Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «25. Гарантии при приеме на работу.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право работника на защиту персональной информации закреплено ст. 23 и 24 Конституции, а также ТК РФ. К организации предъявляются определенные требования, связанные с обработкой (получением, хранением, передачей, использованием) личных данных, используемых для оформления нового сотрудника.
Защита персональных данных
Наниматель неизбежно получает о работнике ту или иную персональную информацию. Правила, которых работодатель обязан придерживаться в обращении со сведениями о сотрудниках, содержатся в uлаве 14 ТК РФ. В связи с получением информации о работниках, работодатель обязан:
- иметь внутренний документ, регулирующий порядок обработки персональных данных сотрудников. Каждый сотрудник с этим документом должен быть ознакомлен под подпись;
- получать персональные данные работника только от него самого. Если администрации нанимателя необходимо получить какие-то персональные данные работника из других источников — только с письменного разрешения работника;
- обрабатывать только информацию, связанную со служебной деятельностью работника, выяснять информацию, с работой не связанную: о вероисповедании, сексуальной ориентации, политических предпочтениях — работодатель не вправе;
- хранить персональные данные надежно и не допускать разглашения ее третьим лицам.
Отказ в заключении трудового договора
ТК РФ запрещает необоснованный отказ в приеме на работу, утверждая исчерпывающий перечень объективных и субъективных причин, по которым работника все-таки могут не принять. К объективным причинам относятся:
- Сокращение численности персонала.
- Реорганизация.
- Ликвидация и т.д.
Основанием для отказа могут быть причины, относящиеся к конкретному соискателю. Причины правомерного отказа в заключении ТД отражены в таблице ниже.
Причины отказа | Нормативно-правовой акт |
Запрет приема на работу отдельных видов лиц, при наличии законодательно установленных требований к конкретным профессиям и видам персонала. Например, на работу в образовательную организацию не принимаются ранее судимые лица. Также запрещено принимать женщин на работу во вредных или опасных условиях, для подземных работ, работ, связанных с подъемом тяжестей и т.д. | Ст. 253, 298, 331, 351,1 ТК РФ |
Запрет работы по совместительству персонала, занятого во вредных условиях, если основная работа также имеет вредный и опасный характер. | Ст. 282 ТК РФ |
Недостижение соискателем необходимого возраста. | Ст. 244, 265, 298 ТК РФ |
Непредставление соискателем документов, необходимых для приема на работу в соответствии с действующим трудовым законодательством. | Ст. 65 ТК РФ. |
Несоответствие деловых качеств соискателя должности, на которую он претендует (образование, опыт работы и т.п.) | Абз. 7 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. |
Если организация отказывает лицу в приеме на работу по причинам, не связанным с вышеназванным, такой отказ считается неправомерным и может быть оспорен в суде.
Основные аспекты ст. 64 ТК
В начальном абзаце подчёркивается, что отказ в заключении трудового договора, имеющий необоснованный характер, недопустим.
Далее указывается, что установление в этих договорах преимуществ или ограничений по характеристикам кандидата, не относящимся к его деловым качествам, неправомерно. Исключения допустимы только в тех ситуациях, когда опция прописывать подобные ограничения или преимущества указана в законодательстве федерального уровня. Тут же приведён ориентировочный список подобных характеристик, насчитывающий 17 пунктов. Некоторые примеры этих характеристик:
- пол;
- раса;
- религиозные верования;
- место проживания и т.д.
Этот перечень имеет открытый характер.
Специально подчёркивается, что недопустимо отказывать в трудовом договоре женщине из-за беременности или наличия у неё детей.
Также указано, что подобные отказы недопустимы по отношению к сотрудникам, приглашённым на работу в порядке перевода от другого нанимателя. Срок действия подобного запрета насчитывает 30 дней со дня их ухода с прежней должности.
Другой комментарий к ст. 64 ТК РФ
1. Недопущение дискриминации является одним из важнейших принципов правовой организации труда (см. ст. 3 ТК и комментарий к ней).
