Особенности миграционных процессов в РФ в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности миграционных процессов в РФ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

Путин о ротации мобилизованных – есть ли шанс и что говорят в Правительстве

Семьи мобилизованных ждут, что те, кто уехал служить в первую волну частичной мобилизации, вернутся домой до Нового года. Однако точных данных по этому вопросу пока нет.

Президент РФ на днях в ходе брифинга по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке заявил, что вопрос ротации военнослужащих находится на осуждении у Министерства обороны и Генштаба. По словам Главы такая возможность будет зависеть от хода СВО.

Рассматриваются варианты замены одних подразделений, находящихся на территории боевых действий на те, что сейчас еще не принимаю участие в спецоперации, а проходят обучение. Либо же в стране вновь будет объявлена новая волна мобилизации, чтобы дать возможность отдохнуть тем, кто уже длительное время находится на СВО.

При этом Путин уточнил, что даже при ротации одних мобилизованных на других, все будут иметь статус участников боевых действий.

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

Литература[править / править код]

  • Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН, Жанна Зайончковская, заведующая лабораторией миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
  • Этнология и политика. Научная публицистика
  • Демоскоп. Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее
  • Демоскоп. Внутренняя миграция и рынок труда
  • Демоскоп. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета
  • Демоскоп. И. А. Алешковский. Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика
  • Демоскоп. Независимая газета. Безлюдные пространства
  • Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее (Опубликовано в: Россия перед лицом демографических вызовов. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008 / -М.: UNDP, 2009. с. 80-96. Автор главы Н. В. Мкртчян)

Миграция: основные понятия

Любое перемещение человека (или группы людей) из одного места проживания в другое называют миграцией. Эти движения происходят с мотивацией «от» (когда «не совсем хорошо на Родине») или с мотивацией «до» (когда «очень хорошо где-то»). Это так называемые выталкивающие и притягивающие факторы.

Основу миграционных потоков составляют переезды на короткие расстояния: из села в город или из одного региона в другой. Кстати, один из законов Э.Г. Равенштейна, одного из первых теоретиков миграции, гласит, что прирост в больших городах обеспечивается не столько естественной рождаемостью, сколько приезжими.

Исторически сложилось, что основные миграционные потоки формируются за счет развивающихся стран; именно разница между оплатой труда, условиями жизни и личными перспективами в «своей» (страна-донор) и «не своей» (страна-рецептор) местности побуждает людей перебираться в новые места.

Процесс въезда в страну называют иммиграцией, когда же граждане покидают пределы государства, они эмигрируют.

Миграционные процессы

Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.

В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:

  • регистрируют мигрантов по месту жительства;
  • собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
  • поддерживают работу открытой информационной системы.

Регулирование миграционных процессов, неотъемлемая часть законодательства РФ. Для обеспечения регулирования миграционных процессов в трудовой миграции создан целый ряд действий, которое правительство направило на регулирование такого рода миграции:

  • Предоставление жилья для стимулирования рабочей силы в определенные регионы для трудовой деятельности;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Государственная поддержка для мигрантов;

Так же государство создает новые законы, которые направлены на стимулирование мигрантов, на трудовую деятельность в отдаленных регионах России. Мигрантам предоставляется жилья для осуществления трудовой деятельности.

Количество въехавших на территорию РФ иностранных граждан с каждым годом превышает количество покинувших территорию РФ граждан. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Это очень отрицательно влияет на безопасность страны.

На основании данной статьи можно сделать вывод, о том, что миграция — это довольно интересный процесс, который вносит как положительный, так и отрицательный вклад в развитие государства. Миграционные процессы регулируются законами РФ, а именно создана «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».

Новая модель управления трудовой миграцией: ставка на ВКС

За последние 15 — 20 лет российское общество и бизнес сталкивались как с либеральным подходом к регулированию процессов внешней трудовой иммиграции в конце прошлого века — начале 2000-х гг., так и с жесткими ограничительно административными мерами в последующие годы. Всего было принято более 2740 нормативных правовых актов, в т.ч. 177 законов, 89 указов, 473 постановления Правительства РФ и более 2 тыс. ведомственных актов.

Однако, по нашему мнению, лишь начиная со второй половины 2006 г. возобладал взвешенный подход, основанный на разумно-рыночном механизме регулирования процессов трудовой миграции. 18 июля 2006 г. были приняты Федеральные законы: N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которые в значительной степени сняли чрезмерные административные барьеры, что, по мнению большинства экспертов, и являлось основной причиной масштабной незаконной миграции и нелегального трудоустройства иностранных граждан в РФ.

