Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распределение, отработка и перераспределение: как, когда и где?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У молодого человека в апреле выпуск из колледжа, а потом нужно год отработать по распределению. Но в июле его могут призвать в армию. Зачтется ли служба в армии в срок отработки по распределению?
Сроки отработки по распределению
Эту информацию можно найти в статье 72 действующего Кодекса.
2 года отрабатывают те, кто получил:
среднее специальное образование, кроме лиц, которые в год окончания ССУЗа поступили в вуз на дневную бюджетную форму и получили образование на соответствующих условиях; лиц, которые отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования.
общее высшее образование, кроме лиц, поступивших в год получения общего высшего образования в вуз для получения углубленного высшего образования на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.
специальное высшее образование, кроме лиц, поступивших в аспирантуру (адъюнктуру) на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.
углубленное высшее образование, если для получения этого образования они поступили в УО в тот же год, когда получили общее высшее образование в дневной бюджетной форме, кроме лиц, принятых (зачисленных) в год получения углубленного высшего образования в аспирантуру (адъюнктуру) на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.
1 год отрабатывают те, кто получил:
профессионально-техническое образование, кроме лиц, поступивших в год получения профессионально-технического образования в ССУЗы, вузы на дневную бюджетную фомру и получивших соответствующее образование на этих условиях.
среднее специальное образование, если они отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования, кроме лиц, поступивших в год получения среднего специального образования в вузы на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.
Что делать, если меня приняли не на ту должность, на которую я рассчитывал (рассчитывала) изначально?
Приказ о приеме на работу составляется на основе контракта и заявления работника.
Если вам предлагают должность бухгалтера, а вы пришли работать юристом – разумеется, писать такое заявление и подписывать приказ с контрактом не стоит. Нужно письменно попросить нанимателя трудоустроить вас по той должности, на которую вы рассчитывали, а в случае официального отказа обращаться с ним в университет.
Но зачастую выпускники сами соглашаются работать не по своей профессии. А это чревато последствиями: если вдруг выяснится, что на протяжении какого-то времени человек работал не по специальности, он автоматически должен выплатить деньги за свое обучение – и тут не будут разбираться, виноваты вы или работодатель.
За что меня могут и не могут уволить на распределении?
Расхожий миф о том, что молодого специалиста на распределении не могут уволить вообще никак, неверен: тут есть лишь несколько пунктов, которые отличают вас от остальных сотрудников.
На отработке не увольняют по собственному желанию, по требованию работника, по соглашению сторон и из-за несоответствия занимаемой должности – это квалификационные вопросы.
За прогулы, систематические опоздания, пьянство на рабочем месте и по другим обоснованным причинам вас легко могут лишить работы.
И если это произойдет по виновным основаниям, то вы автоматически будете обязаны выплатить средства, и никаких поблажек тут не будет. Если основания невиновные, а это ликвидация организации, нарушение нанимателем законодательства о труде и прочее, то вас должны перераспределить.
Эту ситуацию Татьяна Короткевич прокомментировала так: «Да, служба в армии засчитывается в срок отработки. Причем, когда молодой человек будет уволен со срочной службы, у него будет несколько вариантов. Он сможет вернуться на свое место работы, доработать положенный срок отработки, если он пожелает. Может срок службы в армии не засчитывать и таким образом продлить себе период, когда он еще молодой специалист».
Также он может получить право самостоятельно трудоустроиться, обратившись в учреждение образования, добавила представитель Минобразования.
Одним из ключевых изменений станет введение в школах централизованного экзамена (ЦЭ), по результатам которого выпускники смогут поступить в вуз.
Проведение экзамена, по словам начальника главного управления, будет похоже на сдачу централизованного тестирования. Однако сам ЦЭ следует воспринимать именно как выпускной экзамен по математике и русскому/белорусскому языку (по выбору школьника).
Результаты ЦЭ будут учитываться при формировании среднего балла аттестата по соответствующим предметам. Кроме того, после сдачи экзамена школьники смогут получить сертификаты со своими баллами — они пригодятся для поступления.
После сдачи школьного экзамена выпускник также сможет сдать централизованное тестирование, но только по другим предметам (физика, химия, биология и др.). Таким образом, при подаче документов на выбранную специальность у него будет набор сертификатов ЦТ и ЦЭ.
Действовать сертификаты будут 2 года.
Новшество, уточнил С. Касперович, не коснется выпускников ссузов: они, если захотят продолжить обучение, должны будут сдавать централизованное тестирование, в том числе по русскому/белорусскому языку и при необходимости математике.
Начальник главного управления также добавил, что в 2023 г. выпускники школ не смогут сдать ЦТ по предметам ЦЭ (математика и один из государственных языков), но в 2024-м, если это будет необходимо для подачи документов в вуз, такая возможность у них появится.