Общее определение понятия «дискриминация» дается Конвенцией N 111 МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25 июня 1958 г.). Часть 2 комментируемой статьи полностью воспроизводит положения указанной Конвенции. Одновременно ТК определяет дополнительные гарантии при заключении трудового договора с некоторыми категориями работников, а также уточняет те организационно-правовые формы, в рамках которых заинтересованное лицо может защитить свое право.
В ТК особо оговаривается запрет отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч. 3 комментируемой статьи). Данная норма вытекает из конституционных норм, определяющих Россию в качестве социального государства, которое принимает на себя государственную поддержку и защиту семьи, материнства и детства (ст. ст. 7, 38 Конституции РФ). Конкретным проявлением такой государственной поддержки и защиты являются ряд мер, осуществляемых государством, вплоть до установления уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК).
Трудовой кодекс запрещает отказывать в заключении трудового договора работнику, приглашенному в порядке перевода от другого работодателя (ч. 4 комментируемой статьи). С формально-юридической точки зрения установление такого запрета направлено на обеспечение принципа договорного права «договоры должны исполняться»; с фактической стороны этот запрет гарантирует лицу, оставившему прежнюю работу, заключение трудового договора. Приглашение на работу должно быть сделано в письменной форме и сохраняет силу в течение месяца после увольнения работника с прежней работы. Следовательно, если работник в течение месяца после своего увольнения не обратится к работодателю с предложением заключить трудовой договор, работодатель освобождается от обязанности принять его на работу. Если работник обратится с указанным предложением до истечения указанного срока, обязанность работодателя заключить трудовой договор сохраняется, вне зависимости от каких-либо иных сроков.
2. Как следует из указанной Конвенции МОТ, не считается дискриминацией любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанной на ее специфических требованиях.
В соответствии со ст. 5 Конвенции особые мероприятия по защите и помощи, предусмотренные в других принятых Международной конференцией труда конвенциях и рекомендациях, не считаются дискриминацией. Каждый член МОТ может после консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где такие существуют, установить, что любые другие особые мероприятия, направленные на удовлетворение особых нужд лиц, которые по соображениям пола, возраста, физической неполноценности, семейных обстоятельств или социального или культурного уровня обычно признаются нуждающимися в особой защите или помощи, не будут считаться дискриминацией.
Следовательно, не может считаться дискриминирующим отказ в заключении трудового договора, основанный на одной из двух групп обстоятельств: 1) специфика работы, для выполнения которой заключается трудовой договор, а также деловые качества работников либо 2) ограничения или запреты, установленные законом в целях защиты интересов отдельных категорий граждан.
3. Работодатель вправе производить отбор работников, по своим квалификационным, деловым качествам, наиболее отвечающим специфике той работы, для выполнения которой они принимаются.
Под деловыми качествами работника следует понимать способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, умение работать на компьютере).
Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Законом предусмотрены следующие случаи, когда работнику не может быть отказано в заключении трудового договора: а) лицо приглашено в порядке перевода от другого работодателя; б) безработный направлен на работу в счет установленной квоты рабочих мест (см., например, ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»); в) судебное решение обязывает работодателя заключить трудовой договор (см. ст. ст. 16, 391 ТК и комментарии к ним); г) данное лицо избрано на должность (см. ст. ст. 16, 17 ТК и комментарии к ним); д) лицо избрано по конкурсу на замещение соответствующей должности (см. ст. ст. 16, 18, 332 ТК и комментарии к ним).
Запрещен отказ в заключении трудового договора с беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетних детей (ч. 3 комментируемой статьи). Однако это не означает безусловной обязанности работодателя заключить с ними трудовой договор: деловые и профессиональные их качества подлежат оценке наряду с качествами других претендентов на заключение трудового договора. Отказ в заключении трудового договора незаконен лишь в том случае, если его мотивами являются беременность и наличие детей.