Причины трудовой миграции

Среди причин переезда трудоспособного населения выделяют экономические и неэкономические. К экономическим относятся:

  • Низкая оплата труда;
  • Отсутствие рабочих мест;
  • Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
  • Отсутствие перспектив для карьерного роста.

Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.

Среди неэкономических причин выделяют:

  • Сложную политическую ситуацию;
  • Плохую экологию;
  • Вооружённые конфликты;
  • Религиозные взгляды;
  • Расовую принадлежность.

Причины передвижения трудовых ресурсов внутри Российской Федерации:

  1. Разница в экономическом развитии регионов: уровень оплаты труда, наличие рабочих мест, производства или сельского хозяйства;
  2. Нехватка или избыток квалифицированных или неквалифицированных сотрудников.

Наиболее привлекательны экономические центры — Москва и Санкт-Петербург. Здесь постоянно есть потребность в кадровом составе различного уровня, есть возможность сделать карьеру. Кроме того, людей привлекает развитая инфраструктура регионов.

Популярные центры притяжения трудовых мигрантов

На сегодня трудовая миграция населения приобрела глобальный характер. Количество стран, вовлеченных в миграционный процесс, неуклонно растет. Из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов, неизменно популярных, можно выделить следующие:

  • Североамериканский регион, в особенности США и Канада;
  • Южная Америка;
  • Западная Европа – Франция, Германия;
  • Северная Европа – Швеция, Великобритания;
  • Юго-восточная и Западная Азия.
Читайте также:  Субсидия на оплату ЖКХ в 2023 году

К современным реципиентам, привлекающим мигрантов, относят и новые индустриальные страны, за сравнительно короткое время перешедшие от отсталой экономики к высокоразвитой:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Венесуэла.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

Для классификации миграции населения, рассматриваемой в широком смысле этого слова, применяют обычно три таксономических понятия: вид, форма и тип.

Видкак классификационная единица используется для характеристики различий между миграционными явлениями. Миграция охватывает такие сходные по формальным признакам явления, как эпизодичные, маятниковые, сезонные и безвозвратные перемещения.

Эпизодичная миграция — это не только возвратный, но и краткосрочный вид территориального перемещения, совершающегося в деловых, рекреационных и иныхцелях, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если же в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодической миграции весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграции, видимо, превосходит все остальные.

Маятниковая миграция — это систематические трудовые или учебные поездки, носящие челночный характер. Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений и даже превышают их. Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений — центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Сезонный и безвозвратный виды миграции сходны по своим целям: они способствуют соединению личного и вещественного элементов производства. Их различия состоят в том, что в первом случае не ставится задача смены постоянного места жительства. Сезонные миграции — это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов.

К отраслям с сезонным характером производства относится, прежде всего, сельское хозяйство. В этой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее время. К сезонным относятся отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Интеграция этой отрасли промышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонной миграции. Отраслями с сезонным характером, или стадиями, производства являются также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов) и ряд других. Вместе с тем сезонный характер производства совсем не обязательно сопровождается сезонным характером труда. Агропромышленная интеграция, межотраслевое кооперирование в использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства (например, океанического рыболовства) по существу сводит на нет потребность в сезонной миграции.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующий ему в этимологическом отношении. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе — возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места.

Безвозвратная миграция в современных условиях осуществляется в следующих формах:

  • сельскохозяйственные переселения,

  • организованный набор рабочих,

  • общественные призывы молодежи,

  • приглашение на работу непосредственно предприятиями,

  • переход работников с одного предприятия на др.,

  • переезд в связи с устройством на работу по конкурсу,

  • самостоятельное переселение и т. д.

Четыре первые формы планируются в централизованном порядке. Для миграции такого типа выделяются материальные ресурсы, предпринимаются организационные меры. Однако они, как и миграции в децентрализовано планируемых формах, не составляют большей части миграционных перемещений. Самостоятельным переселениям принадлежит решающая роль в безвозвратных миграциях.

По территориальному признакуобычно выделяют межгосударственную и внутригосударственную, или внешнюю и внутреннюю, миграции. Эти два типа территориальных перемещений населения различаются по своей природе, обусловливающим факторам и последствиям. Внешняя миграция ведет, в конечном счете, к изменению численности и структуры населения как той совокупности, которая принимает иммигрантов, так и той, которая отдает эмигрантов. В данном случае различают:

  • иммиграцию – (от латинского immigrans – вселяющийся), т.е. явление поселения в принимающей стране граждан или жителей другого государства/страны;

  • эмиграцию – (от латинскогоemigro – выселять), выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на более или менее длительный срок.

