Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности несовершеннолетних». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок действий, которые должны осуществляться в случае нарушения прав несовершеннолетних, определяется каждой отдельной ситуацией. Если это было допущено в сфере образования (садике, школе, ВУЗе), родители могут попытаться решить данный вопрос сами посредством обращения к директорам данных учреждений. При невозможности это сделать мирным путем, родителям за помощью следует обратиться в государственные инстанции. Что касается нарушения прав и интересов непосредственно матерью и отцом, либо же одним из них, то о данном факте может сообщить любое заинтересованное лицо.
Защита прав детей в сфере образования.
Защита прав ребенка в школе может быть осуществлена в несколько этапов. Для начала, родителям, защищающим интересы своего отпрыска, нужно обращаться непосредственно к директору школы с письменной жалобой. По возможности, это нужно сделать лично, причем, потребовать поставить отметку о получении жалобы на своем экземпляре. При необходимости, жалоба направляется заказным письмом с уведомлением. Директор, в свою очередь, должен дать письменный ответ.
Если ответ директора школы дан не был, либо же он не удовлетворил родителей, ФЗ по защите детей предусматривает необходимость дальнейшего обращения в вышестоящие уполномоченные органы. Туда помимо заявления желательно представить доказательства нарушения прав. Ходатайство данного типа рассматривается в течение 30 календарных дней с момента его подачи (статья 12 Федерального Закона № 59-ФЗ). Решение уполномоченного органа может быть также обжаловано посредством обращения в районный суд по месту жительства заявителя.
Комментарии к ст. 5.57 КОАП РФ
1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами РФ гарантированного ст. 43 Конституции РФ права на образование.
Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «Об образовании» с последующими многочисленными изменениями (далее — Закон об образовании)) в качестве одного из принципов государственной политики провозглашен принцип общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (ст. 2) и перечислены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в том числе доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также на конкурентной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в указанных учреждениях (ст. 5).
Законом предусмотрено оказание социальной государственной поддержки определенным категориям граждан в период получения ими образования (ч. ч. 5 — 7 ст. 5).
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гарантирует гражданам РФ свободу выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (ч. 4 ст. 2).
2. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе норм указанных законов регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которые были утверждены Правительством РФ. В будущем эти положения будут утверждаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области образования.
Каждое образовательное учреждение имеет статус юридического лица и соответствующий устав, разрабатываемый на основе типового положения (см. ст. 13 Закона об образовании).
Применительно к образовательным учреждениям (в комментируемой статье они названы организациями) лица, получающие в них образование, именуются «обучающимися», а лица, находящиеся в коррекционных образовательных учреждениях, в детских домах, интернатах и других специализированных образовательных учреждениях — «воспитанники».
Термин «обучающиеся» законодательные акты об образовании применяют к лицам, обучающимся в начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, именуются также «студенты» (см. ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
3. В Законе об образовании определены общие положения о приеме граждан в соответствующие образовательные учреждения (ст. 16). Правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования утверждаются Минобрнауки России, закрепляются в уставе учреждения, принятого учредителем образовательного учреждения, и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Порядок приема в образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования также утверждается Минобрнауки России.
Порядок исключения обучающихся из образовательных учреждений установлен на законодательном уровне и на уровне типовых положений об образовательных учреждениях и их уставов.
Закон об образовании (ст. 19) определяет основания и порядок исключения учащихся из общеобразовательного учреждения. Орган управления общеобразовательного учреждения, например, педагогический совет школы, вправе исключить учащегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста, за грубые нарушения устава данного учреждения, если меры воспитательного воздействия не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное его функционирование.
При этом оговорена обязанность образовательного учреждения при решении такого вопроса учесть мнение родителей (законных представителей), получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также немедленно информировать о принятом решении орган местного самоуправления.
Согласно ст. 16 (п. 9) Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. При этом установлены определенные сроки и ограничения применения взыскания.
4. Объективная сторона деяния по ч. 1 данной статьи состоит в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.
5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть должностные лица (например, директор школы, руководитель (его заместитель) органа управления образованием на муниципальном, региональном или федеральном уровне), допустившие перечисленные в данной части статьи нарушения. Равным образом это относится к самим образовательным учреждениям, являющимся по своему статусу юридическими лицами.
6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образования.
Права и обязанности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образовательного процесса определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.
Согласно ст. 50 Закона об образовании все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах и т.п. Эти меры обеспечивает учредитель образовательного учреждения в пределах своей компетенции (см. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 (с изм. и доп.)).
Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная Законом «Об образовании» обязанность учредителя соответствующего муниципального или государственного образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа (п. 17 ст. 50).
Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51 Закона об образовании).
Лица, обучающиеся по очно-заочной и заочной форме, имеют право на получение дополнительно оплачиваемого отпуска по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы в соответствии с законодательством РФ.
Законом предусмотрены также определенные льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. ч. 10 ст. 50 и ч. 2 ст. 51 Закона об образовании).
