Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Росреестр: как снять с учета объекты недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Становиться собственниками участка — дело добровольное. На общем собрании жильцы коллективно решают, нужны ли им дополнительные заботы или лучше оставить их на совести местных властей. Ведь, как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы.
Нужно сформировать границы придомового участка. Для этого представители собственников обращаются в местную администрацию (а точнее, в Департамент городского имущества) с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и о его постановке на кадастровый учет.
Следом необходимо пригласить кадастрового инженера, который подготовит межевой план территории: в нем отображаются границы земельных участков и их проектные площади. Важно при этом согласовать границы территории с собственниками соседних участков и подписать с ними акт согласования. Если в ходе работ возникнут споры, то решить их может только суд.
После того как границы участка согласованы, межевой план направляется в Росреестр и, если замечаний к его оформлению нет, его утверждают.
Основания для снятия участка с учета
Снятие земельного участка (ЗУ) с кадастрового учета (КУ) подразумевает изменение и частичное удаление из официальной единой базы России актуальных сведений о нем. Чтобы произвести снятие земельного участка с кадастрового учета, нужны основания, так как без веских причин сведения, внесенные в реестр, удаляться не будут. В таблице ниже мы выясним, что это за причины:
Основания для снятия ЗУ с КУ |
|
1 |
Инициатива владельца (например, участок снят с учета при разделе земель и пр.). |
2 |
Исключение из ЕГРН временных сведений о ЗУ. |
3 |
Другие основания, предусмотренные законом. |
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Снятие с учета при объединении
Как снять с кадастрового учета земельный участок, если он наряду с иными смежными наделами, объединяется в единую единицу недвижимости? Такие случаи происходят, если собственник нескольких соседних наделов решил объединить их, либо аналогичные действия предпринимают несколько правообладателей разных участков.
Объединение участков характеризуется следующими нюансами:
- ранее существовавшие участки полностью утрачивают самостоятельное существование;
- вновь сформированный участок будет включать в себя территорию исходных земельных наделов;
- для объединения потребуется провести кадастровые работы и установить границы вновь образованного участка;
- после проведения кадастровых работ и индивидуализации нового объекта, все исходные земельные наделы утратят свое существование, и подлежат снятию с учета в кадастровых органах.
Обратите внимание! Для объединения участков в единое целое необходимо решение каждого из владельцев соседних участков. Если несколькими участками владеет один субъект, он будет являться единым заказчиком кадастровых работ и заявителем в учреждение Росреестра.
Процедура объединения происходит следующим образом:
- правообладатели самостоятельных наделов представляют кадастровому инженеру полный комплект правоустанавливающих документов на свои участки (выписки из реестра ЕГРН, свидетельства о праве и т.д.);
- кадастровые работы проводятся на основании подрядного договора одновременно в отношении всех единиц недвижимости, в результате чего определяются границы вновь образованно участка;
- после определения местоположения границ нового надела, кадастровый инженер составляет акт их согласования с владельцами соседних участков;
- после подписания акта согласования, изготавливается межевой план на новый земельный надел.
Снесенный или разрушенный объект недвижимости: как правильно оформить?
Любая вещь рано или поздно может прийти в негодность и прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются в этом плане исключением – они точно так же могут обветшать и разрушиться.
Нередко встречается ситуация, когда владелец сам принимает решение ликвидировать недвижимое имущество, которое утрачивает свое функциональное назначение или по каким-то другим причинам перестаёт устраивать его.
Согласно российскому законодательству, гибель или уничтожение имущества служат основанием для прекращения права собственности на него (п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ).
Однако прекращение права собственности на объект недвижимости в такой ситуации не происходит автоматически.
Это значит, что, несмотря на фактическое прекращение существования объекта, он будет числиться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) до момента прекращения записи о праве собственности и снятия с кадастрового учета.
Так каким образом действовать, чтобы в максимально короткие сроки «избавиться» от прав на несуществующий объект недвижимости?
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы снятия с учета объектов капитального строительства, является закон № 218-ФЗ.
Снимать недвижимый объект с учета в ЕГРН нужно в следующих случаях:
- когда прекращается существование объекта в результате уничтожения или гибели в чрезвычайных ситуациях;
- демонтажа объекта в соответствии с законодательством;
- изменения характеристик объекта, которые считаются уникальными, в результате чего его юридическое существование в прежнем виде не представляется возможным.