Аттестат работает на абитуриента
Что касается уровня ПТО, в этом случае для учащихся новаций не планируется – зачислять, как и прежде, будут по конкурсу аттестатов.
А вот в учреждения ССО в 2023 году впервые будут принимать по конкурсу среднего балла школьного аттестата как на базе 9 классов, так и на основе 11 классов.
К слову, раньше одиннадцатиклассникам приходилось сдавать ЦТ, а выпускникам с дипломом ПТО, которые хотят продолжить обучения на уровне ССО с сокращенным сроком, – вступительные экзамены по профильным предметам.
Однако ребята, которые мечтают освоить специальности «Спортивно-педагогическая деятельность», «Физическая культура» и ряд творческих направлений, придется держать внутренний экзамен. Оно и понятно: чтобы выучится на дизайнера, художника или скульптора, стать хорошим вокалистом, нужны особые способные и таланты.
Льготы для победителей конкурсов профмастерства
Не только школьники-олимпиадники, но и учащиеся ПТО, ставшие победителями конкурса профмастерства, могут получить заветное высшее образование на льготных условиях, обратил внимание абитуриентов ректор РИПО Валерий Голубовский.
По словам заместителя начальника главного управления профессионального образования – начальника управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александры Петровой, в Беларуси с 2014 года проводятся как республиканские, так и международные конкурсы профмастерства.
В этом году пройдет пятый республиканский конкурс профмастерства и его победители будут иметь льготы при поступлении на уровень среднего специального и высшего образования в 2023 году.
Сейчас проходят областные отборочные этапы конкурса, финал запланирован на май.
Конкурсы профмастерства демонстрируют, насколько современны рабочие специальности, уверен ректор РИПО. Организаторы рассматривают их как площадку взаимодействия с заказчиками кадров.
– На этапе подготовки предприятия участвуют в составлении конкурсных заданий и в оснащении площадок под технологии, которые должен выполнить конкурсант. Где-то они присматриваются к своим потенциальным работникам, потому что видят, насколько сложные задачи тот учащийся или выпускник колледжа может выполнят, – подчеркнул Валерий Голубовский.
Он убежден, что не следует рассматривать получение ПТО или ССО как финишную черту в своем профессиональном развитии. Выпускники ССО могут получить высшее образование в сокращенный срок (в основном в заочной форме). Причем такой компонент, как практикоориентированность, в белорусских колледжах доходит до 70%.
Кристина Рихтер говорит, что этот выбор зависит от нескольких факторов. Первый — от самого учебного учреждения.
— Есть университеты, которые стоя́т на том, что распределять нужно только в госорганизации. Например, это касается будущих учителей, медиков, студентов МГЛУ. Как правило, выпускников иняза скорее отправят учителем иностранного в школу, чем преподавателем в частный центр изучения языков.
Второй фактор — к какому типу относится организация, которая просит распределить к себе выпускника.
Организация, которая на два года получит в свои владения выпускника, может быть базовой и небазовой. Базовая — это та, которая заключает с университетом договор и заказывает у него рабочие кадры. Она имеет преимущество «на удовлетворение своей потребности в специалистах».
По письменным заявкам от организаций, с которыми у университета договора нет, могут распределить в трех случаях: если вы в банке одаренной молодежи, если в этой организации вы уже проходили практику, если в университете больше не хватает «базовых заявок», то есть отсутствуют другие места работы.
— Это как гадание на кофейной гуще, — говорит Кристина. Потому что могут быть разные варианты.
Если в университет поступило достаточное количество заявок от заказчиков кадров, вам предложат выбрать из списка. Толочин, Хойники, Кобрин — в Беларуси есть много городов с красивыми названиями, где ждут молодую кровь.
Если заявок мало, а студентов, которых нужно распределить, много, вам либо предложат искать заявку самостоятельно, либо могут дать справку о свободном трудоустройстве. Универсальной схемы нет. Как повезет. Например, в прошлом году экс-вице-премьер Беларуси Василий Жарко заявлял, что распределение должно быть стопроцентным. Все вузы взялись выполнять это поручение, поэтому второй вариант в 2018-м практически не срабатывал.
Какие вопросы будут на экзамене?
Как уже говорилось, поступающие по целевому направлению будут сдавать экзамен, учитывая профиль специальности. Если специальность филологическая, нужно сдать либо русскую, либо белорусскую литературу. Если специальность медицинская – химию или биологию на выбор (в зависимости от того, какой предмет сдавался на ЦЭ по окончании школы).
К примеру, на испытании по белорусской литературе будут вопросы, посвященные творчеству народных писателей и поэтов Якуба Коласа, Янки Купалы, Максима Богдановича, Кондрата Крапивы, Ивана Мележа и так далее.