Как правильно написать заявление
Основанием для проведения проверки является официальное заявление со стороны родителей или других законных представителей, а также администрации школы. Ребенок, не достигший возраста 18 лет, может самостоятельно подать заявление, его также обязаны рассмотреть, но представлять его интересы могут только родители или законные представители. Дети, не достигшие 18 лет, фактически считаются недееспособными.
Заявление должно быть написано на официальный орган: школу, КПДН или органы опеки. В нем должна содержаться подробная информация о ребенке, месте обучения, дате и месте происшествия, при возможности, информация о потенциальных виновниках. Также, если ребенок проходил медицинское освидетельствование, его необходимо приложить к заявлению.
Даже если произошло мелкое хулиганство и причинен легкий вред здоровью, если вы обратились в официальный орган, они обязаны провести проверку и принять меры в отношении виновных.
В случае, если нанесен серьезный вред здоровью, родители вправе обратиться в суд для получения компенсации.
Если дело дошло до полиции и в избиении участвовал школьник, не достигший 16 лет, к ответственности будут привлечены родители.
Родители должны запомнить главное, ни в коем случае нельзя игнорировать такие происшествия, тем более, если они происходят систематически. Если вы не хотите обращаться в полицию, постарайтесь решить вопрос на уровне школы. В свою очередь, администрация школы должна поставить виновников на внутришкольный контроль, а также систематически проводить с ними профилактические беседы.
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС (УК РФ) — это закон, который определяет, какие действия человека являются преступными, и устанавливает наказания за них.
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (КОАП РФ) — это закон, о правилах поведения людей в обществе и ответственности за нарушение общественного порядка.
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС (ГК РФ) — это закон о личных, семейных, хозяйственных отношениях людей, о собственности, сделках, наследстве
ТРУДОВОЙ КОДЕКС (ТК РФ) — это закон о правах, обязанностях и ответственности работающих людей из образовательного учреждения возможно за совершение противоправных действий и за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Однако если такие нарушения допускают учащиеся, которым к моменту совершения нарушений не исполнилось 14 лет, исключить их из образовательного учреждения нельзя.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Уголовная ответственность — это самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений.
В Уголовном кодексе РФ есть специальный раздел «Уголовная ответственность несовершеннолетних», в котором учтена специфика твоей возрастной группы.
Полная уголовная ответственность наступает с 16 лет.
Но за некоторые виды преступлений (кража, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля и некоторые другие) уголовная ответственность наступает уже с 14 лет.
Примеры нарушения прав детей
Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию.
Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности. Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости.
Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда.
Ущемление прав ребенка встречается не только в семье. По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения.
Власти нашей страны признают, что интересы несовершеннолетних детей стоят на первом плане. Каждый ребенок является индивидуальной личностью, которая имеет права с момента появления на свет. Сначала ему при рождении должны дать имя, гражданство, медицинское обеспечение.
Становясь старше его должны отправить учиться, что помогает ему стать образованной личностью. Кроме того, за детьми, сохраняются имущественные права. Нельзя совершить не одну сделку с участием несовершеннолетних лиц без согласия органов опеки.
Государство взяло на себя ответственность защищать несовершеннолетних граждан от давления. А также следить, что права детей до 18 лет соблюдаются.
Примеры негативного воздействия
Зачастую взрослыми происходит ущемления интересов малолетних лиц страны. Однако они не всегда понимают, что это противозаконно и не знают какие действия можно к этому отнести.
Под понятием нарушения прав ребенка законом считаются такие случаи:
- ограничение общения с отцом или матерью;
- отказ в оказании своевременного лечения в случае болезни;
- нахождение без присмотра самих дома малышей, что может угрожать их безопасности;
- попытки реализации с целью получения дохода его законной собственности;
- применение различного рода насилия;
- запрет заниматься развивающими занятиями;
- ограничение в передвижении;
- отсутствие проявления заботы и обеспечения.
Это список часто встречающихся ситуаций, которые можно наблюдать. В жизни существует гораздо больше случаев, проявление которых нежелательно по отношению к детям.
В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы. Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.
Отталкиваясь от характера нарушений прав ребенка, можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребенка, в местные органы опеки и попечительства, в прокуратуру, полицию, суд.
В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет — в суд.
Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:
- сам ребенок;
- родители или законные представители ;
- родственники;
- соседи и школьные учителя;
- третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.
Образец жалобы на нарушение прав ребенка со стороны работников учебного заведения можно посмотреть по ссылке.
Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
Конституции РФ); — приемлемость и адаптируемость, обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями; — соответствующий язык образования (граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
— недискриминация и правовое равенство в данной области (гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); — наличие системы образования и многообразие его форм (ст.ст.
