как правило, действие неосознанное, спонтанное.
- Преступление непременно повлечет за собой наказание по Уголовному кодексу и судимость. За проступок устанавливается ответственность по Трудовому, Административному, Семейному, Гражданскому, кодексам и различным подзаконным нормативным актам.
Отличие преступления от иных правонарушений и от аморального поступка.
Главное отличие преступления от иных правонарушений заключается в различной степени общественной опасности.
Каждое правонарушение посягает на охраняемые законом общественные отношения, поэтому представляет определенную общественную опасность. Более высокая степень общественной опасности, от¬личающая преступление от иных правонарушений, может опре¬деляться различными обстоятельствами.
Критерии отграничения преступления от других правонарушений: характер наступивших последствий совершенного дея¬ния; мотивы и цели совершения деяния; форма вины; преступле¬ние предусмотрено только уголовным законом, оно влечет за собой такие специфические последствия, как уго¬ловное наказание и судимость.
Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного дея¬ния.
Так, нарушение правил охраны труда, причинившее легкий либо средней тяжести вред здоровью человека является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью, образу¬ет состав преступления (ч. 1 ст. 143 УК РФ).
Иногда фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели совершения такого деяния. Например, ре¬гистрация заведомо незаконных сделок с землей квалифицирует¬ся как преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, только в случаях, когда это деяние совершено должностным лицом из ко¬рыстной или иной личной заинтересованности. В противном случае те же действия представляют дисциплинарный проступок.
В отдельных случаях преступление отличается от иных право-нарушений только по форме вины. Так, при умышленной вине причинение легкого вреда здоровью образует преступление (ст. 115 УК РФ), а в случае причинения того же вреда по неосто¬рожности ответственность его причинителя может иметь только гражданско-правовой характер (ст. 1085 ГК).
Преступле¬ние — деяние уголовно-противоправное, оно предусмотрено только уголовным законом. Правонарушения, не являющиеся преступле¬ниями, предусматриваются Семейным, Гражданским, Трудо¬вым кодексами, Кодексом об административных правонаруше¬ниях, ведомственными дисциплинарными уставами, а также множеством подзаконных нормативных актов. Отличие преступления от иных правонарушений по их юри¬дическим последствиям заключается в том, что только преступле¬ние влечет за собой такие специфические последствия, как уго¬ловное наказание и судимость.
Старший прокурор отдела по
надзору за следствием и дознанием
в ОВД С.В. Брижак
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Преступление следует отличать от других правонарушений и от аморального поступка.
Разграничение преступлений и иных правонарушений (гражданско-правовых, административных, дисциплинарных) проводится по объекту посягательства, степени вредоносности, характеру противоправности и правовым последствиям совершения.
Объектами преступлений, в отличие от других правонарушений, могут выступать основы конституционного строя, мир и безопасность человечества, общественная безопасность и др. Иные правонарушения на такие объекты не посягают.
Преступление отличается от прочих правонарушений степенью вредоносности. В преступлении последняя достигает такой степени, что мы должны говорить об опасности деяния для общества, т. е. общественной опасности, а не просто «вредности».
Преступление обладает уголовной противоправностью, т. е. нарушает нормы, закрепленные в уголовном законе. Другие правонарушения этим признаком не обладают. Административные правонарушения, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты представляют собой нарушения иных нормативных актов, включая подзаконные.
Характер юридической ответственности за совершение преступления и за совершение других правонарушений различен. Только уголовная ответственность связана с применением к виновному наказания и наличием судимости как определенного правового последствия совершения преступления.
Даже при внешней схожести некоторых санкций (например, штраф применяется в административном праве как вид административного взыскания и в уголовном праве как вид наказания) уголовная ответственность, связанная с осуждением виновного лица от имени всего государства, с судимостью и другими обстоятельствами, все же наиболее строгий вид юридической ответственности.
Разграничение преступлений и аморальных поступков можно провести по тем же основаниям.