Изменение характеристик, являющихся уникальными, может произойти по следующим основаниям:
- реконструкция (ремонт) капитального строения, когда по результатам строительных работ появляются пристройки, изменяется площадь застройки участка землепользования;
- раздел капитальных строений (помещений, земельных наделов) на несколько новых объектов;
- слияние капитальных строений (помещений, земельных наделов) в один объект.
Прекратить существование недвижимого объекта можно и в иных индивидуальных случаях, когда точной процедуры в законе не прописано.
Так же снять объект с учета можно по решению органов судебной власти.
В первую очередь для снятия с учета нужно составить заявление. Этот документ составляет и подает сам собственник, либо его представитель по доверенности. Заявление оформляется в местном отделении Росреестра, по адресу земельного участка.
Процедура снятия в кадастровом учете раньше проводилась в местном отделении государственного кадастра, сейчас — в Росреестре.
Еще один вариант — это многофункциональный центр (МФЦ). Центры больше подходят тем, кто может посещать учреждения только в нерабочее время.
У МФЦ обычно режим дня отличается от работы государственных учреждений. К тому же центры работают и в один из выходных.
Статус земельного участка снят с учета: что это значит
Для того, чтобы участок не стал «аннулированным» необходимо в течение двух лет с момента постановки на кадастровый учет зарегистрировать права на данный участок. В этом случае участок приобретет статус «учтенного».
Инфо
Если этого не произойдет в обозначенный срок, то процесс постановки участка на учет придётся начинать сначала, а эта процедура займет время и немалый бюджет на сбор и подготовку документов. Однако, не всегда статус «временный» меняется на «аннулированный» из-за отсутствия зарегистрированных прав собственности или аренды участка.
Собственник участка может предоставить заявление с просьбой снять с учета земельный участок, после чего он так же приобретет статус «аннулированный». Аннулированный или снятый с учета. Бывают ситуации, когда при изучении документов на землю, попадаются записи со статусом «аннулированный» или «снят с учета».
Сам процесс несложен и выполняется в следующей последовательности:
- Собираем пакет требуемых документов.
- Подаем заявление и собранный пакет документов в территориальное отделение Росреестра или МФЦ (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг).
Есть несколько вариантов подачи заявления:
- лично;
- по почте;
- в электронном виде;
Для этого необходимо посетить территориальное отделение Росреестра или МФЦ, заполнить заявление и передать комплект документов специалисту. При приеме документов выдается расписка, где указаны дата и номер заявления, перечень принятых документов.
Высылают заявление и документы, заверенные нотариусом. Письмо обязательно должно быть с уведомлением. В конверт необходимо вложить опись пересылаемых документов.
В электронном виде документы подают в разделе онлайн-услуг на сайте Росреестра. Для подписи требуется наличие ЭЦП (электронная цифровая подпись). ЭЦП можно заказать на этом же сайте.
Полезно знать: госпошлина при снятии с кадастрового учета не платится.
- Получаем кадастровую выписку с указанием снятого с учета объекта недвижимости. Время изготовления выписки – 10 рабочих дней (срок определен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»).
Статус земельного участка: снят с учета
Сроки Рассмотрение заявления и приложенных к нему документов длится по закону 18 календарных дней. Именно в течение этого времени при положительном результате все сведения об участке должны быть исключены из Росреестра. Если в числе документов потребуется акт обследования участка, то нужно прибавить еще несколько дней, поскольку акт составляется только при участии кадастрового инженера. Если процедура про водится по решению суда, то сроки здесь иные.
Понадобится приблизительно 2-3 месяца, в зависимости от ситуации. Но в этом случае потребуется всего 2 документа: заявление и решение суда, где есть отметка о вступлении в силу.
Последствия После снятия участка с учета он прекращает свое существование как единица недвижимости, которая стояла на учете в Росреестре. Таким образом, на этот участок нельзя оформить право собственности.
