Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы международных валютных отношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деятельность предпринимателя на валютном рынке может пониматься как деятельность любого субъекта правоотношения, имеющего юридический статус предпринимателя, что ассоциируется с пониманием валютного рынка в широком смысле, а также как деятельность предпринимателя — профессионального участника, если речь идет о валютном рынке России в узком смысле.
Валютный рынок и предпринимательская деятельность
Иными словами, участниками валютного рынка России могут быть непрофессиональные участники и его профессиональные участники.
На протяжении длительного периода, начиная с 1930 г. и вплоть до 1986-1987 гг., валютное регулирование в нашей стране было достаточно слабым, оно сводилось к урегулированию порядка распределения валютных ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также к установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков.
Официальный курс формально был основан на корзине шести западных валют, но реально ничего не отражал.
Господствовала жесткая валютная монополия государства.
Все валютные поступления распределялись через валютный план.
Предприятия и организации не имели права на заработанную ими иностранную валюту.
Исключительно государство через свои органы государственного управления (Министерство финансов, Государственный банк, министерства и ведомства) вправе было заниматься куплей-продажей иностранной валюты, совершать иные операции и сделки с валютой и валютными ценностями как на своей территории, так и за границей.
Валютный рынок в России начал формироваться в конце 80-х — начале 90-х гг., собственно, в тот самый период, когда начали формироваться предпринимательские отношения в России.
Так, 4 августа 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР N 776 «О мерах по формированию внутреннего валютного рынка», в котором определялась задача по созданию внутреннего валютного рынка и достижению конвертируемости рубля.
Была создана двухуровневая банковская система.
Право на открытие счетов и осуществление расчетов в иностранной валюте получили коммерческие уполномоченные банки.
На основании генеральных лицензий банки начали проводить валютные операции на внутреннем и внешнем валютных рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках.
В результате валютных операций между уполномоченными коммерческими банками и Центральным банком начали складываться обменные курсы валют.
В период формирования предпринимательских и рыночных отношений (1991 г.) образовались три вида валютных курсов рубля: официальный, коммерческий и специальный.
По специальному курсу рубля осуществлялась продажа экспортной выручки российских резидентов Республиканскому валютному фонду (40% объема совокупных доходов от экспорта).
Валютные ресурсы покупались у предприятий по пониженному курсу, что не способствовало расширению экспорта товаров и услуг.
В соответствии с Указами Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 » О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» и от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» был отменен специальный коммерческий курс, и при расчетах доходов и расходов государственного бюджета для всех видов платежно-расчетных отношений государства с предприятиями и гражданами, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета стал применяться курс рубля, котируемый Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) на основе спроса и предложения на валютном рынке.
В условиях формирования и развития рыночных отношений в России предпринимателю необходимо выходить на внешний рынок, осуществлять внешнеторговые операции, приобретать за рубежом новое оборудование, патенты, лицензии, продавать товары и оказывать услуги.
В связи с этим современное российское законодательство предоставляет предпринимателям право иметь иностранную валюту в собственности, создавать на предприятии валютный фонд, свободно открывать валютные счета в банках, уполномоченных на ведение валютных операций, покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые ЦБ РФ; осуществлять все виды валютных операций в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, в том числе осуществлять платежно-расчетные отношения с иностранными контрагентами по внешнеторговым сделкам в иностранной валюте.
Вместе с тем законодательство возлагает на предпринимателя-непрофессионала некоторые обязанности: приобретать иностранную валюту из законных источников в порядке и на условиях, предусмотренных законом; хранить валюту в уполномоченном банке; покупать и продавать иностранную валюту исключительно через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, осуществлять обязательную продажу поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
При этом в законодательстве права и обязанности предпринимателя определяются в зависимости от того, какой статус имеет предприниматель, а именно является он резидентом или нерезидентом.
Под резидентами понимаются: физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации; дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами; находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов.
Нерезидентами являются: физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.
Следует заметить, что выполнение предпринимателем прав и обязанностей во исполнение требований валютного законодательства не означает непосредственную деятельность предпринимателя на внутреннем валютном рынке России.
Для того чтобы осуществлять такого рода деятельность, необходимо быть профессиональным участником валютного рынка.
Специфика внутреннего валютного рынка России проявляется в том, что он представлен главным образом межбанковскими валютными биржами и уполномоченными коммерческими банками.
