Новые правила организованной перевозки детей с 1 января 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила организованной перевозки детей с 1 января 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При нарушении правил перевозок детей предполагается административная ответственность и для водителя, и для юридических либо должностных лиц, которые организовывают перевозку (ч. 3-6 ст. 12.23 КоАП РФ). Причем штрафы в последние несколько лет стали существенно больше.

Требования к автобусам для перевозки детей

Автобус, на котором будет осуществляться организованная перевозка, должен удовлетворять ряду требований:

  • Соответствие по конструкции и назначению техническим требованиям, актуальным для пассажирских перевозок.
  • Допущение к участию в дорожном движении в порядке, установленном законодательством.
  • Наличие знака «Перевозка детей», который устанавливается впереди и сзади машины
  • Наличие включенного проблескового маяка (желтого или оранжевого). Это правило действует с июля 2018. Данный маяк не дает никакого преимущества перед другим транспортом, но информирует других участников дорожного движения о том, что в транспорте дети.
  • Техническое оснащение: наличие тахографа, аппаратуры для спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS (действует с 30.05.2021 года).
  • Оснащение автоматической системой, которая оповещает о том, что транспортное средство начало движение назад.
  • Наличие талона, подтверждающего прохождение техосмотра.
  • Для транспорта, теоретически способного развить скорость больше 60 км/час – наличие ограничителя скорости.
  • Автобус не должен быть выпущен ранее, чем 10 лет назад (актуально с 30 июля 2021 года)

Ответственность за нарушения требований

  • Часть 3 статьи 12.23 КоАП РФ гласит, что нарушения требований, установленных для перевозки детей по ПДД предполагает административный штраф. Для водителя он составляет 3 тысячи рублей, для должностных лиц – 25 тысяч, для юридических – 100 тысяч.
  • В части 4 той же статьи говорится, что при несоответствии установленным требованиям водителя или автобуса, отсутствии договора фрахтования, если его наличие предполагается, отсутствии программы маршрута, перечня детей или сопровождающих предусматриваются штрафы 3 тысячи рублей для водителя, 25 тысяч – для должностного лица и 100 тысяч – для юридического лица.
  • Часть 5 статьи 12.23 КоАП РФ содержит информацию о том, что при нарушении правил перевозки несовершеннолетних в ночное время положен административный штраф для водителя в размере 5 тысяч рублей или же утрата права управлять автомобилями в течение срока от 4 до 6 месяцев. Величина штрафа для должностных лиц составляет 500 тысяч рублей, для юридических – 200 тысяч.
  • В части 6 аналогичной статьи говорится о том, что нарушения требований перевозки группы детей автобусом помимо случаев, описанных в статье 4 и 5 предполагает административный штраф для должностных лиц в размере 25 тысяч рублей, для юридических – 100 тысяч.

Достаточно соблюдать простые правила, и вас не коснутся ни штрафы, ни другие последствия несоблюдения установленных требований. Наша компания всегда подходит к организации перевозок ответственно!

Требования к автобусу

С учетом всех изменений в законодательстве к автобусами для перевозки детей предъявляются следующие требования:

  • Скорость не более 60 км/ч.
  • Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
  • Опознавательный знак “Перевозка детей” спереди и сзади автобуса, а на боковых сторонах надписи “Дети”.
  • Ремни безопасности.
  • Тахограф.
  • Спутниковая навигация ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Требования к документации

С 2021 года больше не нужно брать с собой в дорогу большой пакет документов. Из требований к документации исключен, например, список набора пищевых продуктов и порядок посадки в автобус. Теперь у водителя должны при себе быть:

  1. Оригинал договора фрахтования (прежде разрешалась копия).
  2. Маршрут поездки с остановками, местами приема пищи и пунктом назначения.
  3. Список пассажиров — дети в нем перечисляются вместе со взрослыми и медработником, если он есть.
  4. Уведомление об организованной перевозке детей.
  5. Копия уведомления об отрицательном решении по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем Госавтоинспекции (при принятии такого решения).

На что обратить внимание

С 1 июля 2015 года вступили в силу новые требования к автобусам, на которых осуществляется перевозка детей: транспортное средство должно быть не старше 10 лет, допущенное к участию в дорожном движении, оборудованное тахографом (для фиксации скорости, периодов движения и остановки), аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (устройством, позволяющим определить точное месторасположение транспортного средства).

Если такой автобус у организатора перевозки отсутствует, он его арендует и заключает договор фрахтования. Если есть, договор не требуется.

Водителем автобуса, осуществляющего перевозку детей, может быть только лицо, которое:

  • имеет стаж работы водителем ТС категории «D» не менее 1 года из последних 3 календарных лет;
  • не совершало в течение последнего года административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено лишение прав либо административный арест- прошло предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей, а также предрейсовый медицинский осмотр.

Не позднее, чем за 2 дня до поездки, организатор перевозки или фирма, осуществляющая перевозку (по договоренности с организатором), обязаны подать в ГИБДД уведомление о перевозке детей. В случае, когда перевозка осуществляется 3 и более автобусами, подается заявка на сопровождение автомобилями сотрудников полиции.

Читайте также:  Нюансы дарения квартиры или безопасные сделки с недвижимостью в Казахстане

О проезде малолетних детей автомобильным транспортом

Недавно отправлял малолетнего сына междугородним автобусом в другой город (регион), и столкнулся с весьма противоречивой практикой таких поездок, что понудило меня окунуться в данную тему и разобраться с правовым регулированием (не касаясь правил организованных перевозок детей).

Проблема возникла в связи с отказом контролеров допускать до проезда малолетних (не достигших 14 лет, ст. 28 ГК РФ), аргументируя тем что:

— у него нет паспорта

— он не может заключать сделки

— нахождение малолетних без взрослых запрещено региональным законом

Как данный вопрос урегулирован правовыми актами?

Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 28 допускает самостоятельное заключение малолетними от 6 до 14 лет, в т.ч. (1) мелких бытовых сделок; (3) сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Судебное толкование мелких бытовых сделок включает заключение договоров перевозки (см., например, решение от 17.04.2013 по делу № 2-205/2013 мирового судьи судебного участка № 4 г. Саров Нижегородской области).

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными для определенной цели – проезда, само собой допустимы.

Никак не ограничены сделки, совершенные законным представителем за малолетнего от их имени, п. 1 ст. 28 ГК РФ, в т.ч. и в моем случае, когда я приобрел билет для сына сам.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее УАТ), федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ, никак не ограничивает заключение и исполнение договора перевозки с малолетними. В 21 статье, посвященной перевозке детей, следующих вместе с пассажиром, только предусмотрено право пассажира на бесплатный или льготный (за 50 % платы) провоз детей в зависимости от их количества, возраста и возможности перевозки без предоставления отдельных мест, что не имеет отношения к самостоятельной поездке малолетнего.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112, в п. 86 предусматривают только необходимость подтверждения возраста ребенка в случае (sic!) перевозки детей, следующих вместе с пассажиром. Надо полагать, для определения обоснованности приобретения льготного билета или бесплатного проезда согласно ст. 21 УАТ. Правила, как и УАТ, никак не ограничивают заключение и исполнение договора перевозки с малолетними.

Других федеральных правовых актов, регулирующих проезд малолетних автотранспортом, не имеется.

Сравнительный анализ смежных отраслей говорит, что проезд малолетних без сопровождения взрослых (дееспособных пассажиров) не допускается:

— в поездах пригородного сообщения – до 7 лет, п. 34 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. № 473.

— в поездах дальнего следования – до 10 лет, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений, п. 30 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 г. № 111.

— воздушная перевозка – до 2 лет, ребенка-инвалида до 12 лет. От 2 до 12 лет допускается в сопровождении либо без сопровождения под наблюдением перевозчика с письменным заявлением законного представителя, п.п. 104, 105 ФАП, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82.

— морской транспорт – до 2 лет. От 2 до 14 лет допускается в сопровождении либо без сопровождения под наблюдением перевозчика с письменным заявлением законного представителя, п. 14, 105 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 17.06.2015 г. № 190.

— внутренний водный транспорт – до 15 лет, кроме случаев проезда учащихся для посещения общеобразовательных учреждений; п.п. 8, 9 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 05.05.2012 г. № 140.

Объективно, автомобильный транспорт представляет меньшую опасность для жизни и здоровья малолетнего, чем любой из иных видов транспорта, поэтому не имеется политико-правовых оснований ограничивать заключение и исполнение договора перевозки автомобильным транспортом возрастом 14 лет.

Региональное законодательство Краснодарского края, а именно закон № 1539-КЗ от 21.07.2008 г., не относит к общественным местам транспортное средство (ст. 2). Закон допускает (п. 2 ст. 3) нахождение несовершеннолетних (до 18 лет – ст. 2) в ночное время в общественных местах в сопровождении ответственных лиц (ст. 2), к которым относятся водители перевозчика и на которых возложена ответственность (п.п. 14-18 ст. 34 УАТ) за обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья пассажира.

Вывод, следующий из правового регулирования, говорит о праве малолетних на самостоятельное заключение и исполнение договора перевозки.

Кто несет ответственность за ребенка в пути

За своего ребенка ответственность всегда несут родители: как за действия, совершенные ребенком, в том числе если ребенок сорвал стоп-кран поезда, изрезал сиденье, написал что-то на стенке либо иным образом испортил оборудование транспортного средства или нанес ущерб другим пассажирам, так и в том случае, если ребенок выпрыгнул в окно, не вернулся вовремя на стоянке, вышел не на своей остановке или облился кипятком из титана или кулера. Не имеет значения, ехал ли ребенок один или в сопровождении взрослого.

Перевозчик тоже несет ответственность за ребенка, но только в том случае, если ребенок не виноват в произошедшем, а имеется вина перевозчика или воздействие источника повышенной опасности.

Каждый случай разбирается индивидуально, и далеко не всегда ответственность возлагается на перевозчика.

Поэтому, отправляя ребенка в путь:

• подумайте, сможет ли ваш ребенок надлежащим образом повести себя в дороге;

• проинструктируйте ребенка о правилах поведения в транспортном средстве и о технике безопасности.

Помните, что сотрудники компании-перевозчика персонально за вашим ребенком следить не способны и не обязаны, если только вы не заключили договора на услугу «Несопровождаемый ребенок».

Законно ли высаживать детей без билета из транспорта. Разбираемся в изменениях законодательства 2021 года

– Помогите пожалуйста разобраться в ситуации. Моему сыну 11 лет, уже 2 года он самостоятельно добирается до школы и секций на общественном транспорте. 22 января, когда он сел в автобус, чтобы добраться до дома, его транспортная карта почему-то не сработала. Кондуктор предложил оплатить проезд наличными, которых у ребенка тоже не оказалось. В итоге его высадили из автобуса, несмотря на возраст, сильный мороз, вечернее время и безлюдную улицу. Попытка подать жалобу на сотрудника автобусного парка не привела к успеху, руководство организации заявило, что кондуктор была права и действовала в соответствии с должностной инструкцией. Так ли это?

Читайте также:  ​Страхование вкладов в 2023 году

– Инциденты, связанные с высаживанием детей, которые не смогли оплатить проезд, регулярно происходят в разных городах России. Иногда все заканчивается хорошо – неравнодушные пассажиры, которые оказались свидетелями ситуации, добавляют ребенку необходимую сумму или просто встают на его защиту, а иногда детям все же приходится возвращаться домой пешком. В зимнее время или за городом это может привести к непоправимым последствиям. В этой статье мы разберемся, какими правами в отношении несовершеннолетних граждан обладают кондукторы и правы ли они, высаживая таких безбилетных пассажиров.

Требования к возрасту автобусов и к наличию навигации ГЛОНАСС

Прежде всего, автобус подготавливается к поездке в соответствии с условиями безопасности. Обычно организованные поездки — это занятия с определенной целью. Класс или его часть может отправиться в путешествие, переехать из одного города в другой на совместный праздник или принять участие в межгородских соревнованиях или конкурсах.

Требования к транспортным средствам

  • наличие технической карты с сертификатом дорожной годности;
  • установка тахографа (устройства, собирающего информацию о скорости движения);
  • подключение к локальной сети ГЛОНАСС;
  • ремни, аптечка первой помощи и огнетушитель;
  • установка опознавательных знаков и сигналов;
  • возраст транспортного средства не старше 10 лет с даты изготовления.

Перед началом движения автобус помечается специальной наклейкой «Дети», «Пропускаем детей» или «Ограничение скорости».

Стоит проверить, чтобы у водителя был полный список документов: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, маршрут следования и полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. В путевом листе приводится расписание с указанием предполагаемого времени нахождения на маршруте, мест и времени остановок.

Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, или фрахтовщик (например, классный руководитель) передаст копии документов лицу, ответственному за перевозку детей. Транспортная компания, в свою очередь, предоставит фрахтователю подробную информацию о водителе и маршруте.

Если имеется два или более транспортных средств два или более

При наличии двух и более транспортных средств каждому водителю выдается список сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона каждого сопровождающего), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка) для автобуса, которым он управляет, информация о нумерации автобусов на маршруте.

Справка «Известий

При перевозке группы детей водитель автобуса обязан иметь при себе следующие документы

копия или оригинал договора фрахтования в случае организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;

копия решения о назначении сопровождения автобуса автомобилем (автомобилями) дорожной полиции или копия уведомления об организованной перевозке группы детей;

список продовольственных наборов (сухие пайки, бутилированная вода);

список(и) всех пассажиров, включая

⠀⠀⠀детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и возраста или даты рождения каждого ребенка, контактного телефона родителей (законных представителей), пунктов посадки и/или высадки каждого ребенка — если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с начальным и/или конечным пунктом маршрута);

⠀⠀⠀назначенных сопровождающих лиц (с указанием фамилии, имени, отчества (если применимо) каждого сопровождающего лица и номера его контактного телефона);

⠀⠀⠀медицинского работника (с указанием фамилии, имени, отчества (если применимо), должности) вместе с копией лицензии медицинского работника или копией договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию;

⠀⠀⠀работников и/или физических лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого работника и физического лица, его контактного телефона, пунктов посадки и/или высадки каждого работника и физического лица — если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с пунктом отправления и/или пунктом назначения тура);

документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (в том числе фамилию, имя, отчество и номер телефона водителя), если в состав документов не входит копия объявления об организованной перевозке группы детей, содержащая такие сведения;

документ, содержащий порядок посадки в автобус (по документам, включая удостоверение личности, ваучер, студенческий билет и/или по списку (спискам) пассажиров, подтверждающим их право на проезд), установленный главой района или должностным лицом, ответственным за безопасность дорожного движения, образовательной организацией, организацией, осуществляющей обучение, медицинской или иной организацией, физическим лицом

транспортный маршрут с указанием:

⠀⠀отправная точка;

⠀⠀промежуточные пункты посадки (высадки) (если таковые имеются) для детей, персонала и лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;

⠀⠀точка доступа;

⠀⠀ место остановок для питания, кратковременного отдыха, ночлега (при многодневных поездках) — в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.

Особенности детской транспортировки сегодня

Действующие стандарты Закона №1177 предписывают организовывать перевозку детских групп согласно следующим условиям:

  1. Длительность поездки для ребенка до 4 лет не более 4 ч.
  2. Ночью (преимущественно с 23.00 до 6.00) перевозка разрешена до любого типа транспортного пункта (аэропорты, вокзалы и т.д.). Расстояние до места назначения не должно превышать 50 км.
  3. Если возможное время пути составляет более 3 ч, при себе следует иметь пищевые продукты, соответствующие требованиям Роспотребнадзора касательно их качества и разновидности.
  4. При междугородних перевозках с длительностью пути более 3 ч в поездке должен быть задействован медработник. В наличии нужно иметь препараты для предоставления первой помощи в случае недомогания либо травмы.
  5. Расчет количества сопровождающих в 1 автобусе ведется с учетом численности детей.
  6. О предстоящей поездке следует сообщить в ГИБДД путем отправления официальной заявки с указанием необходимых сведений (цель перевозки, данные ТС, численность состава и т.д.).
  7. Если в составе автоколонны будет более 2 автобусов, она обеспечивается сопровождением органов правопорядка.
Читайте также:  Памятка родителям о больничном листе

Допуск к транспортировке детей в 2023 году получают только водители со стажем управления ТС от 1 года и наличием открытой категории «Д» в правах. Работник не должен быть лишенным ВУ и значиться привлеченным к административной ответственности за предыдущий календарный год (гл.12 КоАП РФ). Обязательно прохождение предрейсового медосмотра, а также инструктажа по безопасным перевозкам детей.

Требования к школьным автобусам

1 января 2017 года вступили в силу новые требования к школьным автобусам для перевозки детей. В частности, это ГОСТ Р 51160 98, действующий в отношении ТС при передвижении по территории нашей страны. На школьный автобус распространяются следующие требования:

  • использование спутникового устройства ГЛОНАСС;
  • дата выпуска автобуса: не более 10 лет;
  • обязательно присутствие тахографа (контроль времени управления ТС одним водителем), а также аптечки и 2-3 огнетушителей;
  • наличие техталона либо диагностической карты для подтверждения исправного состояния ТС;
  • размещение опознавательных табличек «Перевозка детей» впереди и позади школьного автотранспорта (ГОСТ 33552-2015);
  • окраска кузова только в желтый цвет;
  • снаружи и по обеим сторонам ТС должны быть нанесены надписи «Дети». Если автобус движется в организованной колонне, он оснащается табличкой с указанием его порядкового места и сведениями о количестве ремней безопасности.

Используемый для перевозки детей автобус проходит обязательный предрейсовый осмотр, где проверяются все детали и комплектующие. Их исправное состояние крайне важно для безопасного передвижения автобуса и благоприятной обстановки на дороге.

  1. Если в перевозке задействовано несколько автобусов, их следует пронумеровать. Когда именно это стоит делать больше не указано — главное, успеть до выезда. Сделать это могут:
      руководитель группы;
  2. должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности движения;
  3. фрахтовщик (если перевозка осуществляется по договору фрахтования).
  4. Если планируется перевозка несколькими автобусами (двумя и более), информация о нумерации автобусов должна иметься у каждого из водителей.
  5. В салоне не должны находиться лица, которых не включили в список, независимо от того, кем они являются (раньше допускалось нахождение медработников и некоторых других сопровождающих).

Сколько должен стоить билет для ребенка

1. В междугородном автобусе ребенок до 5 лет едет бесплатно, если он не занимает отдельного места. Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка было в автобусе отдельное посадочное место, а также если вашему ребенку не исполнилось 12 лет, то стоимость билета для него составляет половину стоимости взрослого билета (ст. 21 Устава автомобильного транспорта).

Дети, достигшие 12 лет и старше, перевозятся за полную стоимость.

2. В поездах дальнего следования для детей существуют несколько видов скидок, узнать о которых вы можете, перейдя по данной ссылке.

3. В самолетах закон не устанавливает обязанности авиакомпаний предоставлять детям скидки. Однако большинство авиакомпаний по своей доброй воле устанавливают стоимость детского билета ниже стоимости билета взрослого, уточнить данный вопрос можно на сайте или по телефону горячей линии соответствующей авиакомпании.

4. Не устанавливает закон и специальных тарифов для детей и на водном транспорте.

Ответственность за нарушения требований

При нарушении правил перевозок детей предполагается административная ответственность и для водителя, и для юридических либо должностных лиц, которые организовывают перевозку (ч. 3-6 ст. 12.23 КоАП РФ). Причем штрафы в последние несколько лет стали существенно больше.

  • Часть 3 статьи 12.23 КоАП РФ гласит, что нарушения требований, установленных для перевозки детей по ПДД предполагает административный штраф. Для водителя он составляет 3 тысячи рублей, для должностных лиц – 25 тысяч, для юридических – 100 тысяч.
  • В части 4 той же статьи говорится, что при несоответствии установленным требованиям водителя или автобуса, отсутствии договора фрахтования, если его наличие предполагается, отсутствии программы маршрута, перечня детей или сопровождающих предусматриваются штрафы 3 тысячи рублей для водителя, 25 тысяч – для должностного лица и 100 тысяч – для юридического лица.
  • Часть 5 статьи 12.23 КоАП РФ содержит информацию о том, что при нарушении правил перевозки несовершеннолетних в ночное время положен административный штраф для водителя в размере 5 тысяч рублей или же утрата права управлять автомобилями в течение срока от 4 до 6 месяцев. Величина штрафа для должностных лиц составляет 500 тысяч рублей, для юридических – 200 тысяч.
  • В части 6 аналогичной статьи говорится о том, что нарушения требований перевозки группы детей автобусом помимо случаев, описанных в статье 4 и 5 предполагает административный штраф для должностных лиц в размере 25 тысяч рублей, для юридических – 100 тысяч.

Достаточно соблюдать простые правила, и вас не коснутся ни штрафы, ни другие последствия несоблюдения установленных требований. Наша компания всегда подходит к организации перевозок ответственно!

Текст подготовлен сотрудниками .


Похожие записи:

Добавить комментарий