Ольга Брегнова / Судебная защита / 20.03.2018 21:50 0 Comments
Особенностью снятия с регистрационного учета жилого многоквартирного дома (например, вследствие разрушения здания), владельцам квартир не нужно проводить отдельную процедуру прекращения существования своего жилья – ликвидация всей недвижимости происходит в рамках работ по одному объекту.
Сложности в процессе снятия объекта недвижимости с кадастрового учета могут случаться при судебном рассмотрении дела при свидетельстве нескольких сторон и подготовке расширенного пакета документов. Как правило, этот процесс затягивается на несколько месяцев.
В случае принятия одобрительного решения, все действия предписываются к выполнению судебными приставами.
В целом, отметим, что оформить документально факт прекращения существования объекта недвижимости – достаточно просто. Корректная подготовка всех документов и правильное обоснование для ликвидационных действий дают возможность добиться результата в относительно краткие сроки.
Снятие с кадастрового учета земельного участка, что это такое и для чего нужно
Снятие с кадастрового учета земельного участка представляет из себя административную процедуру, осуществляемую уполномоченным органом – Гос. кадастром. Суть данной процедуры заключается в выведении из общего реестра земельных наделов информации о земельных владениях.
Законодательство конкретно не определяет причины, когда необходимо снимать надел с кадастрового реестра. Вместе с тем это осуществляется при прекращении существования земельного владения. К примеру:
- при разделении на несколько частей;
- при соединении нескольких наделов;
- при возвращении надела в общий земельный фонд со сменой категории и т.д.
Любое обстоятельство, становящееся причиной прекращения существования земельного надела в границах, определенных кадастровой документацией, является основанием для снятия с кадастрового учёта.
Как снять с кадастрового учета земельный участок, порядок
При наличии оснований для прекращения регистрации земель без заявления заинтересованных лиц снятие с учета осуществляется в автоматическом режиме самой кадастром. При отсутствии подобных оснований и необходимости снятия с регистрации по желанию собственников процедура осуществляется по заявлению данных лиц.
Процедура регламентируется Законом РФ «О государственном кадастре недвижимости» (статья 8).
Заявление подается в письменной форме лично, посредством почтовых служб либо через электронный портал государственных услуг.
Срок рассмотрения заявки на осуществление административной процедуры составляет 18 суток. Это установленный законом ограниченный срок, который не может быть нарушен.
Однако стоит отметить, что для подачи заявления лично может уйти очень много времени, так как в кадастр, как правило, люди месяцами стоят в очереди.
По этой причине наиболее рекомендованным способом является направление заявки с документацией по почте. Это позволит избежать длинной очереди и провести процедуру в течение одного месяца.
Зачем мне снимать объект недвижимости с кадастрового учета?
В указанных случаях объект недвижимости перестает существовать, и собственник либо ставит образовавшийся участок на новый кадастровый учет, либо оставляет все как есть. При этом регистрация права на новый участок и постановка его на кадастровый учет происходят в многофункциональных центрах или Росреестре одновременно со снятием с учета старого объекта и фиксированием перехода прав на этот участок или дом на другое лицо.
Собственник участка заполняет единую форму в МФЦ или органе регистрации прав и прикладывает акт обследования объекта, подготовленный кадастровым инженером. Когда Росреестр сам может снять земельный участок с учета? Если сведения о земельном участке были внесены в ЕГРН до 1 марта 2008 года и в них отсутствует информация о его собственнике, Росреестр снимает данный участок с учета.
Кто может снять дом с кадастрового учета, если его снесли?
Органы Росреестра официально снимают строение с кадастра, если его снесли. Пакет бумаг обязательно включает акт обследования. Составляет его лицензированный кадастровый специалист с выездом на местность. Документ доказывает, что дом перестал существовать фактически и необходимо исключить из кадастра.
Если дом снесли, то собирают пакет документов, подают их в учреждение кадастра, а потом получают выписку о прекращении существования объекта. Это основные шаги процедуры.
Услугу оказывают специалисты «Городской Ассоциации Инженеров Геодезистов». Мы готовим акт готовится в электронном виде в установленной форме, а при необходимости предоставляем бумажную версию.
В нашей компании такая услуга стоит от 8 000 рублей и включает
- предоставление выписки из ЕГРН,
- получение сведений, которые подтверждают снос объекта
- составление акта обследования.