Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как добиться ремонта тротуара рядом с домом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» (утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст), тротуары и пешеходные дорожки, которые являются средствами организации движения пешеходов и велосипедистов и обеспечения безопасности дорожного движения, устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
Как тротуары классифицируются с точки зрения закона
По ПДД (глава 2 «Общие положения») тротуары классифицируются как часть дороги, примыкающая к проезжей части. По тротуарам не только ходят пешеходы, на них могут заезжать автомобили (например, для погрузки и разгрузки к магазинам), парковаться рядом с ними. От дороги тротуар чаще всего отделен бордюром. Не стоит путать тротуары и пешеходные дорожки, последние предназначены только для прохода людей и, как правило, располагаются отдельно от дороги, никак с ней не соприкасаясь.
Тротуары находятся рядом не только с дорогами, но и жилыми домами, зачастую непосредственно к ним прилегая. И так как они предназначены в первую очередь для движения пешеходов и велосипедистов, роллеров и самокатчиков, их состояние имеет немаловажное значение для городских жителей.
Обустройством тротуаров занимаются муниципальные службы. В их же обязанности входит поддержание тротуаров в рабочем состоянии, без существенных недостатков (определенные дефекты могут быть, но они не должны мешать движению и представлять опасность для людей и транспорта).
В чьей компетенции находится обустройство тротуаров?
Анализ действующего правового регулирования позволяет говорить о том, что обустройство и ремонт тротуаров в городских поселениях относится к компетенции местной администрации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», к вопросам местного значения городских округов относится:
Как правило, данный пункт конкретизируется в положениях устава муниципального образования, посвященных местной администрации.
В соответствии с п. 1, 8 ст. 6 федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ). В соответствии со ст. 13 федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 4 ст. 6 федерального закона «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ч. 1 ст. 21 «О безопасности дорожного движения» также предписывает именно органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Ст. 22 данного закона также предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Необходимо следить за состоянием и безопасностью дорог, трасс в сельском поселении, между селами и деревнями, проводить соответствующие мероприятия для того, чтобы автодороги местного значения отвечали стандартным требованиям.
Местная администрация занимается самыми разнообразными вопросами по управлению определенной
территорией и населенными пунктами. Она должна также следить за качеством автомобильных дорог, осуществлять этапы строительства новых трасс.
Дороги должны быть максимально пригодными для эксплуатации разными видами автомобильного транспорта. Органы местного управления проводят дорожные ремонтные работы, обязательно убирают снежные завалы, при необходимости чистят насаждения вдоль трассы.
Как добиться ремонта некачественного дорожного покрытия в деревне? Современные технологии строительства и ремонта дорожного покрытия позволяют восстанавливать дороги быстро, без дискомфорта для населения.
Строительные материалы для таких работ также доступны в любом регионе. Поэтому местная администрация не имеет никаких оправданий в вопросе плохого сообщения в сельской местности.
Как заставить администрацию сделать дорогу в селе и обеспечить комфорт и безопасность поездок в пределах населенного пункта и за ним?
Населению села нужно направить в администрацию заявление о ремонте, указав на обязанность местного управления решать такие проблемы. Если нет никакой реакции на заявление от органов местного самоуправления, нужно подавать жалобу в прокуратуру и иск в суд.
Прокуратура и суд обязательно отреагируют на заявку, если в ней напомнить об опасности некачественного дорожного покрытия. Оно представляет угрозу для всех участников дорожного движения, а также для пешеходов, которые перемещают по обочине.
ВНИМАНИЕ! Невыполнение органами местно управления своих обязанностей по отношению к сельским дорогам рождает угрозу жизни тех, кто проживает в селе.
Отсутствие хорошего дорожного покрытия приводит к тому, что в деревню не может быстро приехать скорая помощь, служба спасения, пожарные, полиция. В итоге опасные ситуации, возникающие в населенном пункте, только усугубляются и могут закончиться человеческими жертвами.
В какой суд подавать иск на УК
Исковое заявление материального характера выражается в определенной сумме заявленных требований. Если ущерб оценивается не более чем в 50 тысяч рублей, то дело попадает на рассмотрение мировому судье.
Если спор имеет неимущественный характер, или сумма иска превышает 50 тысяч рублей, дело подлежит рассмотрению районным или городским судом.
Образец искового заявления к дорожным службам.
Рассматривая вопрос о территориальной подсудности, следует иметь в виду, что иск подается как по месту нахождения ответчика, так и по месту составления договора.
