Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства в 2022 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.
Правовые особенности КФХ
Распоряжение имуществом, его раздел, выплата компенсации, права и обязанности членов хозяйства должны быть прописаны в соглашении, к составлению которого закон не предъявляет никаких требований. Возможно, законодатели исходили из того, что в крестьянско-фермерское хозяйство объединяются близкие люди, поэтому нет необходимости жестко регулировать их взаимодействие между собой.
Порядок регистрации КФХ мало чем отличается от регистрации индивидуального предпринимателя, причём, закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации» вообще не упоминает об этой организационно-правовой форме.
Из закона № 74-ФЗ однозначно понятно, что крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом, хотя и может состоять из нескольких членов. Индивидуальным предпринимателем КФХ тоже не признаётся, но сведения о нём вносятся в реестр ЕГРИП по имени главы хозяйства.
Какие правовые особенности КФХ можно назвать ключевыми? Их довольно много:
- основная деятельность фермерского хозяйства должна быть связана с производством, переработкой, реализацией сельхозпродукции;
- крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом или ИП, но после регистрации КФХ его глава получает статус индивидуального предпринимателя;
- главу крестьянского хозяйства можно сменить, если он добровольно отказался от своих обязанностей или не может выполнять их в течение более чем полугода;
- смена главы КФХ не прекращает его членства в хозяйстве;
- членами крестьянско-фермерского хозяйства могут быть только физические лица, состоящие в родстве или отношениях свойства (родственники супруга главы КФХ, с которыми у него нет кровного родства: тесть, тёща, свёкор, свекровь, зять, золовка и др.);
- допускается также приём в члены КФХ не более пяти лиц, которые не связаны родством с главой хозяйства;
- члены КФХ действуют на основании соглашения, в котором прописаны все ключевые вопросы деятельности;
- имущество, продукция и доходы фермерского хозяйства принадлежат всем его членам на праве совместной собственности, но по соглашению могут быть разделены на доли;
- сделки от имени КФХ заключает его глава;
- фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
- член КФХ может выйти из него, но продолжает нести субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства в течение двух лет после выхода;
- в случае выхода из крестьянско-фермерского хозяйства земельные участки и орудия производства не выделяются, но бывшему участнику выплачивают денежную компенсацию, пропорциональную его доле в общей собственности.
По своей правовой природе (наличие нескольких членов, действующих по соглашению и имеющих доли в совместном имуществе) фермерское хозяйство похоже на юридическое лицо, но полная имущественная ответственность по обязательствам сближает его с ИП.
Особенности бухгалтерского учёта в сельском хозяйстве
Учёт в коммерческих сельскохозяйственных организациях регулируется общими нормативными правовыми актами: 402-ФЗ, ПБУ и НК РФ. Но есть и отраслевые акты, помогающие построить систему учёта в сельском хозяйстве:
- план счетов предприятий агропромышленного комплекса (АПК), утверждённый приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654;
- методические рекомендации по корреспонденции счетов бухучёта сельскохозяйственных организаций (приказ Минсельхоза от 29.01.2002 № 68);
- методические рекомендации по бухучёту государственных субсидий и других видов помощи (приказ Минсельхоза от 02.02.2004 № 75);
- методические рекомендации по учёту основных средств (приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559);
- методические рекомендации по учёту затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг (приказ Минсельхоза от 06.06.2003 № 792);
- методические рекомендации по разработке учётной политики в сельхозорганизациях, утверждённые Минсельхозом 16.05.2005;
- другие отраслевые документы.
Кто может претендовать на «Агростартап»?
Получить грант «Агростартап» может гражданин Российской Федерации, который постоянно проживает в сельской местности и намерен заняться (или уже занимается) сельским хозяйством.
Претендент на «Агростартап» не должен быть получателем какого-либо иного гранта по линии Минсельхоза (например, «Начинающий фермер» или «Семейная животноводческая ферма»).
Претендент на «Агростартап» не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трёх лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
В отличие от гранта «Начинающий фермер», «Агростартап» может быть предоставлен и владельцу личного подсобного хозяйства – но с условием, что в течение 30 дней после того, как претендента на грант назовут гранополучателем, он зарегистрирует своё КФХ в Федеральной налоговой службе.
На что можно потратить грант
- Приобрести земельные участки из земель сельхозназначения в Ростовской области
- Оплатить разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
- Приобрести, построить или отремонтировать производственные и складские здания, помещения, пристройки, инженерные сети и т. д., а также оплатить регистрацию этих зданий, помещений.
- Построить дороги и подъезды к производственным объектам
- Подключить производственные объекты к инженерным сетям
- Приобрести сельскохозяйственных животных (в том числе у ЛПХ – не более 5 голов сельхозживотных).
- Приобрести сельскохозяйственную технику и инвентарь, грузовой автотранспорт, оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, посадочный материал для многолетних насаждений.
Как вести налоговый учет КФХ при ЕСХН
ЕСХН разработан специально для сельхозпредприятий, но использовать его могут только те КФХ, которые не менее 70 % доходов получают от сельскохозяйственной деятельности. В эту сумму могут быть включены и доходы, полученные от оказания услуг другим сельхозпроизводителям (ст. 346.2 НК РФ).
База для начисления сельхозналога — разница между доходами и расходами, которые определяются кассовым методом, т.е. по мере поступления выручки или оплаты поставщикам.
КФХ в форме юридического лица ведут расчет налоговой базы для ЕСХН по данным бухгалтерского учета. Регистры бухучета необходимо адаптировать к расчету налога с учетом кассового метода и других особенностей (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).
Предприниматели на ЕСХН должны использовать специальную книгу учета доходов и расходов (приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н).
ИП и организации на ЕСХН с годовой выручкой от 60 млн руб. обязаны платить в бюджет еще и НДС. Поэтому они должны выставлять покупателям счета-фактуры, а также вести книги покупок и продаж. Формы регистров налогового учета для НДС утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
КФХ может быть организовано, как в виде юридического лица, так и в формате ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет, но в силу специфики сельского хозяйства без полноценного учета им будет сложно управлять бизнесом. При ведении бухучета в КФХ нужно учитывать особенности сельскохозяйственного производства.
Организация налогового учета зависит от выбора системы налогообложения. Для КФХ в общем случае доступны все налоговые режимы — ЕСХН, УСН (АУСН), ПСН и ОСНО. Здесь надо учитывать правовую форму, лимиты по выручке, другие ограничения, а также выгоду конкретного варианта с учетом особенностей бизнеса.
Для каждого налогового режима законодательством утверждены либо формы учетных регистров, либо общие правила их составления.
Законодательство, регулирующее деятельность КФХ
Деятельность крестьянско фермерских хозяйств регламентируется федеральным законом РФ от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах. В соответствии с законодательством, граждане, которые изъявили желание создать фермерское хозяйство, должны заключить между собой соглашение. Если фермерское хозяйство создается одним гражданином, то соглашение не требуется. В соглашение о создании крестьянско фермерского хозяйства должны входить следующие сведения: 1) О членах создаваемого фермерского хозяйства; 2) О назначении главы фермерского хозяйства; 3) О правах и обязанностях всех членов фермерского хозяйства; 4) О порядке образования имущества фермерского хозяйства, а также о владении, пользовании и распоряжении данным имуществом; 5) О порядке принятия в члены фермерского хозяйства и о порядке выхода из него. 6) О порядке распределения продукции, полученной от деятельности фермерского хозяйства. Для государственной регистрации крестьянско фермерского хозяйства необходимо обратиться в налоговую службу по месту регистрации физического лица.
Национальный проект Мойбизнес.рф — Меры поддержки
- На какую поддержку может претендовать фермер или сельскохозяйственный потребительский кооператив, какие критерии необходимо соблюсти и сколько денег можно получить по программам государственной поддержки?
- Меры поддержки:
- —Грант на поддержку начинающего фермера;
- —Грант «Агростартап»;
- —Грант для семейных животноводческих ферм;
- —Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
- —Грант для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива;
- —Бесплатная консультация.
- ГРАНТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ФЕРМЕРА
- Предпринимателю, который зарегистрировал КФХ в последние 2 года, подойдёт грант для начинающего фермера.
- Чтобы претендовать на грант, фермер должен:
- —быть зарегистрирован как глава КФХ в сельской местности не больше 24 месяцев с момента регистрации;
- —перед подачей заявки удостовериться, что КФХ подходит под требования микропредприятия;
- —предоставить в региональную конкурсную комиссию комплект документов, установленный региональным порядком предоставления грантовой поддержки.
Как фермеру получить поддержку от государства
Парламентская газетаПарламентская газета
Изменения в Закон о развитии сельского хозяйства должны упростить получение гражданами и бизнесом комплексных мер господдержки в отрасли, сказал на заседании Правительства 26 ноября премьер Михаил Мишустин, анонсируя готовящийся законопроект. Он отметил, что в течение следующего года все формальные процедуры будут переведены полностью в электронный формат. «Тогда сельхозтоваропроизводителям не придётся собирать большое количество бумажных документов, — констатировал глава кабмина. — Субсидии, гранты, льготные кредиты станут доступны буквально в несколько кликов с помощью нового суперсервиса».
Речь, как следует из пояснительной записки к документу, идёт об информационной системе цифровых сервисов АПК.
Она должна обеспечить информирование юридических и физических лиц о возможных мерах господдержки, формирование и рассмотрение заявок на предоставление этих мер в электронной форме, сбор отчётности.
Комментируя создание сервиса, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отметил, что она не только уменьшит бюрократизацию процессов, но и заметно сократит издержки производителей.
Систему хотят ввести в действие с 1 июля 2022 года.
В какой бы форме ни предоставлялась господдержка, главное — чтобы предоставлялась. Так прокомментировал законопроект председатель думского Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин (фракция КПРФ). «Фермер найдёт возможность получить помощь, если она реальна, а не повисает в воздухе вместе со словами чиновников», — сказал он «Парламентской газете».
По словам депутата, введение пошлин на экспорт зерна в этом году привело к падению выручки аграриев. И даже принятое кабмином в октябре решение о направлении регионам десяти миллиардов рублей на поддержку производителей зерна не спасло ситуацию. «По сути, огромные средства изъяли, — констатировал Кашин. — Их надо было бы вернуть напрямую, а уж с «цифрой» или без, аграрии бы разобрались».
В России действует почти два десятка мер господдержки АПК. Фермеры могут получить средства на развитие растениеводства и животноводства, на поддержку финансовой устойчивости и развитие малых форм хозяйствования.
В частности, в растениеводстве можно рассчитывать на погектарную поддержку и возмещение затрат на закладку многолетних насаждений, покупку элитных семян, страхование посевных площадей, строительство объектов АПК.
Животноводам могут возместить часть затрат на приобретение племенного молодняка скота и страхование сельскохозяйственных животных, им предоставляют субсидии на каждый литр реализованного молока. А ещё есть фермерские гранты, льготные кредитование и лизинг.
Помимо мер федерального уровня, в регионах разрабатывают свои программы поддержки аграриев, и часто разобраться, на какую из выплат или других форм может претендовать то или иное хозяйство, бывает непросто.
Об этом «Парламентской газете» сказал глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Эффективность мер поддержки, по его словам, может отличаться от региона к региону — это зависит от активности местных властей.
А в систему оценки региональных министров сельского хозяйства входит такой параметр, как «доведение до получателей средств государственной поддержки».
«Проблемы с доведением есть, — констатировал сенатор. — Мы надеемся, что, если удастся исключить или хотя бы сократить человеческий фактор благодаря суперсервису, эффективность работы повысится».
Ещё одним серьёзным препоном сами сельхозпроизводители называют бюрократию — огромное количество документов, которые им нужно заполнять буквально ежедневно, причём делать это преимущественно в бумажном, не в электронном виде.
«Раньше я сдавал накладную по молоку в конце месяца, а теперь делаю это каждый день, — рассказал «Парламентской газете» глава хозяйства «Новопетровское» в Тульской области Александр Комаров.
— Также и по зерну и другим видам продукции, что мы производим, — много бумаг».
Заслуженный работник сельского хозяйства Комаров трудится на земле больше тридцати лет. Автопарк и другую технику обновлять старается регулярно, в том числе за счёт господдержки.
За годы работы он и его специалисты научились составлять заявки и подавать их куда следует. Но небольшим хозяйствам сделать это бывает непросто, что подтвердил Алексей Майоров.
«Просчитать экономическую составляющую, подготовить документы — в этом мелким предприятиям надо помогать», — сказал он.
Обратил внимание сенатор и на ещё один момент — недобросовестные производители. Их, конечно, немного, но они есть: подают неточные сведения, чтобы получить побольше помощи, например выдают одни саженцы за другие, тем самым попадая в программу поддержки.
«Автоматизация процессов позволит если не совсем это убрать, то хотя бы сделать процесс более прозрачным и наглядным, — сказал Алексей Майоров. — В идеале на одной платформе должна быть собрана вся информация о производителе, мерах поддержки всех уровней и возможности их получать».
Для защиты сельских земель от массовой застройки жильем существует ряд ограничений по строительству дома:
- на таком участке можно построить только один дом. Он должен быть не выше трех этажей, а его площадь не должна превышать 500 кв. м;
- площадь застройки под домом должна составлять не более 0,25% от площади земельного участка. То есть речь идет об участках примерно от 8 до 20 га, пояснили в ведомстве;
- запрещается образование нового земельного участка (земельных участков) из участка, на котором расположен такой жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходной земли;
- региональные власти своими законами могут определить территории, на которых не допускается строительство жилых домов на сельхозземле. Эту информацию стоит уточнять у местной администрации или муниципалитета.
Ответы на наиболее распространенные вопросы
Вопрос №1: Чем отличаются земли сельхозназначения от других категорий земель, которые используются для сельско хозяйственных целей?
Понятие и состав сельскохозяйственных земель определяет Земельный кодекс РФ, ст. 77. Это категория земель с плодородными почвами находится за периметром поселений и предназначается для ведения сельского хозяйства, производства сельхозпродукции. Закон причислят к их составу сельхозугодья (пашни, пастбища, участки с многолетними насаждениями), участки земель, занятые лесным массивом, водными объектами, дорогами, коммуникациями, постройками для производства, хранения сельхозпродукции.
Вопрос №2: Можно ли вести фермерское хозяйство без проживания на этих землях?
Можно. В то же время согласно ФЗ № 74 от 11.06.2003 из числа земель сельхозназначения и других категорий аграрии вправе приобретать и получать в пользование участки земель под постройки (здания, сооружения) для ведения сельского хозяйства.
Вопрос №3: Нужно ли регистрироваться ИП главой фермерского хозяйства?
Несмотря на самостоятельность существования объектов ИП и глава крестьянского хозяйства нередко их уподобляют. Посему статус ИП может стать причиной отказа в регистрации главой КФХ.
Вопрос №4: Какую помощь предоставляет государство для впервые регистрирующих КФХ аграриев?
Начинающим фермерам оказывается финансовая поддержка в рамках федеральных и региональных программ. Так, федеральная программа «Начинающий фермер» предусматривает помощь в виде безвозмездного гранта (1 млн 500 тыс. руб.), единовременную выплату (250 тыс. руб.). Претенденты должны соответствовать определенным требованиям. Преимуществом пользуется глава КФХ со специальным образованием и опытом работы в сельском хозяйстве не менее 3 лет, наличием как минимум 10% своих средств от суммы гранта на счете.
Вопрос №5: На что влияет место регистрации КФХ?
Место регистрации не обязывает вести деятельность в соответствующем регионе, а лишь имеет значение для отчетности. Регистрация осуществляется по месту прописки главы КФХ либо временного пребывания в случае, если нет постоянного адреса.
Условия получения помощи
Чтобы заручиться материальной поддержкой государства, иметь возможность получить безвозмездную субсидию для персонального фермерского хозяйства, у гражданина в собственности должен быть земельный участок размером не больше 0,5 га. В некоторых областях на местах принято решение увеличить эту цифру в 5 раз (но не более).
Ещё для работы в личных подсобных хозяйствах нельзя привлекать наемных рабочих.
Рассматриваемый участок должен иметь сельскохозяйственное назначение. То есть, он не может относиться к полевым землям, на которых запрещено строить дома. А на сельскохозяйственных территориях правомерно возводить такие объекты. Но эти постройки должны быть для одной семьи – не более.
Учреждение КФХ дополнительные особенности
В современной экономической системе России фермерство получает достаточную поддержку, в том числе материального характера. Для этой цели разработаны специальные гранты и субсидии, которые могут получать как начинающие предприниматели, так и владельцы действующих КФХ с целью развития и модернизации хозяйства. Помимо материальной помощи, фермеры могут рассчитывать на определенные налоговые льготы, в том числе снижение налоговой ставки или налоговые каникулы. Чтобы доказать местным органам необходимость подобного государственного участия, помимо стандартных учредительных документов начинающий фермер должен выполнить некоторые дополнительные требования.
Чтобы начинающий фермер мог рассчитывать на государственное содействие своему бизнесу, ему необходимо предварительно выяснить особенности выбранной отрасли и определить, какие направления сельского хозяйства на сегодняшний день наиболее востребованы. Эти сведения важно выяснить еще до сбора и подачи учредительных документов в налоговый орган.
Планируя открытие фермерского хозяйства, начинающий предприниматель должен учитывать региональные особенности, которые могут существенно отличаться друг от друга. Так, в Москве и области затраты на основание предприятия, как правило, бывают выше в сравнении с более отдаленными регионами.
В целом, согласно практике многих современных фермеров, учреждение фермерского хозяйства и подготовка учредительных документов для официального оформления предприятия в статусе КФХ существенно не отличается от создания любого другого субъекта бизнеса. В зависимости от масштаба и стратегии будущего бизнеса открыть фермерское хозяйство можно в формате ИП или юридического лица, заранее подготовив необходимый пакет документов и выполнив все существующие требования.
Законодательная база КФХ
Деятельность в области сельского хозяйства регламентируется рядом российских и международных законодательных документов, основные из них это:
- Земельный кодекс РФ.
- Федеральный закон от 11.06.2003 г. №-74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» — остановимся на нем более подробно.
Закон о фермерском хозяйстве устанавливает основные определения в данной сфере, регулирует различные отношения, в том числе, в области создания КФХ, распределения имущества между членами хозяйства, а также определяет порядок прекращения фермерского хозяйства. Так, право на создание фермерского хозяйство установлено статьей 3 закона КФХ, его имеют:
- дееспособные совершеннолетние граждане России;
- граждане иностранных государств;
- лица без гражданства.
При этом, членами хозяйства могут быть: супруги, их дети, сестры, братья, внуки, родители, а также бабушки и дедушки супругов, однако не более чем их 3-х семей. Стоит отметить, что сестры, братья, внуки и дети супругов могут быть приняты в члены фермерского хозяйства при достижении ими возраста 16-ти лет. Кроме того, в члены хозяйства могут быть приняты граждане, которые не являются родственниками главы КФХ, количество таких граждан не может быть выше 5-ти человек. Статьи закона устанавливают форму соглашения о создании хозяйств, а также определяют форму государственной регистрации таковой. Важным моментом является определение видов земельных участков, которые могут быть предоставлены или приобретены участниками хозяйств для его создания. В том числе статьи закона фиксируют порядок предоставления участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Как уже писалось выше, статья 16 ФЗ о КФХ регламентирует виды деятельности хозяйств, а также определяет, что перевозками, которые осуществляются транспортом хозяйств для собственных нужд, можно считать перевозки:
- семян, сырья, кормов;
- изготовленной продукции;
- удобрений;
- сельскохозяйственной техники и горюче-смазочных материалов;
- других грузов, используемых для обеспечения нужд крестьянского фермерского хозяйства.
Преимущества при оформлении земельного участка
КФХ имеют право оформить земли сельскохозяйственного назначения в аренду без проведения торгов. Как это происходит?
Фермер находит свободный земельный участок, который должен относиться к сельскохозяйственным землям (если он стоит на кадастровом учете) или находиться в соответствующей территориальной зоне согласно генеральному плану муниципалитета (если образовать земельный участок еще предстоит).
На испрашиваемые земли сельскохозяйственного назначения потребуется подать письменное заявление. Дальше ситуация будет развиваться по следующему сценарию: орган власти опубликует в местной газете и на сайте для размещения информации о проведении торгов сообщение о готовности сдать в аренду земельный участок. В сообщении указываются характеристики земельного участка. В течение месяца любой гражданин или фермер могут подать заявление о готовности взять в аренду эту землю.
Оформить крестьянское хозяйство сегодня не сложно. Понадобится минимум документов и всего 5 рабочих дней для регистрации. Порядок оформления в налоговой прост, главное – это вместе с подачей документации подать и заявление на форму налогообложения ЕСХН, ведь она лучше всего подходит для КФХ.
Министерство сельского хозяйство активно поддерживает начинающих фермеров при помощи субсидирования и специальных программ. Субсидии выдаются на покупку сельскохозяйственных машин и на необходимое в работе хозяйства оборудование. Чтобы узнать обо всех программах поддержки КФХ, надо обратиться в управление по сельскому хозяйству по месту прописки.
Чтобы не возникло проблем с контролирующими органами, следует строго следовать данной инструкции, создавая свое крестьянское хозяйство, и не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Кто может получить субсидию?
Субсидию могут получить граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», если они выращивают картофель и овощи в открытом грунте, в том числе из элитных семян.
Государство может возместить расходы:
-
на закупку посадочного материала (из расчёта на 1 гектар посевной площади)
-
производство овощей (из расчёта на 1 тонну реализованных овощей). Имеются в виду расходы на подготовку к реализации (сбор, упаковка, доставка и т. д.).