Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платежное поручение по НДФЛ в 2023 году: новые реквизиты и образец заполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Как в 2023 году заполнить платежное поручение по требованию налоговой
У заполнения формы платежного поручения по требованию ИФНС есть особенности. Для удобства мы собрали их в таблицу:
Поле | Что указать |
Основание платежа (106) |
Впишите «ТР». Это значит, что происходит погашение долга на основании полученного от налоговой требования. |
Показатель налогового периода (107) |
Здесь укажите срок оплаты, который отмечен в требовании ИФНС. Например, если вы уплачиваете налог за 2-й квартал 2019 года, в форме платежного поручения укажите: КВ.02.2017 |
Номер документа (108) |
Номер требования налоговой. |
Дата документа (109) |
В это поле переносят дату документа-требования ИФНС. |
Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2023 г.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (пп. 12-14 ст. 4) устанавливает на 2023 г. следующие переходные положения:
- в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
- налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
- денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.
Получается, что при желании в 2023 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.
Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.
Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:
Реквизит платежного поручения | Значение |
---|---|
Статус плательщика | «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ |
наименование плательщика |
для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения); для ИП, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ – фамилию, имя, отчество (при наличии); |
ИНН плательщика | ИНН налогоплательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов исполняется |
КПП плательщика | КПП подразделения, чья обязанность по уплате исполняется |
наименование получателя | 0 |
ИНН получателя | 0 |
КПП получателя | 0 |
банковские реквизиты получателя платежа | БИК и наименование банка, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета), номер счета получателя (номер казначейского счета) |
КБК | КБК конкретного налога, страховых взносов |
ОКТМО | код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа |
основание платежа | 0 |
период | значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, 8 из которых имеют смысловое значение, а 2 являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Например, «МС.02.2023»; «КВ.01.2023»; «ГД.00.2023» |
номер документа – основания для перечисления налога | 0 |
дата документа – основания для перечисления налога | 0 |
назначение платежа |
Реквизиты для уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов единым налоговым платежом на ЕНС (начиная с 1 января 2023 года)
Номер (поля) реквизита платежного документа |
Наименование (поля) реквизита
платежного документа |
Значение |
13 |
Наименование банка получателя средств |
ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА
БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 |
БИК банка получателя средств (БИК ТОФК) |
017003983 |
15 |
№ счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) |
40102810445370000059 |
16 |
Получатель |
Управление Федерального
казначейства по Тульской области
(МИ ФНС России по управлению
долгом) |
61 |
ИНН получателя |
7727406020 |
103 |
КПП получателя |
770801001 |
17 |
Номер казначейского счета |
03100643000000018500 |
101 |
Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж (Статус плательщика) |
01 |
24 |
Назначение платежа |
Единый налоговый платеж |
104 |
КБК |
18201061201010000510 |
105 |
ОКТМО |
— |
Законодательные акты по теме
В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:
Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П | О необходимости внесения в платежное поручение УИН, когда он присваивается получателем средств |
Письмо ФНС РФ от 13.03.2017 № ЗН-4-1/4434@ | Об обязательном указании ИНН налогоплательщика в платежном документе |
Приказ Минфина от 12.11.2013 № 107н | Правила заполнения кода поля 22 платежного поручения |
УИН указывают исключительно по письменному запросу контролирующих уплату налогов и взносов органов. К ним относятся:
- Федеральная НС;
- территориальное подразделение пенсионного фонда РФ;
- Фонд СС.
Иные ведомства не вправе запрашивать от организации указания в платежном документе значение кода.
Надо отметить, что и контролирующие уплату налогов и взносов органы не всегда просят плательщика отразить в документе данный код. Письменная просьба может быть направлена, если плательщик допустил просрочку по платежам, возникла необходимость внесения недоимки, пени или погашения штрафных санкций.
Составляя платежное поручение на погашение вышеуказанных обязательств, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.
- В первую очередь нужно дождаться официального требования контролирующего органа. Оно направляется в письменном виде по правилам, установленным законодательством РФ.
- Далее необходимо внимательно ознакомиться с запросом. Если требование об указании УИН есть, то код указывается, если нет – то поле заполняется по общим правилам.
- Формируем платежное поручение с учетом требований контролирующего органа.