Исковое заявление, касающееся требования о проведении ремонта дорог во дворе многоквартирного дома, составляется в соответствии с федеральным законом о защите прав потребителей. Поэтому иски с требованиями до 1 миллиона рублей согласно пункту 4 части 2 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ госпошлиной не облагаются.
Кроме того, заявить исковые требования к управляющей компании можно только в пределах общего срока исковой давности, который составляет три года.
Кто отвечает за ремонт дорог во дворах
Жильцы многоквартирного дома имеют в собственности не только свои квартиры, но и общедомовое имущество, в которое включается придомовая территория, места общего пользования, инженерно-коммуникационные сети. Для того, чтобы дворы и дороги возле дома перешли в собственность жильцов, необходима их официальная передача.
Если такая процедура не была проведена, территория будет считаться муниципальной собственностью. Общедомовое имущество или муниципальное также требует регулярного обслуживания, периодического ремонта, проведения работ по благоустройству, как и площадь квартир.
Обслуживание МКД занимаются Управляющие Компании, но не всегда известно, кто занимается ремонтом придомовых территорий, их озеленением? Должны это делать жильцы за свои средства или это обязанность УК, муниципальной власти? Ремонт дворовых территорий многоквартирных домов является важным условием для создания комфортной и безопасной зоны вокруг дома.
Члены жилищно-строительного кооператива на общем собрании также решают совместно все вопросы, касающиеся благоустройства дома и его территории.
Жильцы должны определиться, сколько средств они могут выделить на ремонт дороги и как он будет осуществляться – своими силами или с помощью подрядчиков.
Если собственники квартир в ЖСК сами проводят ремонтные работы по благоустройству подъездных дорог и тротуаров, они должны соблюдать требования статей 153, 154,158 Жилищного Кодекса.
Когда дом обслуживает УК, она обязана проводить ремонтные работы на придомовой территории, ведь собственники квартир перечисляют ей на благоустройство ежемесячно определенную сумму по платежкам.
Жильцы МКД не должны быть равнодушны к территории своего проживания. Она может быть качественно и на современном уровне благоустроена, озеленена. При проведении ремонтных работ не только восстанавливается покрытие тротуаров, дорог, но и создаются уютные зоны отдыха, ремонтируются площадки для мусора, парковочные места для жителей дома.
ВАЖНО! Если Управляющая Компания получает средства на обслуживание и благоустройство здания, она должна выполнять и свои обязательства, проводить ремонт в полном объеме и без задержек.
Когда УК не желает реагировать на требования жильцов и находит постоянные причины для откладывания ремонта двора, ее клиенты могут пожаловаться сначала руководителю данной организации. В жалобе следует привести аргументы для проведения ремонта и законодательные положения, касающиеся обязанностей Управляющей Компании. Руководство УК также не принимает никаких мер?
Следующая инстанция для жалобы – Жилищная Инспекция. Этот орган выдает Управляющим Компаниям лицензию на деятельность, поэтому имеет на них сильный инструмент влияния. Последний шаг — обращение в суд с подачей иска на УК и ее руководство.
Состояние придомовой территории – вопрос не только эстетики и комфорта, но и безопасности. Плохое покрытие дорог и тротуаров, некачественное освещение, отсутствие озеленения – все эти факторы отрицательно могут сказаться на здоровье жильцов МКД, поэтому обязательно нужно добиваться ремонта для создания наилучших условий проживания.
Члены жилищно-строительного кооператива на общем собрании также решают совместно все вопросы, касающиеся благоустройства дома и его территории.
Жильцы должны определиться, сколько средств они могут выделить на ремонт дороги и как он будет осуществляться – своими силами или с помощью подрядчиков.
Если собственники квартир в ЖСК сами проводят ремонтные работы по благоустройству подъездных дорог и тротуаров, они должны соблюдать требования статей 153, 154,158 Жилищного Кодекса.
Когда дом обслуживает УК, она обязана проводить ремонтные работы на придомовой территории, ведь собственники квартир перечисляют ей на благоустройство ежемесячно определенную сумму по платежкам.
Придомовая территория многоквартирного дома – что это такое по Жилищному кодексу
Придомовые территории многоэтажек используют для решения бытовых нужд и обеспечения жизнедеятельности многоквартирного дома. Они используются как коммунальными службами, так и самими жильцами многоэтажки. В большинстве случаев — это ещё и зелёные островки среди асфальта и бетона, которые необходимы для организации отдыха и комфортного проживания.