Вопросы к экзаменам по всем предметам уже доступны на сайте министерства образования, к ним можно уже начинать готовиться.
Задания разработал Национальный институт образования, в них вопросы сугубо по школьной программе. По каждому предмету – 50 вопросов, а в билете будет два.
Систему распределения распространят на «платников»
Отсутствие свободы выбора, необязательность декларированных льгот, несоответствие практической работы полученной специальности, низкие зарплаты и отсутствие перспектив — вот малый перечень претензий противников распределения.
Главный козырь сторонников — государство предоставляет молодому специалисту гарантированное рабочее место. С запросами от предприятий и учреждений можно познакомиться заранее, можно отправиться на практику еще во время учебы, принести в вуз персональный запрос, если работодателя нашел сам (комиссия по распределению, впрочем, вправе этот запрос и отклонить).
Вице-премьер Василий Жарко в конце января поставил задачу: в нынешнем году распределение должно быть стопроцентным, то есть обязательным и для тех, кто платил в годы студенчества за учебу.
Министр образования Игорь Карпенко в средине июня сообщил, что более тысячи «платников» из нынешнего выпуска (примерно 1/30 часть) уже попросили распределения.
После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники , , , , и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.
Если ты окончил на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение , твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.
Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре.
Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и , но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет.
Анатолий Маникало уходил из столичной гимназии в IT-компанию через непростую процедуру перераспределения.
Фактически он отработал положенные два года, смена места работы пришлась на его законный учительский отпуск. Но и в отпуске распределенный молодой специалист «принадлежит» организации, в которую его направили. Анатолию удалось перераспределиться по взаимной договоренности всех сторон: IT-компания оформила документ-заверение о готовности принять молодого специалиста на работу; руководство гимназии письменно подтвердило, что не против отпустить; затем все эти бумаги Анатолий предоставил в деканат университета.
Претендовать на перераспределение могут беременные, инвалиды, семейные и другие «льготники». В Положении о распределении есть ряд пунктов (например, ликвидация компании-нанимателя или сокращение штатов), которые также дают основания для перераспределения. Если новая нужная вакансия не найдется, выпускник может получить так называемый свободный диплом. Но при этом он теряет статус молодого специалиста и обещанные статусом льготы (на прописку, жилье, подъемные выплаты и т.п.). И особым порядком решается, придется ли обладателю свободного диплома возмещать стоимость своего обучения.
Преграда на пути к Болонскому процессу
Белорусская система распределения критикуется Европой. В Болонском процессе — программе интеграции европейского образовательного пространства — Беларусь в том числе и из-за этого все еще остается с «дорожной картой».
Белорусские чиновники не скрывают: распределение помогает «закрыть» прежде всего финансово непривлекательные вакансии. Даже в Минске к нынешнему распределению было свободно более 400 мест для врачей, 359 для инженеров, 516 для медсестер, 153 для менеджеров…
«Нормальные ребята приходят по распределению, подготовка хорошая, а опыта наберутся — если захотят. Но вот чуть наберутся опыта, отработают обязательный срок — и, как правило, уходят. В Россию едут, идут в частные центры — там зарплата не сравнима с нашей зарплатой участкового в поликлинике. Молодые сейчас хотят денег, перспектив, свободы», — рассказывает Ольга С., замглавврача одной из минских поликлиник.
Ольга просит не называть ее настоящее имя — с некоторых пор почти всем госслужащим в Беларуси запрещено общаться с прессой без одобрения высокого министерского начальства, переданного через соответствующую пресс-службу.
«Такая вот «свобода». Попадаешь в систему — и тоже как крепостной. С дипломом», — поясняет врач.
Это значит, что я сам могу выбрать, где мне работать ближайшие два года?
Не совсем так. У университета заключен договор с некоторыми предприятиями, которым он должен предоставить определенное количество выпускников. В первую очередь «заполняются» эти места. Опять же, право первого выбора предоставляется ребятам с самым высоким средним баллом. Например, Антон, выпускник строительного факультета, всегда хорошо учился и занимался научной деятельность. Право выбора будущего места работы принадлежало ему одному из первых, он принес заявку от работодателя и распределился туда, куда хотел. Если же ваша успеваемость оставляет желать лучшего, «картина» для вас может сложиться не всегда благоприятно.
В этом году на энергетическом факультете молодого человека распределили на Минский подшипниковый завод. Он был расстроен, так как уже два года работал в конструкторском бюро, откуда на него была заявка и где хотел проходить распределение. Но из-за того, что по среднему баллу он был третьим с конца, ему придется проходить распределение не там, где хочется.