Как уже было сказано ранее. УИН – это один из реквизитов платежного поручения, заполняемое в значении «Код», который расшифровывается, как «уникальный идентификатор начисления». Он состоит из 20, либо из 25 символов. Его формирует платежный контрагент, например налоговая служба.
Фактически УИН является уникальным идентификатором платежа, то есть УИП. Но, как сказано в комментариях Министерства финансов России, данные показатели можно объединить. То есть УИН, можно назвать УИП и, наоборот.
Надо отметить, что факт об объединении понятий уникального идентификатора начисления и платежа не закреплен на законодательном уровне. Если говорить простыми словами, замена одного показателя другим производится только на основании комментарий чиновников, так как фактически и УИН и ИП – это две одинаковые числовые комбинации.
По номеру УИН происходит автоматический учет уплаченных налогов, страховых взносов и иных платежей в бюджет. Информация о платежах в бюджет передается в ГИС ГМП. Это Государственная Информационная Система о Государственных и Муниципальных Платежах. Если указать неверный код, то данная система платеж не идентифицирует. И обязанность по уплате будет считаться неисполненной. И как следствие этого:
- у компании возникнет задолженность перед бюджетом и фондами;
- продолжать начислять пени;
- потребуется уточнять платеж и выяснять его «судьбу»;
- деньги поступят в бюджет или фондам с опозданием.
Для таких групп налогоплательщиков, как индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, руководители фермерских хозяйств и т. п. есть некоторые особенности при заполнении реквизита 22 платёжек. При переводе денежных сумм в бюджет в платежном поручении они указывают:
УИП – это уникальный идентификатор платежа, который состоит из 20 или 25 цифр. Его используют для быстрого и правильного зачисления на счет поступившего платежа. Цифры этого кода говорят об администраторе платежа, типе платежа и документе, который обязывает его произвести. Следовательно, каждому платежу присваивают индивидуальный идентификатор. Но не всегда.
Что такое УИН в квитанции и как его узнать в 2021 году
Постановление Министерства финансов о том, что этот показатель требуется указывать в платежных документах, было принято в начале 2021 года. После вступления в силу этого постановления в форму 0504510 «Квитанция» уникальный идентификатор был внесен как обязательный реквизит.
Узнать УИН можно в организации, в которую совершается перечисление средств. Бюджетные организации прописывают код начислений в квитанции в двадцать второй графе. При этом банковскому работнику необходимо продублировать УИН в платежном документе. При осуществлении безналичных платежей предприниматели ставят 0 в графе кода. Сегодня УИН применяется не в каждой организации, а только в тех, которые имеют большой поток платежей (налоговая, ГИБДД). Однако он может быть указан и в квитанции за детский сад или за школу. При этом информацию об идентификаторе реально получить в бухгалтерии детского сада.
УИН для оплаты текущих налогов и взносов
Если налогоплательщик перечисляет в бюджет налоги, сборы и взносы, рассчитанные самостоятельно, то в поле 22 платежки УИН указывать не нужно. Для текущих платежей в бюджетную систему достаточно указать в поле 22 — значение «0».
Текущими платежами следует считать все виды бюджетных платежей, которые компания или ИП самостоятельно исчислила и перечисляет в ФНС. Примеры текущих перечислений для УИН «0»:
Если организация самостоятельно выявила недоимку по налогам и сборам, и подготовила платежной поручение в ИФНС, то УИН принимает значение «0». Ноль проставьте в поле УИН, если платите пени, проценты и штрафы, которые исчислили сами, без принуждений налоговиков.
Специальный код УИН нужен только для перечисления по требованию или иному принудительному документу к взысканию.
Код УИН в платежном поручении
УИН (уникальный идентификатор начисления) состоит из 20 или 25 цифр и имеет то же значение, что и УИП, но используется при составлении платежных поручений в бюджет или внебюджетный фонд.
Если субъект хозяйственной деятельности осуществляет обычный текущий платеж по налоговым обязательствам, УИН не нужен.
Напротив, в случаях уплаты пеней, штрафов, налоговой задолженности по требованию инспекции либо прочих заинтересованных в получении денежных средств фондов может быть присвоен код УИН, который необходимо отразить в платежном документе (в поле 22). При отсутствии таких данных в этом поле ставится 0. Пустовать оно не должно, так как при обработке документа платеж может просто не пройти.