Защитить возможность использовать землю во дворе высотки поможет знание гарантий законодательства и чёткое разграничение участка от смежных землепользователей. Собственность владельцев квартир в товариществе собственников дома охраняются законом. Эта собственность не может быть распределена. Ею не имеют права распоряжаться по решениям местной администрации или коммерсанта-арендатора.
Остановимся сначала на точном понимании законодательной терминологии. Что означает словосочетание «придомовая территория»? Как используется это понятие в юриспруденции для практической реализации прав жителей многоквартирного дома? Об этом и многом другом, в нашей публикации.
Обязанность асфальтирования территории около многоквартирного дома
Вопросы по облагораживанию территорий перед многоквартирными домами до сих пор не теряют своей актуальности у жителей таких квартир. Безусловно, гражданам хочется видеть приятную обстановку не только в стенах своего жилища, но и во дворе дома.
Однако, несмотря на всю важность и необходимость поддержания территории многоквартирного дома в хорошем состоянии, данный вопрос до сих пор вызывает огромное количество споров у организаций и граждан.
Одним из наиболее важных моментов, безусловно, можно назвать процедуру укладки асфальта и ремонта уже существующего дорожного покрытия. Как показывает статистика, во дворах нашей страны огромное количество дорожек находится просто в ужасном состоянии.
Этот факт, безусловно, ухудшает качество жизни граждан и создаёт определённые неудобства при регулярном использовании таких дорог.
Эффективность искового разбирательства
К сожалению эффективность судебных разбирательств с управляющими компаниями оставляет желать лучшего – лишь малая часть дел доходит до суда, на которые ответчики в большинстве случаев просто не являются, присылая уведомления о просьбе рассмотреть дело без них. В таком случае рассмотреть что-либо не представляется возможным и происходит постоянное привлечение «отписок» ответчика и бесконечные переносы суда.
Адвокат для коллективного дела дорогое удовольствие, которое не каждый из собственников сможет себе позволить.
Правильная позиция заявителей о необходимой замене дорожного полотна:
- Привлечение наибольшего количества вышестоящих органов, в которые постоянно необходимо писать жалобы на виновных лиц;
- Обнародование информации в СМИ, если дела намеренно «замораживают»;
- Постоянное привлечение внимания УК к проблеме.
Виды ремонта придомового участка
Поддержание территории вокруг МКД в надлежащем состоянии предполагает проведение своевременных ремонтных работ.
УК должна осуществлять текущий и капитальный ремонт придомовой территории многоквартирного дома. Под текущим ремонтом понимают плановые ежегодные мероприятия, направленные на исправление повреждений и частичное восстановление элементов самого МКД и всего принадлежащего собственникам участка.
Ознакомьтесь подробнее, по каким правилам осуществляется и что входит в текущий ремонт многоквартирного дома.
Для комплексного восстановления конструкций или их полной замены требуется проведение капремонта. Он проводится по мере необходимости или по заявлению. В перечень работ УК по капремонту входят:
- восстановление ограждений;
- реставрация детских площадок;
- ремонт мест отдыха и прочие.
Дороги во дворе по ГОСТу
Вопросы, связанные с дорогами во дворе, регламентируются следующими нормативными документами:
- СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
- Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений (Москва, 1994 год).
В соответствии с их нормами, улицы в жилой застройке имеют свою классификацию, которая определяет ширину пешеходной части тротуара и полосы движения.
Основное |
Ширина полосы движения |
Минимальная |
|
Основная |
Связь с главной улицей и внутри жилых территорий |
||
Второстепенная (переулок) |
Связь между основными жилыми улицами |
||
Связь улицы и жилых домов, расположенных в глубине квартала |
Что касается требований к ширине противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию либо сооружению (допустимо также включение тротуара, который примыкает к подъезду), то они изложены в статье 67 раздела II Федерального Закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Как выбрать подрядчиков для ремонта дороги во дворе
Общепринятых критериев выбора подрядчиков на рынке, сожалению, не существует. Многие управляющие организации, выстраивая сотрудничество с партнерами на долгосрочной основе, определяют основные критерии качества ремонта дороги во дворе еще до начала работ, что помогает совместными усилиями достигать общих целей.
В большинстве случаев подрядчиков, которые должны соответствовать заданию, выбирают по принципу компетенции. Хотя различные нюансы могут возникать от проекта к проекту, отбор чаще всего осуществляется комплексно по направлениям деятельности. Подрядчику, который не может квалифицированно исполнить задачи, лучше своевременно найти замену.
