Заполняем декларацию по водному налогу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заполняем декларацию по водному налогу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общие требования к оформлению декларации по водному налогу такие же, как и при заполнении любой другой налоговой декларации. Декларацию целесообразно заполнять в следующем порядке: сначала — титульный лист, а затем разд. 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4. После этого отдельные данные из этих разделов переносят в сводный разд. 1.

Порядок заполнения декларации

Заполнение титульного листа декларации не представляет трудностей, поскольку в нем не предусмотрено каких-либо расчетов. Отметим лишь, что на титульном листе надо указать код вида экономической деятельности, который является для налогоплательщика основным. Для этого используют Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст. Рассмотрим, как правильно заполнить основные разделы декларации.

Пример расчета налога и заполнения декларации

Вводные данные:

  • источник — артезианская скважина рядом с бассейном реки Кубань;
  • место расположения водного объекта — Северо-Кавказский ФО;
  • тип использования — водозабор;
  • объем воды, забранной в отчетном периоде, — 150 000 кубометров, в том числе:
    • 100 000 кубометров — в пределах лимита;
    • 50 000 кубометров – сверх лимита;
  • базовая налоговая ставка — 570 рублей за 1 000 кубометров;
  • коэффициент — 1,52;
  • ставка по забору сверх лимита — 2 850 рублей за 1 000 кубометров.

Расчет суммы налога:

  1. В пределах лимита — 100 (тыс. кубометров) × 570 (рублей за 1 тыс. кубометров) × 1,52 = 86 640 рублей.
  2. Сверх лимита — 50 (тыс. кубометров) × 2 850 (рублей за 1 тыс. кубометров) × 1,52 = 216 600 рублей.
  3. Общая сумма налога: 86 640 + 216 600 = 303 240 рублей.

Как заполнить декларацию по водному налогу за 2 квартал 2021 года: пример и образец

ООО «ТехноПром» — лицензированный пользователь артезианской скважины, расположенной на территории организации (Центральный экономический район). Код водопользования — 11036 (прочие реки и озера). Ставка водного налога — 336 за 1 000 м3 воды (в пределах предельно допустимого лимита, установленного в лицензии).

Объем забранной из скважины воды в ООО «ТехноПром» определяется с помощью специальных средств измерения. Во 2 квартале 2021 года этот объем составил 138 377 м3 (в т. ч. сверхлимитный забор — 29 м3).

Вода предприятию нужна для внутренних технологических нужд, населению она не передается и не перепродается.

Произведем расчеты:

Базовая ставка ВН с учетом коэффициента 1,75 составит:

336 руб. за 1000 м3 х 1,75 = 588 руб. / 1000 м3

Расчет ВН:

В пределах лимита: (138 377 м3─ 29 м3) х 588 руб. / 1000 м3= 81 348,62 руб.

По сверхлимиту: 29 м3 х 588 руб. / 1000 м3 х 5 = 85,26 руб.

Общая сумма налога: 81 348,62 руб. + 85,26 руб. = 81 434 руб.

Как выглядит декларация по водному налогу за 2 квартал 2021 года для ООО «ТехноПром», смотрите на этом образце.

Пример расчета налога и заполнения декларации

Вводные данные:

  • источник — артезианская скважина рядом с бассейном реки Кубань;
  • место расположения водного объекта — Северо-Кавказский ФО;
  • тип использования — водозабор;
  • объем воды, забранной в отчетном периоде, — 150 000 кубометров, в том числе: 100 000 кубометров — в пределах лимита;
  • 50 000 кубометров – сверх лимита;
  • базовая налоговая ставка — 570 рублей за 1 000 кубометров;
  • коэффициент — 1,52;
  • ставка по забору сверх лимита — 2 850 рублей за 1 000 кубометров.
  • Расчет суммы налога:

    1. В пределах лимита — 100 (тыс. кубометров) × 570 (рублей за 1 тыс. кубометров) × 1,52 = 86 640 рублей.
    2. Сверх лимита — 50 (тыс. кубометров) × 2 850 (рублей за 1 тыс. кубометров) × 1,52 = 216 600 рублей.
    3. Общая сумма налога: 86 640 + 216 600 = 303 240 рублей.