Где взять УИН для платежки, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно онлайн.
О заполнении поля 22 «Код» платежного поручения также читайте в статьях:
Новое поле в платежном поручении
Код 22 в виде нового поля платежки утвердил Минфин России приказом от 12.11.2013 № 107Н. В силу нововведение вступило 5 лет назад, и практически сразу бухгалтеры стали испытывать трудности с заполнением данного реквизита. Главная сложность заключается в определении УИН (уникального идентификатора начисления). Именно он должен быть указан как код 22 в платежном поручении.
Назначение нового реквизита в поле 22 (УИН) в том, что он призван облегчить работу государственных служб по идентификации поступающих средств. С помощью технических нововведений предполагалось, что работа бюджетников будет оптимизирована и значительно улучшена, т. к. УИН позволит облегчить трудозатраты по идентификации платежей и уменьшить количество ошибок по распределению перечисляемых в бюджет средств.
Заполнять поле 22 нужно при взаиморасчетах с ФНС, ФСС и ПФ Российской Федерации по штрафам, пеням и неустойкам.
Для правильного указания идентификатора нужно найти его. Для этого необходимо проверить все реквизиты, указанные в требовании по уплате штрафа или неустойки. Именно в таком уведомлении должен проставляться требуемый код. Сложность заключается в том, что в налоговом документе реквизит имеет наименование «Индекс документа», в связи с чем его поиск вызывает трудности. Для чего сделана такая «уловка», сказать трудно. Но именно это факт является главной причиной большого количества ошибок при заполнении поля 22.
Что означает номер УИН
УИН состоит из 20 цифр, каждая из которых имеет смысл и несет определенную информацию.
Номер состоит из 3 основных частей или блоков.
Первые 3 цифры (1–3) показывают код администратора платежа или исполнительного органа. К примеру, налоговым инспекциям присвоен постоянный код 182.
Цифра 4 в настоящее время не используется, поэтому на ее месте пока стоит 0.
Следующие 15 цифр (5–19) — это основной блок, или индекс самого документа. Эти цифры означают уникальный номер документа в платежной системе бюджетополучателя.
И наконец, 20-я цифра, или итоговый блок, высчитывается по определенному алгоритму, принятому в налоговом органе или фонде.
Таким образом, каждый платеж имеет свой неповторимый УИН. Двух одинаковых номеров существовать не может.
УИН и текущие платежи
При уплате текущих налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных плательщиками самостоятельно, УИН не устанавливается. Соответственно, указывать его в поле 22 не нужно. Полученные текущие платежи налоговики или фонды идентифицируют по ИНН, КПП, КБК, ОКТМО (ОКАТО) и других платежных реквизитов. УИН для этого не нужен.
Также УИН не нужно указывать в платежке при уплате недоимки (пеней, штрафов), которую вы рассчитали сами и не получали никаких требований от ИФНС, ПФР или ФСС.
При уплате всех текущих платежей в поле 22 «Код» достаточно указать значение «0» (Письмо ФСС от 21.02.2014 № 17-03-11/14-2337). Кавычки использовать не нужно. Просто укажите – 0.
Если при перечислении текущих платежей в поле 22 вы укажите «0», то банки обязаны исполнять такие поручения и не вправе требовать заполнения поля «Код», если указан ИНН плательщика (письмо ФНС России от 08.04.2016 № ЗН-4-1/6133). При этом совсем пустым поле 22 не оставляйте. Такую платежку банк не примет.
Значение УИН для своего платежа вы не найдете ни на каком сайте. Дело в том, что УИН при оплате госпошлины уникальный для каждого конкретного платежа. Все просто, если вам дали уже заполненный бланк для оплаты госпошлины. Там есть 20- или 25-значный «индекс документа» и он такой же, как и будет УИН для оплаты такой квитанции.
В платежном поручении УИН проставляется в строке 22. Он может состоять только из арабских цифр или арабских цифр и латинских букв.
Обратите внимание, что УИН нельзя не указывать, придумывать самостоятельно или брать из другой квитанции или платежа. Это приведет к тому, что деньги зависнут, и платеж не будет считаться совершенным.
Тогда придется обращаться в орган, куда оплачивалась пошлина, писать заявление и ждать результатов сверки. Это может занять долгое время. А пошлину придется оплачивать снова.