Во внутренних миграциях численность и возрастно-половая структура населения по стране в целом неизменны. Внутренние миграции ведут к изменению численности и структуры населения разных административно-территориальных единиц страны. Иногда к внутренней миграции относят перемещения, происходящие внутри административно-территориальных образований (областей, краев, республик), а к внешней — перемещения между ними. В этом случае выделяют внутри- и межреспубликанскую, внутри- и межрайонную, внутри- и межобластную миграции. Лит. Социальные факторы и особенности миграции населения.

Для более глубокого изучения явления миграции в зависимости от его целей используют другие принципы классификации. Так,по правовому статусу миграцию классифицируют на регистрируемую (законную) и нерегистрируемую (незаконную).

Субъектами незаконной миграции являются:

— эмигранты неконтролируемые — граждане Российской Федерации, выезжающие через территории государств — республик бывшего СССР в другие иностранные государства;

— эмигранты нелегальные — граждане Российской Федерации, нелегально пересекающие государственную границу Российской Федерации;

— иммигранты незаконные, к которым относятся:

иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию;

иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям;

иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально.

По мотивам выделяют добровольную и вынужденную и принудительную миграцию.Первая обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции. Вынужденная миграция вызвана военными, политическими событиями, преследованиями на этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства. Принудительной миграцией можно считать насильственные переселения людей, организованные государством (депортации), а также миграции, осуществляемые в пенитенциарной системе.

Субъектами вынужденной миграции на территории Российской Федерации являются:

— вынужденные переселенцы — граждане Российской Федерации, получившие статус вынужденного переселенца на основании Закона РФ «О вынужденных переселенцах»;

— внутренние перемещенные лица — граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории, вынужденно покинувшие места своего постоянного проживания в результате межнациональных конфликтов, не имеющие статус вынужденного переселенца, но подпадающие под действие постановлений Правительства Российской Федерации, связанных с урегулированием этих конфликтов;

— беженцы — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, получившие статус беженца на основании Закона РФ «О беженцах»;

— лица, получившие статус временного убежища на основании Закона РФ «О беженцах».

Согласно международным документам Женевской Конвенции о беженцах 1951 г. и Протокола 1967 г., в России беженцами на основании Федерального Закона «О беженцах» могут быть признанылица, не являющийся гражданами России, отвечающие условиям вынужденной миграции:

— лица, желающие получить убежище — мигранты, которые подают ходатайство о получении убежища не в своей стране. Статус претендента согласно международным документам сохраняется за ними до тех пор, пока их заявление не будет рассмотрено и по нему не будет вынесено соответствующее решение. В России их называют лицами, обратившимися с заявлениями (ходатайствами) о приобретении статуса;

Читайте также:  ВС РФ: При банкротстве застройщика дольщик может взять квартиру вместо денег

— иностранцы, получившие временный статус защиты, им разрешается временное (иногда на неопределенный срок) пребывание в принимающем государстве до тех пор, пока их жизни угрожает реальная опасность в их стране. В Федеральном Законе РФ предусмотрен статус лица, получившего временное убежище;

— лица, принятые по иным соображениям гуманности, это иностранцы, не получившие полного статуса беженца, но, тем не менее, допущенные в страну по причинам гуманитарного характера, поскольку они оказались в положении сходном с положением беженцев. Например, в российском законодательстве это лица, получившие политическое убежище.

В статистических исследованиях процессов миграции трудовых ресурсов рассматривают следующие виды миграции:

  • миграция населения всех возрастов (данные наиболее доступны);

  • миграция населения в трудоспособном возрасте или возрасте 15-72 лет (данные менее доступны, поскольку возраст мигрантов не всегда учитывается органами статистики);

  • трудовая миграция (данные поступают от работодателей и служб, занятых трудоустройством);

  • незаконная миграция (данные носят экспертный характер, их достоверность весьма низка).

1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.

2.Основные направления международной миграции.

3.Последствия миграции.

4.Регулирование международной миграции.

1. Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано, прежде всего, причинами экономического характера.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Реэмиграция – это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Миграционное сальдо – это разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.

Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

— работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

— профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;

— нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

-беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;

— переселенцы — это переезжающие на постоянное ме­стожительство. Данная группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.

Причины миграции рабочей силы:

1. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.

2. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся:

а) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка

б) в слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

в) структурная перестройка экономики.

г) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

д) вывоз капитала.

2. Основные направления международной миграции трудовых ресурсов.

— Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых невозможным было бы их существование.

— Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является «утечка умов» (например, в США из Западной Европы). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства. Так рабочая сила из Испании, Португалии, Греции активно используется в экономике более развитых стран ЕС.

— Миграция рабочей силы между развивающимися странами. Новое явление последних лет — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабских эмиратов, нефтедобывающими странами (членами ОПЕК), с одной стороны, и иными развивающимися странами — с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем зарплаты в странах-импортерах рабочей силы, а в азиатских «новых индустриальных странах» и богатых странах.

— Миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся. В основном — это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции экономические (высокая зарплата у преподавателей, инженеров и др.), а также неэкономические (узнать мир, реализовать свои возможности и т.п.).

3. Международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран — доноров (экспортеров рабочей силы) и стран — реципиентов (импортеров рабочей силы).

Позитивные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:

— вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

— достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

— иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;

— временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;

— иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;

— иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Негативные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:

— целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

— происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

— провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;

— иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Позитивные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:

— эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;

— экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;

— экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;

— при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Негативные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:

— страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

— теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.

Иммиграция квалифицированных рабочих

Ожидается, что второй законопроект о миграции будет конкретно касаться иммиграции квалифицированных рабочих, и в нем будут представлены следующие ключевые моменты:

  1. Федеральное бюро труда подсчитало, что Германии ежегодно требуется до 400 000 работников из-за рубежа. Большинство из них прибывает из Евросоюза, но их недостаточно, чтобы восполнить нехватку — не в последнюю очередь потому, что большинство крупных стран Евросоюза сталкиваются с аналогичными демографическими проблемами.
  2. Закон об иммиграции квалифицированной рабочей силы действует с 2020 года, но приток из стран, не входящих в Евросоюз, в Германию ограничен и еще больше сократился во время пандемии. В 2019 году в Германию приехало на работу всего 39 000 иммигрантов из стран, не входящих в Евросоюз, что составляет всего 0,1% от общего числа работников в стране. В 2020 году эта цифра упала до чуть более 29 000 человек. Владельцы бизнеса жалуются на бюрократические препоны, усугубляемые медлительностью властей, которые не любят интернет-инструменты.

Современные тенденции развития международной миграции рабочей силы

В развитии современной международной трудо­вой миграции выделяют следующие тенденции[67]:

Увеличение масштабов международной миграции, усиление данной тенденции.Тенденция роста масштабов международной миграции сформировалась в последние десятилетия XX в., особенно после 1970 г. То есть за 53 года число международных мигрантов возросло в 3 раза, а доля в населении Земли – на 1% (то есть почти в 1,5 раза). Следовательно, темпы роста масштабов международной миграции в прошлые десятилетия значительно превышали темпы роста мирового населения. В соответствии с прогнозом ООН к 2050 г. количество международных мигрантов должно превы­сить 405 млн[68]. При этом выявлено[69], что если ранее в 1960–70-е годы наблюдалась устойчивая связь миграцион­ных потоков (особенно временных мигрантов) с экономическим циклом, то с начала 1980-х годов по настоящее время в большин­стве стран она ослабилась. Это произошло вследствие того, что международная миграция рабочей силы из амортизатора в случае кризиса и безработицы превратилась в структурный элемент экономики, то есть стала неотъемлемой частью нормального процесса воспроизводства, решая при этом ряд таких экономических проблем, как острые демографические проблемы, диспропорции на рынке труда, необходимость импорта налогоплательщиков, обеспечение стабильности функционирования фондовых рынков, коррекция глобального экономического неравенства.

Читайте также:  Как начислять налог на прибыль и учитывать разницы по ПБУ 18/02

Концентрация международных миграционных потоков.Наблюдается тенденция концентрация миграционных потоков, их целью стало относительно ограниченное число государств. В 2013 г. в 10 странах с наибольшим числом международных мигрантов (уроженцев других стран) сосредоточена половина всех международных мигрантов[70], из которых на первом месте США, где проживает 45,8 млн мигрантов (19,7%). За США со значительным отрывом следуют Российская Федерация, где проживает 11 млн мигрантов (4,7%), Германия (9,8 млн), Саудовская Аравия (9,1 млн), Объединённые Арабские Эмираты (7,8 млн), Соединённое Королевство (7,8 млн), Франция (7,4 млн), Канада (7,3 млн), Австралия (6,5 млн) и Испания (6,5 млн). В период 1990–2013 гг. США приняли наибольшее абсолютное число международных мигрантов – почти 23 млн чел., что соответствует притоку 1 млн новых мигрантов в год. На 2-м месте Объединённые Арабские Эмираты с притоком в 7 млн, на 3-м – Испания с притоком в 6 млн.

Появление новых центров притяжения международных миграционных потоков.К новым центрам притяжения миграционных потоков относится Российская Федерация и некоторые другие страны бывшего социалистического блока, а также быстро разбогатевшие арабские страны (Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, Бахрейн).

Международные миграционные потоки становятся всё более разнообразными.В последние десятилетия многие страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Западной Африки, отличающиеся быстрым ростом экономики, стали значительными центрами притяжения миграции.

Рост квалифицированной международной миграции.Развитые страны конкурируют между собой и с новыми индустриальными странами за привлечение высококвалифицированных специалистов. Рост количества высококвалифициро-ванных мигрантов обусловлен следующими факторами[71]. Во-первых,глобальные технологические изменения, проис­ходящие в мировой экономике.Быстрые технологичес­кие изменения, основывающиеся на использовании высококвалифи-цированного труда и направленные на создание национальных конкурентных преимуществ, создают дефицит высококвалифицированных работни­ков в наукоёмких отраслях промышленности. Например, в США доля лиц с высоким уровнем образования (соответствующим степени магистра) или лиц с исключительными способностями в области науки, искусства или бизнеса возросла за период с 2009 по 2011 гг. с 4% до 6,3%[72]. Страны различаются с точки зрения поставщиков квалифицированной рабочей силы (таблица 19). Если продолжить пример с США, то наиболее квалифицированные специалисты мигрируют в США из Индии, затем следуют Филиппины и Китай. Во-вторых, дефицит квалифицированной рабочей силы в области здравоохранения и образования (в частности, в Великобритании почти одна треть врачей и 13% медицинских сес­тер имеют иностранное происхождение; в США 13,8% пре­подавателей являются иностранцами).

Таблица 19 – Количество временных и постоянных трудовых мигрантов, в разрезе стран за период 2006–2011 гг., тыс. чел. [73]

Страна Доля страны в численности мигрантов, процентов Доля низкоквалифи-цированных мигрантов, процентов Доля среднеквали-фицированных мигрантов, процентов Доля высококвалифи-цированных мигрантов, процентов
1. Мексика 29,0 60,0 35,0 5,0
2. Индия 4,5 9,0 17,0 74,0
3. Филиппины 4,4 8,0 42,0 50,0
4. Китай 4,0 21,0 29,0 50,0
ИТОГО 100,0 28,0 42,0 30,0

В-третьих, высокая эффективность «импорта» квалифици­рованной рабочей силы.Фискальная ценность иммиг­рантов существенно варьируется в зависимости от уровня образования. В-четвёртых, рост числа иностранных студентов. С определён­ной степенью допущения студенческую миграцию мож­но рассматривать как форму временной трудо­вой миграции, в последнее время плавно переходящую в постоянную.

Качественное изменение форм международной миграции.В условиях быстрого развития высоких информаци­онных технологий международная миграция приобретает многообразный и сложный характер. Это выражается, в частности, в дуализме миграции рабочей силы: «виртуальной» и ре­альной миграции. Мировые тенденции постоянного увеличения информационной составляющей свидетельствуют о том, что происходит всё больший крен эконо­мики в «виртуальную плоскость».

Ориентация на временную иммиграцию и сти­мулирование возвратной миграции.Тенденция поощре­ния временной миграции начала прослеживаться уже в 90-х годах XX в., и она, скорее всего, объясняет­ся тем, что, достигнув пенсионного возраста, высоко­квалифицированные мигранты получали право на бо­лее высокий уровень возврата по взносам в систему социального обеспечения. Стимулирование возвратной миграциинаправле­но на преодоление кумулятивного характера времен­ной миграции и постепенного перерастания её в посто­янную.

Причины трудовой миграции по всему миру

Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.

Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.

Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:

  • Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
  • Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
  • Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
  • Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.

Можно определить причины трудовой миграции:

  • высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
  • несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
  • дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
  • осложнение политической ситуации;
  • техногенные катастрофы;
  • экономическая нестабильность.

Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.

Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу

Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.

Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.

Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:

  1. Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
  2. Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.

Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.


Похожие записи:

Добавить комментарий