    Налоговые ставки водного налога и база

    Налоговые ставки водного налога устанавливаются по бассейнам озер, рек, морей и экономическим районам в твердых размерах – в рублях за 1 тысячу кубовых метров воды. Полные показатели ставок представлены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. При осуществлении забора воды сверх установленных лимитов, налоговая ставка в части превышения увеличивается в пятикратном размере. Налоговая база водного налога:

    • Налоговая база определяется налогоплательщиком по каждому виду водопользования отдельно по каждому объекту. Если установлены разные налоговые ставки, налоговая база определяется исходя из каждой из них.
    • При заборе воды база определяется как объем воды, который был забран за налоговый период. Объем воды определяется исходя из показаний водоизмерительных приборов, при их отсутствии рассчитывается время работы и производительности технических средств при заборе воды. Также расчет базы может быть произведен исходя из норм водопотребления.
    • Налоговая база при использовании акватории водных объектов определяется, как площадь предоставления водного пространства, которая применяется по данным лицензии на водопользование.
    • Определение налоговой базы при использовании водных объектов с целью гидроэнергетики определяется по результатам произведенной электроэнергии за налоговый период.
    • Объем произведенной древесины за налоговый период, сплавляемой в плотах, является показателем для определения налоговой базы при использовании водных объектов для сплава древесины в кошелях и на плотах.

    Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов (ст. 333.19 НК РФ):

    • забор воды;
    • пользование акваторией;
    • использование воды для гидроэнергетики;
    • сплав древесины по воде.

    Налог рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.

    Читайте также:  Развод с разделом имущества: инструкция для новичков

    Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.

    Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.

    Год Повышающий коэффициент Тариф за 1000 м³, руб.
    2020 2,31 162
    2021 2,66 186
    2022 3,06 214
    2023 3,52 246
    2024 4,05 283
    2025 4,65 326

    Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам.

    Особенность водного налога в том, что не существует единой базы для всех объектов налогообложения и расчет налога производится в зависимости от объекта, региона. При этом могут быть повышающие коэффициенты и сниженные ставки.

    По каждому объекту различные измерители:

    • объем забранной воды, если водопользование заключается в заборе воды;
    • площадь водного пространства, если используется акватория водных объектов;
    • количество произведенной электроэнергии, если объект используется для гидроэнергетики без забора воды;
    • расчетная формула исходя из объема сплавляемой древесины и расстояния сплава при водопользовании для сплава леса.

    Для расчета налога надо выяснить целевое назначение водного объекта, это указано в лицензии. Затем определить, к какому экономическому району и бассейну реки он относится. Кстати, затем при заполнении декларации по водному налогу необходимо будет указать код водопользования, то есть к какому бассейну относится, в отношении какого объекта.

    Ставка налога указана в ст. 333.12 НК РФ и может значительно отличаться в разных регионах, внутри одного региона для разных рек и для одной реки в зависимости от назначения.

    Кроме этого, установлены повышающие коэффициенты и льготные ставки.

    Повышающий коэффициент в 2017 году – 1,52, зафиксированы коэффициенты на период с 2015 по 2025 годы (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ).

    Кроме этого, в зависимости от вида деятельности и других факторов могут быть дополнительные коэффициенты:

    • пятикратные, если забор воды сверх лимита;
    • десятикратные, если вода добывается для продажи;
    • если нет водоизмерительных приборов, то применяется коэффициент 1,1.

    Водоснабжение населения облагается по льготной ставке, в 2017 году это 107 руб. за тысячу кубометров. Льготная ставка также установлена на период до 2025 года.

    Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу

    Форма декларации по водному налогу утверждена . Декларация включает титульный лист и два основных раздела.

    Второй раздел документа состоит из двух подразделов. Титульный лист заполняется в обычном порядке — никаких особенностей и сложностей в нем нет.

    Раздел 1 включает информацию о конечной сумме налога.

    Здесь нужно указать суммы платежа отдельно по каждому виду водопользования. Подраздел 2.1 нужно оформить отдельно на каждый имеющийся водный объект и лицензию, опираясь при этом на цели использования воды.

    По строкам 010 и 020 налогоплательщик записывает коды КБК и ОКТМО соответственно. Строка 030 содержит полное название водного объекта (например, артезианская скважина № 258-639).

    Важным моментом при формировании декларации является указание правильных кодов:

    • Коды целевого назначения использования воды. Он отражается в строчке 080 подраздела 2.1. Здесь существует три варианта: 1 – снабжение водой жителей региона;
    • 2 – добыча подземных вод для последующей продажи;
    • 3 – иные цели.
  • Характеристик бассейна реки, к которому относится водоем.
  • 3 – иные цели.
  • Кода водопользования в декларации по водному налогу.
    Его необходимо отразить в строчке 050 подраздела 1.2. и в строчке 060 подраздела 2.2.

    Его определяют исходя из:

    • Экономического района, в котором располагается водоем;
    • Характеристик бассейна реки, к которому относится водоем.

    В этом разделе отражается сумма налога, которая должна быть уплачена в бюджет.