Аморальные поступки представляют собой нарушения норм морали или нравственно-этических норм (например, врачебной этики), сложившихся в обществе или отдельных социальных (профессиональных) группах, посягающие на отношения любви, дружбы, преданности, верности, уважение старших и т. п. Преступление — это всегда нарушение правовых норм, охраняющих наиболее важные объекты.
Нельзя однако отрицать, что уголовно-правовыми средствами в отдельных случаях защищаются нормы морали. В подтверждение сказанному можно сослаться на составы надругательства над телами умерших и местами их захоронения (ст.
244 УК), жестокого обращения с животными (ст. 245) и другие, помещенные в главу о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.
В связи с этим могут вызывать сомнение основания криминализация таких деяний.
Вместе с тем, собственно аморальный поступок, хотя и причиняет определенный вред общественным отношениям, не обладает общественной опасностью. В силу чего ответственность за него заключается лишь в осуждении, порицании со стороны общества, но не в юридической ответственности.
Применение уголовного закона нередко сопряжено с необходимостью проведения четкой границы между преступлением и иными правонарушениями. Так, преступление следует отличать от административных, гражданских, дисциплинарных, трудовых и иных правонарушений.
Все они обладают определенной мерой общественной опасности.
Однако только качественно высокий уровень общественной опасности позволяет оценивать определенный тип поведения людей именно как преступление и законодательно устанавливать для борьбы с ним меры уголовного наказания.
В настоящее время практически общепризнанно, что главные отличия преступления от иных правонарушений заключаются в различной степени общественной опасности. Общественная опасность — признак всех правонарушений, но количественная характеристика этого свойства между преступлением и проступком не одинакова. У преступления более высокая степень общественной опасности.
Законодатель при конструировании норм, суды при их толковании всегда стремятся, возможно, точнее толковать преступления и проступки.
Ведущим разграничительным общественно опасным элементом выступает размер причиненного ущерба правоохраняемым интересам личности, общества, государства.
Материальный ущерб, который причиняется в результате совершаемых ныне преступлений, измеряется в денежном выражении, в физическом вреде — в четко фиксированных показателях утраты трудоспособности, органов или их функций (ст. 111-118 УК РФ).
В отличие от других правонарушений преступление отражает высокую меру общественной опасности конкретных типов поступков людей на определенном этапе развития общества. С изменением социальных условий эта опасность может снижаться либо возрастать. Изменение опасности влечет за собой перемену границ между преступлением и правонарушением.
Ярким примером такого процесса может служить практика борьбы уголовно-правовыми средствами с незаконным предпринимательством (ст. 171 УК РФ). Вместе с тем конкретные нарушения незаконной торговли расцениваются как административные правонарушения.
Реже изменение границ между преступлением и правонарушением связано с непоследовательностью решения законом конкретных вопросов. Например, УК РСФСР 1960 г. содержал ряд норм с административной преюдицией. В частности, ст.
Противоправность деяния это прямое указание закона на его запрет. Нет преступления без указания на то в законе[48]. Уголовная противоправность всегда отражает именно ту степень общественной опасности, которая характеризует деяние как преступное. Именно поэтому данный признак в науке уголовного права также называется формальным.
Определение уголовной противоправности как запрета УК РФ, и только им, соответствует Конституции РФ, а также международному уголовному праву[49].
Противоправность — это уже не только общественное, но и государственное отношение к действию, которое считалось общественно опасным только в общественном сознании. Следовательно, признание его противоправным представляет собой официальное признание деяния общественно опасным со стороны государства. Запрещение же деяния уголовным законом указывает на значительную степень его общественной опасности.
Другими словами, под уголовной противоправностью понимается запрещенность деяния соответствующей уголовно-правовой нормой. Противоправность свидетельствует о том, что лицо нарушило уголовно-правовой запрет, установленный УК РФ. Обязательным компонентом уголовной противоправности является наличие в уголовно-правовой норме санкции, которая содержит угрозу применения наказания определенного вида, в случае виновного совершения предусмотренного законом деяния.
Уголовная противоправность юридически выражает в уголовном законе общественную опасность и виновность деяния. Она производна от них как оценочно-нормативный признак преступления. Только общественно опасное и виновное деяние признается уголовно-противоправным.
Однако последнее время бытует мнение о признании противоправности даже основным признаком преступления. В научной литературе отмечено, что необходимо изменить традиционное для советской науки уголовного права соотношение материального и формального признаков в определении преступления потому как в правовом государстве важное место должен занять признак противоправности[50].
Согласно принципу законности уголовного права признак противоправности деяния не может толковаться расширительным образом, так как это приводит к применению уголовного закона по аналогии[51].
Противоправность представляет собой официальное признание общественной опасности деяния посредством его криминализации. Это означает, прежде всего, что признаки конкретного деяния более или менее полно описаны в диспозиции уголовно-правовой нормы и далее, что за совершение такого деяния субъекту грозит уголовное наказание.
Международные договоры, осуждающие отдельные деяния как преступные, выступают важным источником включения такого деяния в УК РФ[52].
Уголовная противоправность состоит в том, что если деяние запрещено нормой уголовного права, то его совершение должно повлечь для преступника негативные последствия в виде наказания. Однако встречаются так называемые правовые коллизии, когда норма одной отрасли запрещает деяние, а норма другой отрасли права разрешает его совершение в определенной части. Так, уголовным законом запрещено самоуправство, когда самовольно совершают действия, правомерность которых оспаривается[53]. Вместе с тем ст. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (далее ГК РФ) считает в качестве правомерных действий самозащиту гражданских прав, если способы самозащиты не превысили пределов допустимого[54].
Из этого следует, что в случае коллизии прав, когда одной отраслью права поведение запрещено, а другой в какой-то степени разрешено, то предпочтение отдается разрешительным нормам[55].
В УК РФ помимо запретительных норм существуют и нормы поощрительные, которые одобряют конкретные разновидности поведения, к примеру, это необходимая оборона, крайняя необходимость[56].
Однако одобряемое уголовным законом поведение вовсе не свидетельствует о полном отсутствии его противоправности. Деяние может быть поощряемым с позиций уголовного права, но порицаемым с позиций другой правовой отрасли. Так, в случае крайней необходимости субъект освобождается от уголовной ответственности, но гражданская ответственность в виде компенсации за причиненный ущерб может быть возложена на него.
Итак, подытожим. Уголовная противоправность напрямую связана с общественной опасностью деяния. Эта связь заключается, во-первых, в том, что преступлением может быть признано лишь такое деяние, которое посягает на наиболее значимые социальные ценности, причиняя им ущерб. Во-вторых, противоправность связана с общественной опасностью тем, что в норме права отражаются обстоятельства, свидетельствующие об общественной опасности деяния, таких как место, время, способ, а также обстановка совершения преступления.
Еще одним важнейшим признаком преступления выступает наказуемость. Это признак преступления, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие, неблагоприятное для правонарушителя. Таким образом, совершение преступного деяния в любом случае влечет за собой возможность назначения наказания, подразумевает угрозу наказанием при нарушении уголовно-правовой нормы.
Наказуемость как самостоятельный признак преступления представляет собой угрозу назначения и применения наказания за совершенное преступление. Так УК РФ при наличии определенных условий и оснований предусматривает возможность освобождения от наказания, а к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Наказание как неизбежное следствие совершения преступления не должно смешиваться с наказанием, предусмотренным за это деяние в санкции. Именно угроза наказания, а не реальное наказание, которое в конкретном случае может и не последовать, является признаком преступления.
В теории уголовного права спорный вопрос о том, является ли наказуемость самостоятельным признаком преступления. Одни авторы считают, что это элемент уголовной противоправности, а другие, что это самостоятельный признак. Примечательно, что в ч. 1 ст. 14 УК РФ отсутствует указание на обязательность наказания именно поэтому согласно нашему уголовному праву возможно освобождение лица от уголовной ответственности или от наказания[65].
В правоприменительной практике нередки случаи, когда фактически преступление было совершено, но наказания за него не последовало. Это возможно в случае, когда преступление не было, зафиксировано правоохранительными органами или не было раскрыто. Подобные случаи отнюдь не отменяют признак наказуемости преступного деяния.
Дело в том, что сам факт того, что законодатель назначает уголовное наказание за совершение определенного деяния, уже делает его преступным, то есть наличие угрозы наказания уже само по себе является достаточным для действия признака наказуемости. Назначение реального наказания при этом не имеет определяющего значения. Следовательно, нельзя говорить о неотвратимости применения наказания как признаке преступления.
Наказуемость как признак преступления предполагает обязательную реакцию государства в ответ на совершение преступного деяния. Наказуемость между тем вовсе не означает непременного наказания вслед за фактом преступления.
Признак наказуемости содержит в себе потенциальную угрозу привлечения к ответственности лица в случае совершения им деяния, запрещенного уголовным законом. Таким образом, наказуемость следует рассматривать как потенциальную угрозу наступления негативных последствий на совершенные преступления. Именно как угрозу, поскольку возможны ситуации, когда фактически совершенное преступление остается без наказания[66].
Так, при применении норм гл. 11 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности, субъект освобождается от ответственности на ранней стадии следственных действий, т.е. фактически совершенное преступление остается без реального исполнения наказания[67].
Наказуемость в данном случае выступает лишь как профилактика, которая тоже крайне необходима.
Сделаем вывод. При этом преступление может быть признано таковым только в случае наличия у него всех этих признаков. Первые два признака являются основными и определяют базовые характеристики преступления как особого вида правонарушения, а два последующих являются производными.
Рассмотренные выше признаки преступления (общественная опасность, виновность, противоправность деяния и его наказуемость) позволяют выделить преступление из всей группы правонарушений. Однако преступлением является и кража, и убийство, и разбой, и чтобы разграничить данные преступления недостаточно использовать признаки преступления. Необходимое разграничение осуществляется на основе такой правовой категории, как состав преступления. Таким образом, понятия преступления и состава преступления не являются тождественными.
Состав преступления является правовой категорией, юридическим основанием уголовной ответственности.
Уголовный кодекс РФ не содержит определения понятия «состав преступления». В науке уголовного под составом преступления понимается совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление.
Структурно состав преступления состоит из четырех групп признаков, которые называются элементами состава преступления. К ним относятся:
объект преступления;
объективная сторона преступления;
субъективная сторона преступления;
субъект преступления.
Для наличия состава преступления необходимы все четыре его элемента в совокупности. Отсутствие хотя бы одного из них будет означать и отсутствие состава преступления.
Отличие преступлений от непреступных правонарушений и аморальных проступков
Преступления являются одной из разновидностей правонарушений. В практической деятельности по применению уголовного закона нередко возникает вопрос о разграничении преступлений и непреступных правонарушений, предусмотренных административным, гражданским, трудовым, земельным, семейным, хозяйственным, транспортным правом.
Правонарушения, ответственность за которые регулируется перечисленными отраслями права, в основном могут быть разделены на три вида: административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.
Как преступления, так и иные правонарушения препятствуют нормальному функционированию общества, причиняют вред сложившейся системе общественных отношений. Поэтому и те, и другие объективно являются общественно опасными. Однако степень их вредоносности, мера опасности для установившейся системы правовых связей различна.
Величина причиненного вреда является определяющим показателем степени общественной опасности и основным критерием отграничения преступления от иных правонарушений.
Разграничение преступлений и непреступных правонарушений осуществляется по трем основным признакам:
- объекту,
- характеру и степени общественной опасности,
- виду и форме противоправности.
Общий объект совокупности всех преступлений по разнообразию регулируемых сфер правоотношений шире соответственно административных, дисциплинарных и гражданских правонарушений. Для ряда преступлений характерно посягательство на такие общественные отношения (жизнь человека, государственную безопасность), когда подобные деяния могут быть отнесены лишь к числу преступлений.
По характеру и степени общественной опасности преступления всегда отличаются большей социальной вредностью, чем иные правонарушения.
В этом заключается главный материальный критерий разграничения преступлений и проступков.
Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы провести для более глубокого понимания сути преступления разницу между преступлениями и другими правонарушениями.
Преступление — это один из видов правонарушений. Преступление отличается от иных правонарушений (административных, гражданско-правовых и других) тем, что оно определяется уголовным законом и обладает признаками уголовно-правовой противоправности, за его совершение следует уголовная ответственность, применение уголовно-правовых мер. Иные правонарушения предусматриваются другими законами: административными, гражданскими и другими — и за их совершение наступает административная, гражданско-правовая и другая ответственность с применением к правонарушителям административных, гражданско-правовых и иных мер.
В основе формального различия преступлений и иных правонарушений лежит главный отличительный признак — степень общественной опасности деяния. Все правонарушения потому и признаются правонарушениями, что они посягают на общественные отношения, блага, охраняемые законом, причиняют им вред и в силу этого рассматриваются как правонарушения. Но общественная опасность, вредность правонарушений не одинакова. Преступление обладает наиболее высокой степенью вредности, общественной опасности (по сравнению с иными правонарушениями), которая служит критерием отнесения деяния к числу преступных.
§ 4. Отличие преступлений от иных правонарушений
Принято считать, что правонарушение представляет родовое понятие для очень широкого круга деяний. Преступление — это тоже правонарушение по своим основным признакам.
Однако все криминалисты придерживаются единой точки зрения, что преступление значительно отличается от других правонарушений, оно представляет наибольшую опасность для гражданина, общества и государства, хотя ему присущи черты, особенности и признаки, свойственные любому правонарушению.
Преступление не является единственным человеческим поведением, нарушающим правовые запреты и веления. В зависимости от того, какой отраслью права регулируется то или иное отношение, правонарушение может быть уголовным (преступление), административным (проступок), гражданским и т.п.
В уголовном праве при характеристике преступления учитываются разнообразные объективные и субъективные признаки. Эти признаки учитываются и другими отраслями права (административным, гражданским, трудовым и т.д.).
Для разграничения должны существовать формальные признаки, которые могли бы дать более или менее четкий ответ на вопрос, что совершил субъект: преступление, административный или дисциплинарный проступок, гражданское или трудовое правонарушение.
Проще всего проводить подобное разграничение тогда, когда имеется закон, в котором указано, какие правонарушения являются гражданскими, какие административными или дисциплинарными, а какие преступлениями. С учетом этого теория и практика выработали определенные разграничения, применение которых во многих случаях дает ответ на поставленный вопрос.
Разграничение преступлений и иных правонарушений осуществляется по четырем основным признакам: объект; характер и степень общественной опасности; вид противоправности; существенный вред1.
Объект преступлений позволяет определять характер общественной опасности с учетом глубины его поражения преступным деянием.
В общий объект преступлений входят такие социальные интересы (общественные отношения), посягательства на которые ввиду их особой ценности могут регулироваться исключительно уголовным законом (жизнь человека, государственная безопасность).
Современный уголовный закон значительно расширил и конкретизировал по разделам и главам объекты, которые взяты под охрану уголовного закона.
Интересы личности, собственность вне зависимости от ее форм, окружающая среда, конституционный строй, обеспечение мира и безопасности — таков неполный перечень объектов уголовно-правовой охраны.