По общему правилу дискриминирующим является отказ работодателя от заключения трудового договора по мотивам возраста работника. Вместе с тем такой отказ возможен, например, в силу прямых указаний в законодательстве. Так, в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров (см. ст. 332 ТК и комментарий к ней).
4. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
5. В ряде случаев работодатель обязан отказать в заключении трудового договора в силу предписания закона. Такое предписание обусловливается либо особыми требованиями к качествам лица, выполняющего определенную работу, либо соображениями охраны труда, нравственного и физического здоровья определенных категорий граждан.
Например, по общему правилу не могут быть назначены на должности государственной или муниципальной службы лица, не являющиеся гражданами РФ. В ряде случаев, предусмотренных федеральными законами, российский гражданин не может быть принят на государственную или муниципальную службу и находиться на государственной либо муниципальной службе (ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ст. ст. 13 — 15 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Перечень документов, необходимых при трудоустройстве на должность, требующую особых знаний
В некоторых случаях от соискателя работодатель может потребовать дополнительные и более специфичные документы, которые необходимы для занятия должности в организации, требующей особых знаний и навыков.
В частности, ТК РФ устанавливает, что для привлечения субъектов правоотношения в условиях Крайнего Севера необходимо представить медицинское заключение, в рамках которого будет прописано о возможности лицом работать в подобных крайне тяжелых погодных условиях (см. ст. 324 ТК РФ).
Потребуется персональная медицинская книжка и тем работникам, которые желают устроиться на производства, связанные с пищевой промышленностью (Приказ Роспотребнадзора № 402).
Кроме того, специфичные документы требуются от водителей транспортных средств (в частности, наличие прав с определенной категорией), представителей правоохранительного порядка (так как их должность связана с ношением огнестрельного оружия) и пр.
Если на работу устраивается резидент другой страны, то работодатель имеет законное право потребовать от соискателя вакантной должности дополнительные документы: полис ДМС, разрешение на временное проживание в России или же вид на жительство, что регламентировано ст. 327.3 ТК РФ.
Обеспечение работников молоком, лечебно — профилактическим и прочим питанием
В соответствии со ст.222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно — профилактическое питание.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно — профилактического питания согласно ст.222 ТК РФ утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
До утверждения такого порядка согласно ст.423 ТК РФ должны применяться нормы ранее принятых нормативно — правовых актов.
В каждом конкретном случае вопросы соблюдения требований действующего законодательства об обеспечении работников молоком или лечебно — профилактическим питанием решаются при заключении коллективных договоров на основании соответствующих перечней работ и профессий, работа по которым влечет за собой необходимость обеспечения работников продуктами питания.
Порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 г. N 731/П-13. Соответственно, при заключении коллективного договора между администрацией организации и трудовым коллективом или трудового договора между работодателем и работником предусматриваемые в них нормы обеспечения должны быть не меньше предусмотренных в Постановлении N 731/П-13.
Организации самостоятельно решают все вопросы, связанные с бесплатной выдачей работникам молока или других равноценных пищевых продуктов, на основе перечня химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или равноценных пищевых продуктов.
Перечень таких веществ утвержден Министерством здравоохранения СССР 4 ноября 1987 г. N 4430-87 (является Приложением к Постановлению N 731/П-13).
Молоко выдается работникам по 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности, но только в дни фактического выполнения работ, связанных с производством или применением химических веществ.
Молоко в таких же количествах выдается и в тех случаях, когда не представляется возможным техническими средствами довести состояние воздушной среды в рабочих зонах до уровня предельно допустимых концентраций химических веществ, что подтверждается специальными инструментальными замерами.
Молоко или другие равноценные пищевые продукты выдаются также работникам, занятым на работах с применением радиоактивных веществ в открытом виде (радионуклидный источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радиоактивных веществ в окружающую среду), используемых по первому или второму классу работ, которые определяются в соответствии с требованиями к обеспечению радиационной безопасности НРБ-76/87.