    Раздел заполняется в разрезе места нахождения объекта налогообложения.

    В строке 010 указывается код бюджетной классификации, по которому налог зачисляется в бюджет. Далее в разделе идут блоки из строк 020–030, в которых указывается:

    • В строке 020 — код муниципального образования, где находится предмет водозабора, по которому платится налог.
    • В строке 030 — сумма налога по всем видам водопользования по указанному ОКТМО. Чтобы ее определить, нужно сложить суммы налога, отраженные по всем видам водопользования в подразделах декларации 2.1 и 2.2 с соответствующими кодами ОКТМО и КБК.

    Правильность заполнения декларации можно проверить по контрольным соотношениям из письма ФНС от 7 сентября 2021 года № СД-4-3/16671.

    Заполнение титульного листа.

    В титульном листе появились поля «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» и «ИНН/КПП реорганизованной организации». Коды форм реорганизации и код ликвидации организации приведены в приложении 1 к Порядку (0 – ликвидация, 1 – преобразование, 2 – слияние, 3 – разделение, 5 – присоединение, 6 – разделение с одновременным присоединением).

    Признаки первичной и скорректированной декларации теперь имеют такой же вид, как и во всех других декларациях, утвержденных ФНС. То есть если подается первичная декларация, то номер корректировки – 000, если скорректированная, то 001, 002 и т. д. В прежней форме требовалось указать вид документа (1 – первичный, 3 – корректирующий), а через дробь – номер корректировки (0 – если первичная).

    В соответствии со ст. 333.11 НК РФ налоговым периодом по вод­ному налогу является квартал. Поэтому в прежней форме декларации в титульном листе просто указывались код налогового периода (всегда – цифра «3», обозначающая квартал) и – в другом поле – номер квартала.

    Теперь для каждого квартала предусмотрен специальный код, в том числе с учетом возможной реорганизации (ликвидации) организации (приложение 1 к Порядку):

    Код Наименование
    21 I квартал
    22 II квартал
    23 III квартал
    24 IV квартал
    51 I квартал при реорганизации (ликвидации) организации
    54 II квартал при реорганизации (ликвидации) организации
    55 III квартал при реорганизации (ликвидации) организации
    56 IV квартал при реорганизации (ликвидации) организации

    В поле «Представляется в налоговый орган (код)» проставляется один из трех возможных вариантов. Если речь идет о налоговом органе, в котором налогоплательщик стоит на учете как крупнейший, там нужно прописать код 213, если декларация по водному налогу в 2016 году сдается по месту постановки на учет налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции – 250. Во всех остальных случаях ставится код 255.

    Читайте также:  Виза в США для россиян в 2023: актуальные вопросы и ответы

    Водный налог в 2020-2021 годах — сроки и порядок уплаты, ставки

    Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

    Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

    Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

    Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

    Водным налогом не облагается использование воды:

    • для тушения пожаров;
    • ликвидации стихийных бедствий;
    • нужд сельского хозяйства.

    Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

    Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

    В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

    Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.

    НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

    Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».

    Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

    Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

    • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
    • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
    • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

    Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

    • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
    • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

    Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

    Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.

    Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

    Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

    ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

    Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку. Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями. О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».

    Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

    Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

    За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».

    Декларацию сдайте не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 333.15 НК. Если крайний срок выпал на выходной или нерабочий праздничный день, сдайте декларацию по водному налогу в ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК). В 2019 году декларацию нужно сдать в сроки:

    • по итогам I квартала – не позднее 22 апреля;
    • по итогам полугодия – не позднее 22 июля;
    • по итогам девяти месяцев – не позднее 21 октября;
    • по итогам года – не позднее 20 января следующего года.
    Читайте также:  Основания для обращения гражданина в прокуратуру и в суд

    Если вовремя не сдать декларацию по водному налогу, то плательщика могут привлечь не только к налоговой, но и к административной ответственности (ст. 106 НК, ст. 2.1 КоАП).

    Статья 119 НК предусматривает штраф в размере 5 процентов от суммы налога по этой декларации, которую вовремя не заплатили. Штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со дня, который установлен для подачи декларации. Максимальный предел для такого штрафа – 30 процентов от неуплаченного налога по декларации, а минимальный – 1000 руб. Так, если всю сумму налога заплатили в срок, а декларацию сдали позже, штраф равен 1000 руб. А если не заплатили часть налога, то штраф рассчитают именно с этой части.

    Кроме того, по заявлению налоговой инспекции руководителя организации, предпринимателя могут привлечь к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа. Его размер составит от 300 руб. до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП).

