Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Замена счётчиков электроэнергии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Счетчик электроэнергии нужно заменить на новый, если прибор технически устарел, вышел из строя или истек срок его эксплуатации. Дата изготовления устройства и срок службы электросчетчика указаны в его техническом паспорте. Если паспорт не сохранился, информацию о дате производства можно посмотреть на самом счетчике.
Когда нужно менять электросчетчик?
Как правило, срок эксплуатации прибора учета, заявленный изготовителем, составляет 30 лет. Периодически нужно проводить процедуру поверки счетчика. Межповерочный интервал для трехфазных приборов учета составляет 10 лет, для однофазных — 16 лет. Если сроки поверки нарушены, такой счетчик также подлежит замене.
Снятие старого электрического счетчика
Если необходима внеплановая замена по причине неисправности, приглашенный специалист обязан сразу отключить прибор от сети. Компания должна в короткий срок отреагировать и осуществить замену. За время до установки нового прибора потребитель оплачивает счет по среднему нормативу.
Без предписания никакие действия производить нельзя. Поэтому план работы следует уточнить заранее. Демонтаж может быть выполнен своими силами, при наличии соответствующего разрешения. План работы по замене однофазного счетчика следующий:
- Отключить автомат перед счетчиком, на вводе электричества.
- Снять крышку и проверить отсутствие напряжения в проводниках.
- Отсоединить клеммы и отключить 4 проводника.
- Снять крепежные установочные болты и ослабить держатели DIN-рейки.
- Поставить новый аппарат, выполнить подключение согласно инструкции.
Особенности установки «умных» счетчиков
Переход на «умные» приборы учета регламентируется в Федеральном законе №422 от 04.05.2012 года. Один из пунктов устанавливает, кем будет оплачен этот переход с 2020 года. Так как выгоду получат ресурсоснабжающие организации, то они и возьмут на себя расходы по установке. «Умные» счетчики снизят затраты на проверку и снятие показаний, так как учет и проверку будут обеспечивать самостоятельно, без применения дополнительного человеческого ресурса. Они могут быть наделены функцией отключения подачи электроэнергии задолжникам.
Замена будет производиться постепенно по причине достижения крайней величины срока службы электросчетчика, или его аварийного состояния. Строительные объекты, вводимые в строй с 1 июля 2020 года должны быть уже укомплектованы «умными» приборами учета.
Решение проблемы как заменить электросчетчик не представляет особых трудностей. С целью экономии средств можно выполнить работы по замене самостоятельно. В выполнении работ необходимо лишь проявить внимательность и ответственность. Однако присутствие поставщика электроэнергии обязательно, хотя бы для установки законности действия нового прибора учета.
Сам процесс демонтажа и установки нового оборудования может производиться любым человеком. Осуществить эту процедуру может и собственник жилища при наличии у него квалификации. Однако он не вправе снимать и фиксировать показания старого прибора и пломбировать новый, поэтому замена счетчика в большинстве случаев производится сотрудником организации-поставщика или электриком управляющей компании.
Замена счетчика энергопотребления производится редко, поскольку у него длительный срок службы. Тем не менее, в последнее время поставщики услуги активно стимулируют граждан к установке новых моделей, поскольку они позволяют более удобно снимать показатели приборов и эффективно отслеживать объем потребления. Потребителю, в свою очередь, нужно следить за тем, чтобы предписание о замене было вынесено организацией при наличии действительно весомых оснований.
Хотя правительство позаботилось о том, чтобы снизить расходы граждан, включив стоимость счетчиков в общие расходы на обслуживание линий электропередач, есть ситуации, при которых придется покупать прибор учета и оплачивать услуги по его монтажу самостоятельно. В их список входит:
- Замена, связанная с нарушением правил эксплуатации, в результате чего счетчик был поврежден (разбит, залит водой и т. д.).
- Желание клиента перейти с однотарифной на многотарифную схему оплаты электроэнергии или наоборот.
- Необходимость выполнить замену счетчика из-за нехватки мощности для обеспечения питания установленного в квартире оборудования (например, после получения разрешения на монтаж электроплиты или бойлера и выделения дополнительной мощности для этих целей).
- В других случаях, связанных с заменой прибора раньше назначенного срока, если необходимость вызвана действиями самого абонента.
В любой из этих ситуаций абоненту придется приобрести счетчик самостоятельно, выбрав одну из моделей, представленных в каталоге нашего магазина. Среди самых распространенных бюджетных вариантов особым спросом пользуются приборы учета от таких производителей, как:
- «Меркурий»;
- «Энергомера»;
- «НЕВА»;
- «СКАТ».
Рекомендации в приобретении нового счетчика
Вне зависимости от типа приобретаемого счетчика (индукционный, электронный, многотарифный, однофазный, трехфазный) кроме интереса сколько стоит устройство требуется обратить внимание на его следующие характеристики.
- Проверить дату первичной проверки счетчика. ПУЭ (Правила Устройства Энергоустановок) регламентируют возможность установки прибора учета, если со времени первичной проверки не прошло двух лет для однофазных счетчиков и одного года для трехфазных.
- Следует согласовывать с энергоснабжающей организацией марку счетчика. Она может быть не пригодна по классу точности и в таком случае не будет принята в эксплуатацию.
- Проверить наличие и целостность пломб на приборе учета. Чтобы получить к ним доступ, если не знаете где они находятся, спросите их местонахождение у продавца.
- Внимательно осмотреть корпус счетчика. На нем недолжно быть никаких повреждений. Наличие даже небольшой трещины будет основанием отказа приема устройства в эксплуатацию.
- Обязательно заполнить гарантийные документы и сохранить чек на случай заводской неисправности счетчика для сдачи его обратно с магазин.
Самостоятельная установка и подключение электрического счетчика
Замена электросчетчиков своими руками допускается, но не на всех этапах процедуры. Самостоятельно можно выполнить следующие действия:
- демонтаж старого устройства;
- подготовка места для нового прибора;
- установка приобретенного оборудования.
Внимание! Есть риск, что абонент сделает что-то неправильно, и придется дополнительно покупать материалы или привлекать специалистов.
Работники УК выполняют следующие функции:
- проверка пломб на приборах учета;
- поверка нового оборудования;
- контроль правильности установки устройства;
- пломбирование нового электросчетчика.
Прибор, который стоит внутри жилья, является собственностью жильцов, поэтому, независимо от того, кто выполняет монтаж счетчика, все проверяющие услуги будут дополнительно оплачиваться.
Современные устройства имеют продолжительный период эксплуатации, который ограничивается только проводимыми проверками или возникновением неисправностей. Большинство изготовителей указывают срок службы в пределах 30–35 лет, но это не является обязательным условием для смены устройства.
Существует следующий регламент:
- Поверка электросчетчиков по методу метрологического контроля составляет 16 лет. Точный срок указывается в техническом паспорте изделия.
- Ошибки внутренних деталей анализируются раз в 6 лет. Этот процесс осуществляет специалист, имеющий соответствующий допуск.
- В случае возникновения подозрений на вмешательство в работу счетчика прибор учета электроэнергии признается неисправным. Это потребует проведения внеочередной сертифицированной поверки.
- Контрольные замеры. Если снабжающая организация наблюдает общее изменение показаний в многоквартирном или частном доме, то допускается внеочередная проверка. Хотя устройство должно служить 30 лет и более, любые дефекты являются основанием к выводу механизма из эксплуатации.
Потребитель должен следить за состоянием счетчика и при обнаружении неисправностей незамедлительно уведомлять контролирующую структуру.
Замена счетчика электроэнергии в частном доме целиком на владельце. Его ремонт, замену, техническое обслуживание оплачивает хозяин дома. Так же дело обстоит в приватизированной квартире, если прибор учета стоит в квартире.
Если счетчики приватизированных квартир вынесены на лестничные площадки, могут быть варианты. В некоторых случаях приборы учета считаются общедомовой собственностью. Тогда их замену, в случае неисправности или модернизации сети, оплачивает управляющая кампания. Она же заключает договора на работу, нанимает специалистов и т.д. Но все это должно быть указано в договорах, которые вы заключаете с УК. Если в подписанных бумагах таких пунктов нет, УК имеет право переложить ответственность на владельца квартиры. Тогда замена счетчика электроэнергии оплачивается владельцем квартиры даже если счетчик стоит на лестничной площадке.
Современные приборы индивидуального учета потребления электроэнергии можно классифицировать по следующим характеристикам:
- по типу потребляемого тока. Он может быть постоянным и переменным;
- по количеству фаз. По этому параметру счетчик может быть однофазным или трехфазным;
- по тарификации. Электросчетчик может быть однотарифный, в этом случае в расчет применяется единая стоимость киловатта, или многотарифным, когда стоимость киловатта зависит от времени суток. Во втором случае прибор может быть двухтарифным (день/ночь) или трехтарифным (сутки делятся на три периода), для каждого промежутка устанавливается своя оплата;
- по типу механизма. В зависимости от этого параметра счетчик может быть механическим или электронным.
В каких случаях производится замена
Среди причин замены счётчика электроэнергии выделяют следующие:
- Прибор вышел из строя. Появились нарушения в работе счётного механизма электрического счетчика, и он начал фиксировать неточные результаты. Это означает, что прибор сломался и уже не может показывать реальное потребление электроэнергии, данные искажаются.
- Механические повреждения. На стекле имеются дефекты или стекло отсутствует совсем.
- Аппарат устарел и его класс точности ниже 2,0.
- Были сорваны или испорчены пломбы.
- Истек срок эксплуатации электросчётчика, т.е. срок службы счётчика, установленный производителем, превышен. В данной ситуации замена прибора назначается по инициативе энергосбытовой компании, которая отправляет уведомление о плановой замене электросчётчика. После получения уведомления собственнику необходимо заменить прежний счётчик на новый. Срок замены электросчётчика – 30 дней.
- Необходимость перехода на многотарифный режим. В этом случае устанавливается более современный электросчётчик взамен прежнего.
- Истек срок поверки прибора.
Законы и нормативные акты
Основным законодательным актом является постановление Правительства РФ №442 от 4 мая 2012 года, по которому прекратилось производство старых моделей счетчиков, была запрещена их проверка и ремонт. Новый счетчик должен иметь класс точности не ниже второго. Общий порядок замены устройства изложен в письме Госэнергонадзора, которое в 2000 году прошло одобрение и получило законное Решение Госстандарта РФ.
Все работы на декабрь 2020 года по замене оговариваются следующими законопроектами и нормами:
- статьи 210 и 354 (пункт 2) Гражданского кодекса;
- статья 261 Федерального закона РФ;
- постановление Правительства №354 от 27.08.2012 г.;
- статья 13 Федерального закона РФ «Об обеспечении единства измерений».
На основании этих документов сбытовая организация вправе требовать замены прибора учета. По этим нормативам запрещается самостоятельное проведение работ по демонтажу старых и установке новых приборов учета. Устанавливать и обслуживать счетчики необходимо электрикам из штата энергоснабжающей организации.
Кому положена бесплатная замена устройства
Оплата работ по замене электросчётчиков возлагается на владельцев жилья или управляющую компанию, в зависимости от изложенных выше обстоятельств. Но в некоторых ситуациях указанные услуги могут предоставляться бесплатно.
Бесплатно работы выполняются в следующих случаях:
- для участников государственной программы по техническому перевооружению, предусматривающей установку взамен устаревших моделей «умные» счётчики, позволяющие передавать данные по учёту расхода электроэнергии без участия владельца, в удалённом режиме;
- при переводе потребителя на систему начисления оплаты по нескольким тарифам;
- если требуется заменить неисправное устройство в МКД муниципальной принадлежности.
В указанных ситуациях владелец жилья не является собственником прибора, либо инициатива по замене устройства выдвигается государственными органами.