Наиболее популярным и простым является отбор по цене, однако немалую роль играют и репутационные параметры. Чтобы убедиться в высоком уровне квалификации потенциального подрядчика, компания может запросить его портфолио. Наилучшим подтверждением надежности партнера служит мнение тех, кто ему доверяет. Если это такие гиганты, как «Мега» или «Ашан», либо известный иностранный бренд, то с большой степенью вероятности данному подрядчику можно доверить выполнение ответственных работ по ремонту дороги во дворе.
Об ответственном отношении к делу и профессионализме свидетельствует членство компании в какой-либо знаковой ассоциации, ведь недобросовестных подрядчиков попросту исключают из ее рядов.
Однако на российском рынке критериев оценки качества работ по ремонту дороги во дворе нет как таковых, система рейтинга компаний и их независимая оценка, которая могла бы быть сформирована на уровне ассоциаций, также отсутствуют.
В современных условиях отсутствия гарантии качества работы исполнителя все управляющие организации, которые сегодня озадачены выбором подрядчиков, сталкиваются с немалым риском. Многие стремятся сотрудничать с компаниями, имя которых на слуху, а не с новичками, считающимися темными лошадками. Хотя и среди известных операторов встречаются и те, к которым обращаются лишь при необходимости сэкономить.
1. Техническое задание.
До начала работ управляющей компании следует сформировать комплексную производственную программу с четким описанием операций и их периодичности. Вести переговоры с подрядчиком на уровне «подумай сам, как лучше сделать» недопустимо. УК должна заблаговременно определить, что делать и как. Пользуясь подобным подходом, выбирать подрядчиков намного проще. В таком случае задача сводится к поиску добросовестного исполнителя, который четко соблюдает условия и сроки, прописанные в договоре. Уменьшаются риски подрядчика, снижаются издержки, контроль выполненных работ сводится к мониторингу их количества и технологичности.
Задача управляющей компании заключается в четком и пошаговом планировании работ по ремонту дороги во дворе, которое бы не оставляло сомнений у подрядчиков. Если речь идет об оперативных действиях по инцидентам, то производить проверку управленцам следует по инструкции произведенного действия.
При взаимодействии с подрядчиками управляющая компания должна выступать от имени жильцов многоквартирного дома как квалифицированный заказчик. Чего же хотят собственники квартир? Безусловно, чтобы в их жилье все было надежно и работало без сбоев. Именно управленцы должны перевести эти слова на язык технологических регламентов, оформить всю необходимую документацию, провести запланированные мероприятия, выполнить все инструкции и т. д.
При правильном подходе функции подрядчика заключаются в подборе квалифицированного персонала, обучении и аттестации, контроле за ходом выполнения работ, работе над дисциплиной, следовании срокам, формировании маршрутных листов и т. д. Иными словами, исполнитель должен выполнять задачи по количеству и качеству, не думая о том, как спланировать работы по ремонту дороги во дворе.
2. Нормативы контроля.
Нормативы контроля непрерывно разрабатываются и обновляются. Программы по контролю исполнения заказа, которые формируются в зависимости от здания и ситуации, могут касаться поведения подрядчика, его внешнего вида, количества мероприятий и многих других аспектов. В большинстве случаев для проверки несколькими способами выбирают 5–10 % мероприятий.
Способы контроля классифицируются:
- на документарные (если проведение мероприятия не зафиксировано документально, то его считают невыполненным);
- визуальные (осмотры участков дороги во дворе);
- инструментальные (выборочная разборка установленных элементов, измерения и т. п.).
Контроль может быть проведен как по окончании работ, так и непосредственно в ходе их проведения, когда проверяющий приезжает без предупреждения. Если в результате проверки появились замечания, то следующим важнейшим этапом является их тщательная отработка.
Вместе с тем чрезмерно терроризировать подрядчиков все же не стоит. Важно, чтобы управляющая компания ставила перед ними выполнимые задачи и понимала, что идеально на 100 % их не выполнит никто.
Если по итогам работ по ремонту дороги во дворе были выполнены 97 % договоренностей, это можно считать успехом. Однако не стоит судить о каждом мероприятии отдельно, нужно оценивать общий объем информации, который в дальнейшем будет тщательным образом обработан. Важным критерием является то, критичны или нет те 3 % мероприятий, которые не были выполнены. От этого зависит алгоритм дальнейших действий управляющей компании и подрядчиков.