    Быстро рассчитать штраф за опоздание со сдачей декларации поможет расчетчик.

    По общему правилу декларацию подают в ту налоговую инспекцию, где используют водный объект.

    А как быть, если организация осуществляет деятельность на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ? В таком случае декларацию подайте по своему выбору:

    • либо в налоговую инспекцию по местонахождению организации;
    • либо в одну из налоговых инспекций по месту использования воды. Учтите, что этот вариант нужно согласовать с территориальным управлением ФНС.

    Крупнейшие налогоплательщики сдают декларацию в налоговую инспекцию по месту учета в качестве крупнейших. Обратите внимание: если водный объект находится в другом регионе, на титульном листе надо указать КПП, который присвоили организации в этом регионе. Это следует из пункта 1 статьи 333.15 НК. ФНС подтвердила это в письмах от 25.03.2013 № ЕД-4-3/5055 и от 19.10.2016 № СД-4-3/19785.

    Декларацию по водному налогу можно сдать одним из следующих способов:

    • на бумаге (через представителя или по почте);
    • в электронном виде по ТКС.

    Для некоторых организаций электронный способ обязателен. Например, если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год превышает 100 человек, то в текущем году сдавать налоговые декларации можно только в электронном виде. Для вновь созданных или реорганизованных организаций предел в 100 человек нужно определять исходя из данных за месяц реорганизации или создания. Сдавать декларации только этим способом обязаны и крупнейшие налогоплательщики. Такие правила установлены пунктом 3 статьи 80 НК.

    Внимание: если организация обязана сдавать налоговые декларации только в электронном виде, то за нарушение этого порядка ее привлекут к налоговой ответственности. Размер штрафа составляет 200 руб. Это указано в статье 119 НК.

    Сущность этого налога заключается в том, что он направлен на эффективное и рациональное использование водных объектов Российской Федерации, поскольку именно этот ресурс является крайне важным и ограниченным. Это вполне оправданно, ведь по некоторым данным лишь 20% питьевой воды в стране соответствует стандартам качества, а остальная часть обладает повышенным уровнем вредных веществ и примесей.

    В рамках внедрения водного налога был разработан специальный механизм, который позволяет взимать плату за использование ресурсов для различных целей.

    Отличительной особенностью этого сбора является то, что он даёт право пользоваться определённым объектом, но при этом не является платежом за сами водные ресурсы. Его распределение происходит следующим образом:

    • 2/5 направляется в бюджет федерального уровня;
    • 3/5 направляется в бюджет того субъекта, на чьей территории осуществляется использование источника.

    При определении налоговой базы производится индивидуальный расчет для всех объектов, при этом учитываются особенности их использования. В случае, когда водный объект облагается специальной налоговой ставкой, то она также принимается во внимание при определении базы.

    Налоговая база – это количество воды, которое было выкачано из определенного объекта за какой-то промежуток времени. При этом объем определяется следующим образом:

    • При наличии счетчиков – по его показаниям, которые фиксируются в специальных документах;
    • При отсутствии счетчиков – исходя из особенностей оборудования, времени их применения и производительности.

    Если предыдущие способы невозможно применить, то расчет объема воды осуществляется исходя из расчета потребностей и норм потребления.

    В случае, когда используется акватория, налоговая база будет определяться иным путем, а именно площадью используемого водного объекта. Она в свою очередь указана в соответствующих документах, которые регламентируют использование конкретного пространства. Для электростанций, которые используют воду в производстве, база налога – объем выработанной электроэнергии.

    Уровень ставок водного сбора был установлен еще в прошлом десятилетии, а в 2015 году было запланировано их изменение. Налоговый кодекс РФ говорит о том, что с этого и вплоть до 2025 года будет проводиться поэтапное их увеличение.

    Для различных категорий населения, а также видов деятельности изменения ставок будут осуществляться по-разному. В целом, на сегодняшний день запланировано поднятие налога в 1,15 раз. Помимо этого будут введены специальные индексы:

    • 10-кратное увеличение для тех, кто добывает подземную воду, а также занимается ее обработкой и продажей. Сюда не относятся работы с минеральной и водой промышленного использования.
    • Повышение в 1,1 раз для населения, у которых в домах не установлены счетчики.
    2-ТП (отходы)
    Предоставляемые сведения

    Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления

    Куда предоставляется

    Территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения

    НПА

    Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627

    Срок сдачи

    до 1 февраля

    Кто предоставляет
    • ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
    • региональные операторы по обращению с ТКО;
    • операторы по обращению с ТКО
    Как предоставляется

    В электронном виде посредством ЛК природопользователя с использованием ЭЦП


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий