Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая база и налоговая ставка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Высчитывать налоги следует, опираясь на законодательство. Иначе легко совершить ошибку, которая приведет к административной ответственности в виде штрафа или уголовному наказанию в виде лишения свободы. Чтобы ответственность стала уголовной, ошибка должна быть крупной.
Как влияет налоговая база на величину налога
Любого плательщика прежде всего волнует вопрос: «Сколько именно мне нужно будет заплатить?» Ответить на него как раз и призвано понятие налоговой базы вкупе с применением налоговой ставки.
Величина уплачиваемого налога представляет собой произведение налоговой базы на значение налоговой ставки.
Налоговая база регламентирует единицы, в которых считается налог, а налоговая ставка, в свою очередь, показывает, какую долю этих единиц нужно отчислить в пользу государства. Это соотношение может быть двух типов:
- твердым – абсолютная сумма на каждую единицу налоговой базы (чаще применяется при начислении налогов, база которых позволяет назначить фиксированную сумму на каждую характеристику по налоговой базе, например, транспортный, акцизный, земельный налоги);
- процентным – уплате подлежит тот или иной процент от всего количественного выражения налоговой базы.
Что представляет собой налоговая база
Налоговая база характеризует объект, подлежащий налогообложению, с точки зрения количества, стоимости, физических свойств или других характеристик. Другими словами, налоговая база определяет единицы, в которых можно «измерить» объект налогообложения. Поэтому чтобы понять, что такое налоговая база, нужно сначала выяснить, что представляет собой объект налогообложения.
Тот предмет, с которого взимается налог, называется его объектом. В его качестве могут выступать различные активы и финансовые суммы, например:
- доходы, поступления, прибыль;
- стоимость проданных товаров;
- плата, полученная за оказанную услугу или совершенную работу;
- совокупность дохода физического лица;
- собственное имущество, которым владеют организации и граждане;
- наследственная масса;
- транспортные средства и др.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чаще всего название налога отражает как раз его объект: «налог на прибыль», «земельный налог» и пр.
Итак, делаем вывод: тот предмет, с которого должен уплачиваться налог, считается объектом налогообложения, а налоговая база – его значимая характеристика.
Методы для учета налоговой базы
В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.
- Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
- Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.
Примеры налоговых баз для различных объектов налогообложения
В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.
№ | Название налога (объект налогообложения) | Налоговая база |
---|---|---|
1. | Налог на доходы физических лиц – НДФЛ | Доход минус налоговые вычеты По каждому виду дохода устанавливается отдельно:
|
2. | Налог на прибыль организаций – НПО | Вся прибыль в денежном выражении без учета НДС и акцизов, кроме освобожденных от налога по ст. 251 НК РФ. Рассчитывается отдельно по разным видам прибыли. |
3. | Налог на добавленную стоимость (НДС) | Доход от поставки товаров, выполненных работ или оказанных услуг минус предусмотренный законом вычет. |
4. | Акцизы | Характеристика подакцизного товара (своя для каждого типа товаров, в зависимости от установленной ставки). |
5. | Налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ | Количество или стоимость добытых полезных ископаемых (в зависимости от их типа). |
6. | Водный налог | Отдельно по каждому водному объекту и способу использования:
|
1. | Налог на имущество организаций | Среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, для отдельных объектов – кадастровая стоимость. |
2. | Налог на игорный бизнес | Количество объектов. |
3. | Транспортный налог |
|
1. | Земельный налог | Кадастровая стоимость земельного участка. |
2. | Налог на имущество физлиц | Кадастровая или инвентаризационная стоимость объекта. |
Налоговая база по отраслевым налогам и сборам рассчитывается в зависимости от объекта налогообложения.
При применении спецрежимов налоговая база зависит от выбранной системы налогообложения.
Комментарий к ст. 17 НК РФ
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Установление налога — это определение налогоплательщиков и элементов налогообложения.
Пункт 1 настоящей статьи определяет общие условия установления налогов.
Налог считается установленным исключительно в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
а) налогоплательщики — организации (российские и (или) иностранные) и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. При этом филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций (в отличие от таких подразделений иностранных организаций) самостоятельными налогоплательщиками не являются и исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
б) объект налогообложения — им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ;
в) налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.
Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам;
г) налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;
д) налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
е) порядок исчисления налога.
В соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента;
ж) порядок и сроки уплаты налога.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах, в установленные применительно к каждому налогу сроки.
2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоговые льготы — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер.
Основаниями налоговых льгот служат различные обстоятельства, с которыми НК РФ и другие нормативные правовые акты по налогам связывают их предоставление. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении не только федеральных налогов, но и региональных, местных налогов, что следует из статьи 12 НК РФ.
Также следует помнить, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (статья 3 НК РФ).