Проступки и преступления
Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления. Преступление — это виновное, общественно-опасное, противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, и причиняющее вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства. В частности, это права и свободы личности, общественной порядок, основы конституционного строя государства и т. д. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на следующие виды: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Проступки — это все противоправные деяния, за исключением преступлений. Основным критерием разграничения преступлений и проступков является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, предусмотренные за эти противоправные деяния. В зависимости от того, в какой сфере социальной жизни они совершаются, характера наносимого вреда, особенностей соответствующих им правовых санкций проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного проступка являются общественная опасность, противоправность деяния, вина правонарушителя.
Состав административного правонарушения включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав и свобод граждан, право собственности, установленный порядок управления, общественный порядок и т. д.
Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. Административное законодательство предусматривает четыре группы физических лиц — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица.
Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, повлекшем за собой возникновение административного деликта. Субъективная сторона включает мотив, цели и вину правонарушителя. При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного правонарушения.
Дисциплинарный проступок — это нарушение трудовой или служебной дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Дисциплинарные правонарушения подрывают производственную, служебную, воинскую, учебную дисциплину. Дисциплинарные правонарушения в основном предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.
Характерными признаками дисциплинарного проступка являются: во-первых, то, что дисциплинарное правонарушение совершается работником, состоящим в трудовых правоотношениях с данной организацией и обладающим трудовой деликтоспособностью. Во-вторых, дисциплинарный проступок выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих трудовых или служебных обязанностей. Противоправность поведения проявляется в нарушении трудовых или служебных обязанностей, возлагаемых на работника трудовым контрактом.
Примером противоправного поведения могут быть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение трудовых нормативов, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т. д. Виновным признается противоправное деяние, совершенное умышленно или неосторожно. В-третьих, в результате дисциплинарного правонарушения вред причиняется трудовому коллективу, организации при наличии причинной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом (ущербом). В-четвертых, дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарных санкций, предусмотренных трудовым законодательством или дисциплинарными уставами.
Таким образом, дисциплинарный проступок можно определить как виновное противоправное нарушение трудовых или служебных обязанностей работниками, за совершение которых устанавливается дисциплинарная ответственность и может быть применена мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная в трудовом законодательстве или дисциплинарными уставами.
Гражданское правонарушение — это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Это такого рода правонарушения, как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключение противоправных сделок, нарушение авторского права, причинение имущественного вреда и т. д. Субъектами гражданских правонарушений могут выступать как физические, так и юридические лица.
Характерной особенностью гражданских правонарушений является то, что ответственность, предусмотренная за эти проступки, носит правовосстановительный характер в форме имущественных или неимущественных санкций.
Социальная сущность правонарушений коренится в самих общественных отношениях, которые порождают поступки людей. Противоправное поведение как особое социальное поведение обусловлено наличием объективных и субъективных причин и условий, существующих в самой общественной жизни. По словам известного американского социолога Э. Шура, «все существующие модели преступного поведения являются ценой, которую мы вынуждены платить за ту структуру нашего общества, которую создали сами»6. Следовательно, социальная природа правонарушаемости обусловлена социально-экономическими условиями жизни общества.
Субъективные причины правонарушений — это низкий уровень правосознания и правовой культуры каждой отдельной личности, негативные побуждения, цели, потребности, противоречащие интересам общества. Противоправное поведение всегда индивидуально и является актом воли и сознательной деятельности. Поэтому важно знать и изучать психико-эмоциональные мотивы (причины), побудившие к совершению противоправных деяний.
Объективные причины правонарушений — это определенные противоречия в общественной жизни, характеризующиеся экономическими, политическими, социальными и духовными факторами. Объективные условия правонарушений — это недостатки организационного и технического порядка, способствующие действию субъективных и объективных причин правонарушения.
Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.
Преступление и правонарушения относятся к категории противоправних деяний. Однако они имеют существенные отличия:
- Преступление представляет собой деяние, наивысшую общественную опасность. Опасность административных правонарушений существенно менше.
- Преступление является нарушением уголовного права и конкретно указывается в уголовном кодексе. Административное правонарушение означает нарушение других отраслей права и описывается в кодексе об административных правонарушениях.