Выдача и употребление молока должны осуществляться в буфетах, столовых или в специально оборудованных в соответствии с санитарно — гигиеническими требованиями помещениях.
Не допускается:
оплата молока деньгами;
замена молоками другими товарами и продуктами (кроме равноценных — кефира и т.п.);
выдача молока за одну или несколько смен вперед;
выдача молока за прошедшие смены;
отпуск молока на дом.
Не выдается молоко тем категориям работников, которым действующим законодательством предусмотрена выдача лечебно — профилактического питания.
Замена молока может производиться только следующими продуктами животного происхождения: кисломолочные продукты (кефир, простокваша и др.) — 500 г; творог — 100 г; сыр 24-процентной жирности — 60 г; молоко сухое цельное — 55 г; молоко сгущенное стерилизованное без сахара — 200 г; мясо — говядина 2-й категории (сырое) — 70 г; рыба нежирных сортов (сырая) — 90 г; яйцо куриное — 2 шт.
Перечень работ и профессий, дающих право на бесплатное получение молока или равноценных пищевых продуктов в связи с вредными условиями труда, утверждается руководителем организации по согласованию с выборным профсоюзным органом. Такой перечень прикладывается в качестве отдельного приложения к коллективному договору.
Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, дополнительно к молоку (рекомендуются кисломолочные продукты) выдается 2 грамма пектина в виде обогащенных им консервированных растительных пищевых продуктов, фруктовых соков, напитков. Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми соками с мякотью в количестве 250 — 300 г.
Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 г. N 4/П-1 утверждены Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно — профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также Рационы лечебно — профилактического питания и нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правила бесплатной выдачи лечебно — профилактического питания.
Лечебно — профилактическое питание выдается в целях укрепления здоровья работников и предупреждения профессиональных заболеваний, и только тем работникам, для которых выдача этого питания предусмотрена Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно — профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда. При этом правом на получение лечебно — профилактического питания пользуются рабочие, инженерно — технические работники и служащие, профессии и должности которых предусмотрены в соответствующих производствах указанного Перечня, независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства находятся эти производства.
Лечебно — профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в Перечне, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован.
Список работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда и имеющих право на получение лечебно — профилактического питания, утверждается руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом и прикладывается отдельным приложением к коллективному договору.
Выдача лечебно — профилактического питания производится в виде горячих завтраков перед началом работы. В отдельных случаях допускается по согласованию с медико — санитарной частью предприятия, а при ее отсутствии — с местной санитарно — эпидемиологической станцией выдача этих завтраков в обеденный перерыв.
В соответствии с п.6 Правил бесплатной выдачи лечебно — профилактического питания лечебно — профилактическое питание не выдается:
а) в нерабочие дни;
б) в дни отпуска;
в) в дни служебных командировок;
г) в дни учебы с отрывом от производства;
д) в дни выполнения работ на других участках, где лечебно — профилактическое питание не установлено;
е) в дни выполнения государственных и общественных обязанностей;
ж) в период временной нетрудоспособности при общих заболеваниях;
з) в дни пребывания в больнице или санатории на лечении, а также в период пребывания в профилактории.
Дополнительные гарантии для отдельных категорий работников
По требованиям действующего Трудового кодекса работодатель не имеет права отказать в устройстве на открытую вакансию беременным женщинам, инвалидам и пенсионерам, но при условии, что они отвечают установленным критериям. При увольнении сотрудника любой из перечисленных категорий начальнику следует соблюдать еще и дополнительные законные гарантии, такие как:
- Освобождение от должностных обязанностей может быть инициировано только самим подчиненным (исключением считаются случаи, когда расчет происходит по причине ликвидации предприятия);
- Сотрудника нельзя уволить при ухудшении его здоровья. Вместо этого начальству необходимо подыскать ему более простую вакансию, даже если для перевода на нее нужно будет сменить работодателя.
Также люди с ограниченными трудовыми возможностями получают преимущество и при составлении графика отпусков, так как их пожелания будут учитываться в первую очередь. При нарушении этих гарантий руководитель может понести ответственности в виде штрафа или лишения должностных полномочий.
Какие юридические гарантии установлены при заключении трудового договора
К юридическим гарантиям при заключении трудового договора относятся общие аспекты, которые регулируют данный документ. Дополнительно к ним могут быть применены и специальные условия. Общие вопросы регулируют следующие права:
- по статье 64 ТК РФ регулируются отказы без веских оснований;
- также нельзя отказывать беременным соискательницам или с детьми;
- в случае получения отказа, соискатель имеет право на получение письменного обоснования;
- статья 70 ТК РФ предписывает максимальный испытательный срок в три месяца, а также предписывает круг лиц, на которых он не распространяется;
- по статье 60 ТК РФ от сотрудника нельзя требовать выполнение работы, которая не предусмотрена контрактом.
Специальные юридические гарантии касаются определенных категорий граждан:
- по статье 212 ТК РФ обязательный медицинский осмотр предусматривается работникам тяжелых условий труда;
- статья 253 ТК РФ ограничивает занятость в условиях труда, вредных для здоровья;
- статья 265 ТК РФ вводит ограничения на труд для несовершеннолетних;
- по статье 266 ТК РФ предусматриваются медицинские осмотры для несовершеннолетних.
Указанные положения вводят те ограничения, которые обеспечивают граждан гарантиями в сохранении своего здоровья. Ограничивающая функция в этом случае призвана не допустить использование наемного труда в ущерб работникам, что повлекло бы нарушение их прав.
Кому нельзя отказать в подписании трудового договора
Возможность отказа в приеме на должность ограничена законодателем. Отказ не может иметь место в том случае, если:
- в отношении работодателя имеется процессуальное решение, обязывающее заключить трудовой договор с лицом, в нем указанном;
- кандидат должен быть трудоустроен в рамках законодательных квот;
- работник приглашался на должность по правилам перевода и явился на новое место работы в течение месяца. Течение такого срока устанавливается со дня прекращения трудовых отношений по предшествующему месту исполнения профессиональных обязанностей;
- работник фактически приступил к исполнению трудовых функций, еще до момента официального оформления;
- работник избран на должность в результате прохождения конкурсных процедур.
Претендент на должность, считающий отказ в своем трудоустройстве необоснованным, наделяется правом защитой своих прав в рамках судебного производства. Решение, которым требования истца удовлетворены, является обязательным для работодателя.
Наличие признаков необоснованности в отказе от заключения трудового договора, есть основанием для его обжалования, для чего соблюдается определенный порядок. Такие действия осуществляются в рамках судебного производства, путем предъявления соответствующего иска.
Предоставление законодателем прав обжалования необоснованных действий потенциального работодателя, основано на принципах свободы труда, наличием равных возможностей на трудоустройство, недопущении дискриминации по каким-либо признакам.
Для того чтобы осуществить обжалование, необходимо требовать от работодателя письменный мотивированный отказ, содержащий причины, по которым работник не может быть трудоустроен, что относится к разряду прав трудоустраивающихся.
Положения ТК РФ имеют ряд оснований, которые свидетельствуют о необоснованности отказа, однако круг таких оснований может быть расширен судом по личному убеждению.
В качестве правомерного отказа может признаваться лишь тот отказ, который обоснован отсутствием необходимых деловых качеств у самого претендента на рабочее место.
Порядок обжалования установлен ТК и ГПК РФ, споры могут быть рассмотрены мировым судом, а при наличии исключительных обстоятельств, федеральными судами.
Какие юридические гарантии установлены при заключении трудового договора
К юридическим гарантиям при заключении трудового договора относятся общие аспекты, которые регулируют данный документ. Дополнительно к ним могут быть применены и специальные условия. Общие вопросы регулируют следующие права:
- по статье 64 ТК РФ регулируются отказы без веских оснований;
- также нельзя отказывать беременным соискательницам или с детьми;
- в случае получения отказа, соискатель имеет право на получение письменного обоснования;
- статья 70 ТК РФ предписывает максимальный испытательный срок в три месяца, а также предписывает круг лиц, на которых он не распространяется;
- по статье 60 ТК РФ от сотрудника нельзя требовать выполнение работы, которая не предусмотрена контрактом.
Специальные юридические гарантии касаются определенных категорий граждан:
- по статье 212 ТК РФ обязательный медицинский осмотр предусматривается работникам тяжелых условий труда;
- статья 253 ТК РФ ограничивает занятость в условиях труда, вредных для здоровья;
- статья 265 ТК РФ вводит ограничения на труд для несовершеннолетних;
- по статье 266 ТК РФ предусматриваются медицинские осмотры для несовершеннолетних.
Указанные положения вводят те ограничения, которые обеспечивают граждан гарантиями в сохранении своего здоровья. Ограничивающая функция в этом случае призвана не допустить использование наемного труда в ущерб работникам, что повлекло бы нарушение их прав.
Компенсации работникам по трудовому праву
Компенсациями считаются денежные выплаты, которые устанавливаются с целью возмещения работникам затрат, связанных с непосредственным выполнением ими своих трудовых функций или с переездом при переводе на работу в другую местность.
Основная цель компенсационных выплат – возмещение работнику расходов, которые он понес в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или во время переезда к новому месту работы. Также компенсационные выплаты производятся при командировках, при направлении на работу после окончания соответствующего профессионального учебного заведения, при использовании работником личных инструментов или транспортных средств во время выполнения своих трудовых обязанностей.
В отдельных случаях компенсационные выплаты производятся вместе с гарантийными. Но бывают случаи, когда компенсационные выплаты не связаны с затратами работников и могут быть представлены вместо гарантий, например, в случае замены части отпуска денежной компенсацией. В отдельных случаях законодательством разрешается одновременное предоставление работнику и гарантий, и компенсаций. Примером такого случая может служить сдача крови и ее компонентов.
Подводя итог всему сказанному, отметим, что большинство гарантий и компенсаций можно объединить в следующие группы (рис. 2):
- зависящие от действий работодателя;
- связанные с правами работника на сокращенный рабочий день и оплачиваемый отпуск;
- не зависящие от производства, но являющиеся необходимыми для общества и государства;
- связанные с совмещением работы и обучения работника;
- иные гарантии и компенсации.
Общие и специальные гарантии.
Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.
В статье 133 Конституции Российской Федерации закреплены, такие важнейшие гарантии как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации федеральными законами.
Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.
Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении другими нормативными правовыми актами. Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.
Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.
Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
В ч.3 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что установленные Конституцией РФ и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение корреспондирует норме п.3 ст.55 Конституции РФ, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление.
Согласно ч.2ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.
Важен блок, связанный с обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также самими органами местного самоуправления и гражданами.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч.3ст.7). Следует отметить, что в настоящее время Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности за неисполнение решений органов местного самоуправления. Поэтому такая административная ответственность устанавливается в законах субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации такие законы уже приняты и действуют.
Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч.7 ст.22). Согласно ч.7 ст.25 вышеназванного Федерального закона решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
В настоящее время актуально положение о рассмотрении обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
Особое внимание в федеральном и региональном законодательстве уделено праву законодательной инициативы органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» называет представительные органы местного самоуправления в числе субъектов такого права. Предоставление местному самоуправлению права законодательной инициативы является достаточно эффективным механизмом реализации интересов муниципальных образований, взаимодействия государственных и местных интересов. Порядок его осуществления можно рассмотреть на примере Закона Приморского края «О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления Приморского края».
Представительные органы местного самоуправления края имеют право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Приморского края по всем вопросам, которые отнесены к ведению органов государственной власти Приморского края и входящим в компетенцию Законодательного Собрания. От имени представительного органа местного самоуправления подготовленный законопроект в областное Собрание депутатов вносит руководитель представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. При внесении законопроекта должны быть представлены следующие документы: сопроводительное письмо; решение представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта; пояснительная записка, в которой отражены цель, характеристика, основные положения законопроекта, его место в системе действующего законодательства; перечень правовых актов, которые в связи с принятием закона должны быть изменены, отменены или вновь разработаны.
Обсуждение и принятие решений по законопроектам, вносимым представительными органами, осуществляются в общем порядке законодательной деятельности, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Приморского края.
Нарушение со стороны работодателя обязательств в предоставлении гарантий, может повлечь за собой возникновение трудового спора, который может продолжиться в суде.
- В суде г. Ижевска, состоялось слушание по заявлению гражданина Степанова А.П., считающего, что его права были нарушены работодателем, в части оплаты выполненных им обязанностей, не имеющих отношения к перечисленным функциям в трудовом договоре. Заявитель по просьбе работодателя работал дополнительно по 1 рабочему часу каждый день, выполняя обязанности другой должности. В подобных условиях работал еще один сотрудник. В первые три месяца работодатель производил доплату сотрудникам. Однако Степанов по истечении этого периода обратился к работодателю с просьбой закрепить выполнение обязанностей в качестве совместителя. Реакции на просьбу не последовало. Степанов отказался выполнять дополнительные обязанности, после чего были сокращены объемы его постоянной работы и работодатель инициировал перевод сотрудника на другой рабочий график, в то время как второй сотрудник продолжал работать без оформления дополнительных соглашений и получал доплату. По решению суда был признан факт дискриминации работника в правах на равные условия труда.
Но суд может встать и на защиту интересов работодателя.
- Гражданин Петров И.С. указал наличие дискриминации при трудоустройстве в связи с полученным отказом в приеме на работу. Однако работодателем были представлены доказательства того, что вакантных должностей, на которые мог претендовать Петров, на момент его обращения не было открыто. В связи с этим иск был отклонен.
Виды гарантий для работников
Действующее законодательство определяет пару груп юридических гарантий, к числу которых относятся:
- общие гарантии, которые определены для всех работников;
- специальные гарантии, которые существуют для определенных групп сотрудников. Таковые четко оговорены в законе. Рассмотрим каждый вариант в отдельности.
Особенности общих гарантий
Согласно нормам действующего ТК РФ, к числу общих гарантий относятся:
- запрет на необоснованный отказ работнику в трудоустройстве (согласно ст. 64 ТК РФ);
- право работника знать причину своего увольнения и возможность его обжаловать в судебном порядке;
- работодателю запрещается отказывать работникам в заключении трудового договора из-за их беременности или наличия у них детей;
- работник имеет право затребовать у своего работодателя письменное обоснование причин отказа в принятии на работу по требованию соискателя;
- неправомерность применения испытательного срока в процессе трудоустройства для определенных категорий лиц (в соответствии со ст. 70 ТК РФ);
- невозможность превышения максимального периода испытательного срока в три месяца;
- работодателю запрещено требовать от подчиненного исполнения обязанностей, которые могут навредить его здоровью или же не предусмотрены его должностной инструкцией (согласно ст. 60 ТК РФ).
Специальные гарантии
К данному кругу законодатель относит следующие:
- обязательное прохождение медицинского смотра перед трудоустройством для тех специалистов, работа которых будет проходить в сложных условиях (это требование определено в ст. 212 ТК РФ);
- работодателю запрещено принимать на работу тех граждан, которые не достигли совершеннолетнего возраста, если их предстоящая работа может нанести вред их здоровью или развитию (требование определено в ст. 265 ТК РФ);
- ограничение в приеме на работу женщин на должность, предусматривающую работу во вредных условиях труда;
- ограничение трудоустройства женщин, если предстоящая работа будет предполагать подъем тяжелых предметов и их перемещение (определено ст. 253 ТК РФ);
- прохождения медосмотра в обязательном порядке несовершеннолетних граждан при трудоустройстве (определено в ст. 266 ТК РФ).