3. Нормативно-правовой акт, устанавливающий сборы, определяет плательщиков сборов и конкретные элементы обложения, то есть ставку сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки их уплаты и прочее применительно к конкретным сборам.
Комментарий к Ст. 53 Налогового кодекса
Пунктом 1 комментируемой статьи установлены определения налоговой базы и налоговой ставки, которые являются обязательными элементами налога. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Понятие размера сбора, несмотря на то, что данный термин указан в названии статьи 53 НК РФ, не получило своего определения в указанной статье.
Положения ст. 53 НК РФ имеют универсальный характер. В то же время специальная налоговая база и налоговая ставка установлены по каждому конкретному налогу, а размеры сборов — по каждому сбору.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Иначе говоря, налоговая база и налоговая ставка определяются через объект налогообложения, который, согласно ст. 38 НК РФ, определяется как реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
При установлении налога налоговая база определяется для того, чтобы количественно выразить объект налогообложения, и устанавливается применительно к каждому конкретному налогу.
Например, по налогу на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров определяется в соответствии со ст. 153, 160 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации определение налоговой базы регулируется налоговым законодательством и таможенным законодательством Таможенного союза ЕврАзЭС.
В соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базой при расчете налога на прибыль организации признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
По налогу на добычу полезных ископаемых (ст. 338 НК РФ) налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.
Примером дифференцированного подхода законодателя к определению налоговой базы является транспортный налог. В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база по этому налогу определяется как мощность транспортного средства в лошадиных силах для транспортных средств, имеющих двигатели, и как валовая вместимость в регистровых тоннах — для водных несамоходных транспортных средств, а также на единицу транспортного средства — для водных и воздушных судов.
В отношении налога на игорный бизнес (ст. 367 НК РФ) налоговая база определяется отдельно по каждому объекту.
Аналогичные нормы, касающиеся определения налоговой базы, содержатся и в законодательстве государств — участников таможенного союза ЕврАзЭС. В Налоговом кодексе Республики Беларусь соответствующие нормы содержатся в ст. 41 (понятие налоговой базы). В Налоговом кодексе Республики Казахстан этому вопросу посвящена ст. 28 (понятие налоговой базы).
Налоговая ставка определяется через понятие налоговой базы. Иначе говоря, налоговая ставка — это размер налогового платежа на единицу налогообложения. Налоговые ставки в зависимости от характеристики (единицы измерения) налоговой базы подразделяются на:
адвалорные — ставки, начисляемые в процентах к стоимостной характеристике налоговой базы;
специфические — ставки, начисляемые в установленном размере за единицу налоговой базы (по отношению к физической характеристике налоговой базы);
комбинированные — ставки, применяемые при сочетании стоимостной и физической характеристик налоговой базы.
Налоговые ставки могут быть: пропорциональными, то есть имеющими постоянную величину независимо от изменения налоговой базы; прогрессивными, при которых налоговая ставка увеличивается с увеличением налоговой базы; регрессивными, при которых налоговая ставка уменьшается с увеличением налоговой базы.
По отдельным налогам налоговая ставка может быть установлена в нескольких формах одновременно. Примером может служить таможенная пошлина. Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе», в Российской Федерации устанавливаются следующие виды ставок таможенных пошлин:
— адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
— специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
— комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Пунктом 2 ст. 53 НК РФ закрепляются полномочия государственной власти и местного самоуправления по установлению налоговой базы и налоговых ставок. Распределение полномочий произведено в зависимости от вида налогов — федеральных, региональных и местных.
В то же время по каждому региональному и местному налогу существует свой особый порядок определения налоговой базы. Например, по земельному налогу, который отнесен к местным налогам, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Показатели кадастровой стоимости устанавливаются уже актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Законодательством о налогах и сборах могут быть установлены факультативные элементы налогообложения, а именно — налоговые льготы и основания для их использования.
Определение налоговой льготы содержится в ст. 56 НК РФ. Это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Цель введения налоговой льготы — это сокращение размера налогового обязательства для отдельных категорий налогоплательщиков. Налоговые льготы — важнейший инструмент выравнивания налогового бремени, поскольку они нивелируют экономические возможности различных налогоплательщиков. Предоставление налоговых льгот может преследовать различные цели: социальные, стимулирующие, инвестиционные.
В то же время предоставление налоговых льгот должно осуществляться в разумных пределах, поскольку в обратном случае будет нарушаться принцип юридического равенства налогоплательщиков, сформулированный в ст. 3 НК РФ. Как указал КС РФ, «налоговая льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения». Но такое исключение является правомерным и допустимым.
Движимое имущество закон определяет от обратного: это любые вещи, которые не являются недвижимостью. Например, автомобиль, деньги, телевизор или персидский кот. Перечень недвижимых объектов дан в гражданском кодексе — за собственность, не указанную в этом списке, налог на имущество не платят.