- Наказание лица, совершившего преступление, обычно предусматривает лишение свободы и другие серьезные санкции по приговору суда. Такое лицо считается судимым За совершение административного правонарушения обычно накладывается штраф. Понятия судимости в таком случае нет.
- Возраст, с которого можно привлекать к уголовной ответственности, выше, чем у лиц, которых привлекают к административной ответственности.
- Преступление предполагает посягательство на собственность, интересы личности, конституционный строй и безопасность. Административное правонарушение связано обычно с социальными интересами, нарушением предусмотренных законодательством запретов и предписаний, причинением ущерба людям и организациям.
Прописаны такие правонарушения в КоАП. Характеризуются они тем, что деяния правонарушителя связаны с посягательством на общественную или государственную собственность или совершены против установленного правопорядка в стране. Пожалуй, это самая обширная категория антиобщественных деяний, за которые предусмотрена ответственность не только административным кодексом правонарушений, но и земельным законодательством, финансовым, процессуальным и другими отраслевыми нормативными актами.
Однако правоохранительные и другие уполномоченные органы вправе применить санкции за административные правонарушения не позднее двух месяцев с момента их совершения (в ряде случаев предусмотрен более длительный срок – 1 год).
В обычной жизни мы чаще всего сталкиваемся с нарушениями в виде нарушений ПДД, безбилетного проезда в общественном транспорте, мелким хулиганством. Предприятия чаще всего несут ответственность за нарушение налогового законодательства и правил пожарной безопасности.
Понятие и признаки преступления
Степень общественной опасности в случаях, когда преступления и правонарушения по характеру нарушенного интереса являются смежными, представляется основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений. Объективными и субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу преступлений или иных правонарушений, являются способ действия, форма вины, мотив и цель.
Правонарушение представляет собой родовое понятие для очень широкого круга деяний. Классификация последних предполагает разграничение их по различным основаниям.
Следует согласиться с предложением ученых классифицировать все правонарушения по следующим критериям: в зависимости от характера правонарушений; степени их вредности и опасности для общественных отношений; по характеру применяемых санкций за их совершение.
Категория «степень общественной опасности» является весьма формальным критерием для отграничения преступлений и иных правонарушений. Правовая наука выработала более четкие критерии, по которым мы можем проводить разграничение преступлений и иных правонарушений. В обществе и государстве совершается множество поступков, как положительных, так и негативных, нарушающих установленный правопорядок. В теории государства и права последние принято называть правонарушениями, т. е. виновными, противоправными, наносящими вред обществу деяниями праводееспособного лица или лиц, влекущими за собой юридическую ответственность10. Только преступления могут повлечь за собой уголовное наказание по приговору суда с последующей судимостью.
Разграничение преступлений и иных правонарушений
Теория государства и права предлагает классифицировать правонарушения в зависимости от их характера и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых за их совершение санкций на преступления и проступки. Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениям и степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.
Еще одним признаком, отличающим преступления от других правонарушений, является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону. Другие правонарушения нарушают нормы других отраслей права.
Это могут быть не только законы, но и подзаконные нормативные акты.
При отграничении преступлений от иных правонарушений следует принимать во внимание ряд обстоятельств. Так, некоторые преступления посягают на такие общественные отношения, на которые другие правонарушения посягать не могут (например, жизнь человека, государственная безопасность). Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу уголовных преступлений. Трудностей в разграничении преступлений и иных правонарушений при этом не возникает.1Основным показателем, определяющим степень общественной опасности совершенного деяния, является причиненный вред.
Величина причиненного вреда позволяет отграничивать преступления и другие правонарушения. Так, если использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы повлечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций или общества или государства в целом, его действия квалифицируются по ст. 285 УК, а в случае отсутствия такого вреда — являются дисциплинарным проступком. Как гражданско-правовые деликты, так и преступления против собственности связаны с причинением личности и государству имущественного вреда.