Права детей распространяются на имущество семьи, но родители не могут по закону распоряжаться вещами детей. Взаимное пользование общим имуществом старших и младших членов семьи возможно лишь по обоюдному соглашению. Ответственность по закону Какая ответственность за нарушение прав ребенка закреплена в Российской Федерации законодательно?
Права ребенка согласно конституции РФ
Когда малыш рождается на территории России он сразу становиться гражданином этой страны. При этом, совершенно неважно какой у него пол, рас, вероисповедание родителей и т.д.
Ребенком считаются лица, которые не достигли 18-летнего возраста. В этот промежуток времени они имеют неукоснительное право:
- Вырасти свободной и здоровой личностью.
- Жить с мамой и папой.
- Сохранить собственное «я», включая имя, гражданство и т.д.
- На свободу вероисповедание – ребенок самостоятельно может выбрать то течение, которое ему ближе.
- На защиту от эксплуатации, шантажа, манипулирования, рабства, насилия и т.д.
- На содействие со стороны государства при утере родителей или опекунов.
- На достойный уровень жизни согласно индивидуальным особенностям.
- На защиту трудовой деятельности.
- На защиту от жёсткого обращения.
- На получение образования.
Это лишь небольшая часть тех прав, которая сохраняет для ребенка действующая «Конституция». Чтобы они исправно выполнялись, существует большое количество надзорных органов и общепринятые нормы. Если родители, опекуны или близкий к ребенку человек их нарушает, ответственность не заставит себя ждать. На территории России очень жесткое законодательство, которое касается нарушение прав и свобод детей.
Кстати, до 18 живые опекуны или родители обязаны обеспечить выполнение всех норм и прав ребенка. В случае их нарушения они должны сообщить об этом в компетентные органы, в противном случае, они рискую попасть под ответственность за соучастие.
Сегодня можно привести в качестве сравнения несколько жизненных ситуаций, когда происходит нарушение прав ребенка. Например:
- Первое, что можно выделить это не всегда адекватные меры воспитания. Детей бьют, унижают и насилуют. Родители не всегда замечают за собственными действиями преступный характера, однако даже словесное насилие приводит к получению психологической травмы у ребенка. В конечном итоге, происходит нарушение сразу двух пунктов Конституции: «права на то, чтобы вырасти здоровым», «право на сохранение свободы, чести и т.д.».
- Самое распространение явление – это непонимание родителей и детей в вопросе религии. Для многих национальностей — это скорее вопрос традиции, однако даже многовековой канон не может противоречить действующему законодательству, которое равно для всех.
Какие законодательные акты нужно знать
По достижению 14 лет ребенок может самостоятельно подать заявление не только в суд, но и в органы полиции или опеки. Однако, стоит понимать, что без стабильной доказательной базы, призвать к ответственности родителей или опекунов не получится. У ребенка должен быть весомый аргумент для того, чтобы избавить себя от страданий.
В более взрослом периоде, дети имеют все возможности, чтобы собрать все необходимые данные. До 14 лет этим вопросом занимаются сотрудники полиции и органы опеки, которые несут полную ответственность, так как по документам ребенок – недееспособен, т.е. не самостоятелен.
Какие законодательные акты нужно знать:
- Если дома постоянно истязают, избивают, присутствуют шрамы или увечья, то написать заявление в полиции можно на основании нарушения ст. 117 УК РФ. В данном случае, обидчику грозит от 3 до 7 лет лишения свободы. Если родитель один, то скорее всего ребенка определят в социальный центр.
- Если родители периодически срываются и наносят побои – можно настоять на возбуждении дела по ст. 115 УК РФ. В это случае, обидчику грозит наказание в виде ареста до 5 месяцев, а также выплату штрафа.
- Родители сильно избили, на теле синяки, было получено легкое расстройство здоровья – ст. 112 УК РФ. Здесь предусматривается реальный срок заключения до 8 лет.
- Родители постоянно говорят, что убьют или покалечат – ст. 119 УК РФ, предусматривает лишения свободы до 2 лет.
Примеры нарушения прав детей
Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию.
Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности. Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости.
Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда.
Ущемление прав ребенка встречается не только в семье. По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения.
Кто несет ответственность за травму ребенка в школе
По закону за вред причиненный ребенку до 14 лет ответственны родители. Но за травму, полученную в школе и закрепленной за ней территорией (школьном дворе), отвечает школа. Образовательное учреждение обязано контролировать поведение учеников на уроках, в группе продленного дня и за пределами школы (на выездных мероприятиях и экскурсиях под контролем учителя).
Дети могут получить травму в школе в результате:
- несчастного случая;
- драки или столкновения с другими детьми;
- падения;
- неправомерных действий работников школы;
- неисправности спортивного оборудования;
- на школьной площадке и пр.
Даже если дети подрались, ответственность лежит не на обидчике, а на администрации школы.
Основную ответственность за здоровье школьников несет директор, на переменах — дежурный педагог , на роках — учитель. Лица, которые ответственны за безопасность в школе, должны быть утверждены во внутренних нормативных документах.