Закон требует регистрации прав на любую недвижимость, а для движимых объектов такого требования нет. Не путайте с регистрацией транспортных средств в ГИБДД: при выдаче паспорта транспортного средства автомобиль ставится на учет, а не регистрируется право собственности на него. За счет ПТС хозяин «привязан» к машине, но это не аналог права собственности.
Владельцы транспортных средств не платят налог на имущество, но должны отдавать государству транспортный налог.
Вычеты по налогу на имущество физических лиц
При начислении налога на имущество по кадастровой стоимости действуют налоговые вычеты. Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, поэтому общая сумма налога на имущество становится меньше.
Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.
Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости: для дома — 50 м², для квартиры — 20 м², для комнаты — 10 м².
За загородный дом площадью 100 м² с налогоплательщика возьмут вдвое меньше: только за 50 м² вместо 100. За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.
Площадь омской квартиры, которую мы взяли для примера, — 60 м². Значит, платить придется только за 40 м².
Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.
Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.
Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.
Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.
Понятие налоговой базы, периода, ставки
Налоговая база является стоимостной либо физической характеристикой объекта налогообложения.
Налоговая база рассчитывается плательщиками самостоятельно на основании сведений из бухгалтерского учета и (либо) на основании другой документально подтвержденной информации об объектах, которые подлежат налогообложению либо связаны с ним.
Налоговым периодом признается календарный год либо другой временной период, который применяется к отдельным видам налогов, по завершении которого исчисляется налоговая база и сумма налога к уплате.
Применительно к некоторым видам налогов налоговый период включает несколько отчетных периодов, по результатам которых подлежат уплате авансовые платежи. Длительность (начало и окончание) каждого налогового периода устанавливает законодательство о налогах и сборах по отношению к каждому отдельному виду налога.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу исчисления налоговой базы.
При определении налоговой ставки законодатель должен соблюдать принципы экономической обоснованности налога, а также реальной способности субъектов уплачивать данный налог (статья 3 Налогового Кодекса).
Ставки бывают твердыми и процентными (квоты). Первые определяются в абсолютной сумме на единицу налогообложения.
Порядок расчета налога является процессуальным действием, в соответствии с которым налогоплательщик сам рассчитывает сумму налога, которая подлежит уплате за соответствующий налоговый период.
При исчислении суммы налога в расчет принимается налоговая база, налоговая ставка и налоговые льготы. Иногда в некоторых ситуациях, которые прямо предусмотрены в налоговом законодательстве, обязанность по расчету суммы налога может возлагаться на налоговую службу либо налогового агента.
Порядок, а также сроки уплаты налога определяются по нормам Налогового Кодекса применительно по каждому виду налога. По общим правилам уплата налога осуществляется разовой уплатой полной суммы налога в наличной либо безналичной денежной форме. Что касается федеральных налогов и сборов, то порядок уплаты здесь определяет Налоговый Кодекс. А при определении порядка уплаты налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов приоритет отдается соответствующим региональным законам либо решениям органов местного управления.
Итак, мы рассмотрели понятие и виды налоговых ставок. Какие выводы мы можем сделать, изучив специфику соответствующих показателей? Прежде всего, можно отметить разнообразие подходов к определению ставок.
Что может быть фактором выбора государством конкретных показателей для эффективной организации налогообложения? Применение тех или иных ставок чаще всего предопределяются следующими основными факторами:
- уровнем развития частной предпринимательской инициативы в государстве;
- степенью централизации экономической модели;
- политическими факторами — коррелирующими, к примеру, с договоренностями с другими государствами о применении единых подходов к налогообложению;
- уровнем экономического развития национального хозяйства в целом.
Применение тех или иных ставок налогообложения может предопределяться спецификой конкретной отрасли экономики, характеристиками хозяйственных активностей тех или иных субъектов бизнеса.
Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов с физических и юридических лиц, закрепленный на законодательном уровне. Налоги подлежат обязательной уплате, это распространяется не только на тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, но и на обычных граждан, получающих лишь заработную плату.
Основные составляющие системы налогообложения выглядят следующим образом:
- Объект налогообложения – прибыль и другие виды доходов, получение которых способствует появлению обязательства по уплате налогов.
- Налоговая база – объект налогообложения, выраженный в денежном эквиваленте.
- Налоговый период – временной промежуток, по завершению которого производятся расчеты, связанные с уплатой налогов, определяется налоговая база с последующим исчислением налога.
- Налоговая ставка – норма, имеющая конкретный размер в соответствии с единицей налогообложения в виде прибыли, земельной площади и т. д.
- Срок уплаты – дата, с наступлением которой завершается период, отведенный для уплаты налога.
- регламентируют как исчисляются и уплачиваются налоги, – соблюдение конкретного порядка действий.