В качестве профессиональных участников на валютном рынке выступают коммерческие банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на совершение валютных операций, а также межбанковские валютные биржи.
Коммерческие банки и небанковские кредитные организации, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций, называются, согласно Закону о валютном регулировании, уполномоченными банками.
Регулирование режима конвертации валюты
Примечательно, что ещё совсем недавно владение валютой частными лицами в РФ расценивалось как уголовное преступление. Нельзя было легально обменять валюту, при этом чёрный валютный рынок процветал. Одновременно с этим для предприятий было предложено множество валютных курсов по льготным ставкам, что максимально способствовало процветанию коррупции и злоупотреблению служебным положением.
Множественность валютных курсов – это дифференцированность курсов валют по различным операциям, группам товаров и странам, которая характерна для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Необходимо отметить, что некоторые ограничения конвертации валюты сохранялись даже в развитых странах Западной Европы до середины 1980-х гг. А Китай и вовсе поощряет конвертацию долларов в юани, при этом обратная операция всегда сопровождается некоторыми трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот для того, чтобы вывезти валюту из страны потребуется немало усилий: получение многоступенчатых разрешений и согласований.
Всем, кто хочет купить за юани доллары для вывоза их из страны, в первую очередь, пытаются продать вместо валюты китайские товары для вывоза за границу.
Граждане Китая вправе получать доллары из-за рубежа, хранить валюту в банках, а также покупать за доллары юани. Покупать доллары внутри страны уголовно наказуемо. Ограничения на конвертацию валюты могут выступать в качестве необходимой меры для зашиты внутреннего рынка страны на этапе формирования. При этом со временем они могут сыграть роль тормоза в процессе расширения международных связей и экономического развития. В этой связи обязательно стоит сказать о том, что международный опыт свидетельствует о том, что вначале государства должны снять ограничения с нерезидентов и только после с резидентов. Следующим этапом должно идти ослабление контроля за проведением текущих операций и только завершающим – либерализация режима вывоза капитала. Только после отмены всех перечисленных выше ограничений национальная валюта с юридической позиции станет свободно конвертируемой.
Валютные ограничения движения капитала
Валютные ограничения движения капитала имеют тесную связь с кредитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жёстких разрешительно-запретительных мер и наблюдается стремление осуществлять уведомительные процедуры и тщательно фиксировать информацию обо всех видах движения валюты.
Среди форм валютных ограничений выделяют режим валютного управления. Его суть заключается в том, чтобы установить договорённость и провести эмиссию национальной валюты, которая обеспечивается иностранной.
Гонконг является отличным примером механизма валютного ограничения движения капитала.
Монетарные власти Гонконга удерживают долларовые резервы покрытия банковских резервов в гонконгских долларах и наличной валюты в обращении. В этой связи налагается определённая фискальная дисциплина, однако гонконгский регулятор не может работать в качестве кредитора последней инстанции, что отличает его выгодно от центрального банка.
Выбирая конкретные формы валютного регулирования, к примеру, западные страны, действуют под влиянием собственной валютной политики в процессе восстановления конвертируемости валют после Второй мировой войны. Переход к частной обратимости валют становился причиной постепенного отказа от некоторых валютных ограничений. Таким образом, происходило сужение круга валютных ограничений и мер валютного контроля, а его следствием стало сокращение прямого вмешательства государства и рост значимости косвенного регулирования рыночного характера.
Страны с переходной экономикой и развивающимися рынками проходят процесс становления валютного регулирования посредством сочетания прямого и косвенного регулирования валютного рынка. Более глубокая интеграция национального хозяйство в мировое чревато большим стремлением государства к созданию условий и мер, которые способствуют снижению неблагоприятных последствий воздействия внешних причин для своей экономики.
Валютное регулирование – это самостоятельный метод государственного регулирования экономики наравне с денежно-кредитным, налогово-бюджетным и внешнеторговым регулированием.
Особенность валютного регулирования в том, что с одной стороны оно зависит напрямую от денежно-кредитного регулирования, поскольку валюта – это деньги, которые используются в международных экономических отношениях. А с другой стороны – валютное регулирование влияет на внешнюю торговлю, а внешнеторговое регулирование в свою очередь воздействует на валютные отношения.
Алгоритм валютного регулирования можно представить в виде последовательности следующих этапов:
- Установление целей валютного регулирования.
- Формирование валютной политики.
- Осуществление валютного регулирования.
- Осуществление контроля за реализацией валютного регулирования.
- Корректировка процесса валютного регулирования.
Процесс регулирования валютных отношений состоит из нескольких ровней:
- Уровень частных предприятий, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, располагающие огромными валютными ресурсами и принимающие активное участие в валютных операциях.
- Государственный уровень.
- Межгосударственный уровень.
Валютное регулирование – это составная часть механизма осуществления валютной политики, которая проводится с целью достижения устойчивого экономического роста и укрепления позиций страны в международных экономических отношениях.
Таким образом, можно смело говорить о том, что валютная политика представляет собой комплекс мер, которые реализуются в сфере международных валютных, кредитных и других экономических отношениях.
Валютная политика состоит из мер, которые обеспечивают:
- Относительную эквивалентность обменного курса национальной валюты.
- Формирование золотовалютных резервов страны.
- Необходимый уровень капиталовложений в национальную экономику.
- Эффективное управление государственным внешним долгом.
- Функционирование системы международных расчётов и международного движения капитала.
- Экономическую безопасность страны, которая состоит из решения проблем экономического роста, безработицы и инфляции, поддержание равновесия платёжного баланса.
Формирование ключевых направлений валютной политики прежде всего должно быть подчинено общегосударственным интересам и одновременно с этим не должно противоречить принципам международной валютной системы, в пределах которой происходит развитие всех видов валютных отношений между субъектами мировой экономики. С юридической точки зрения политика должна быть оформлена на основе национального валютного законодательства и с учётов международных норм, двусторонних и многосторонних соглашений.
Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:
- экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
- неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
- единство внешней и внутренней валютной политики государства;
- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:
- обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
- проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
- выявление и пресечение противозаконных операций.
Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:
- проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
- проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
- запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
- выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
- применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.
В целом за 1999 г. обменный курс изменился с 20,65 руб. за доллар на 31 декабря 1998 года до 27 руб. за доллар на конец 1999 года. Таким образом, в реальном выражении (с учетом инфляции на 1999 г.) рубль укрепился. Такой результат был достигнут на фоне некоторого общего улучшения платежного баланса, выразившегося в том, что удалось сохранить и даже несколько увеличить золотовалютные резервы.[13]
В 2001 году основными задачами политики валютного курса Банка России являлись укрепление доверия к национальной валюте и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнение золотовалютных резервов для поддержания устойчивости российской финансовой системы. Курсовая политика базировалась на использовании режима плавающего валютного курса, что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги.
Реализация политики валютного курса в 2001 году происходила в условиях, обеспечивших значительное положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса (около 28 млрд. долл. США за девять месяцев 2001 года), которое превысило прогнозировавшийся уровень, хотя и несколько уступало показателям аналогичного периода предшествующего года (33,4 млрд. долл. США). Основным фактором его формирования стало сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта в течение первых трех кварталов года. Приток иностранной валюты в страну создавал потенциал значительного реального укрепления рубля.
В сложившейся ситуации для поддержания баланса между предложением иностранной валюты и спросом на нее на внутреннем валютном рынке Банк России использовал инструменты денежно-кредитной политики, среди которых главную роль играли интервенции на валютном рынке, ограничивавшие резкие колебания валютного курса рубля. Накопленные валютные резервы позволили Банку России эффективно противодействовать кратковременным всплескам спроса на иностранную валюту, предотвращая экономически необоснованные резкие курсовые колебания.
Ежемесячные темпы прироста официального курса доллара США к рублю в январе—октябре 2001 года не превышали 1,1%. Темпы роста реального курса рубля к доллару США и к евро за январь—сентябрь 2001 года по отношению к декабрю 2000 года составили 6 и 4% соответственно.
Несмотря на напряженный график обслуживания внешнего долга и значительные объемы валютных ресурсов, приобретаемых Минфином России для этих целей у Банка России, с начала 2003 года сохранялись довольно высокие темпы прироста золотовалютных резервов, и к 1 ноября золотовалютные резервы страны возросли на 35,7% по сравнению с 1 января, достигнув 38,0 млрд. долл. США. Накопление золотовалютных резервов происходило одновременно с сокращением чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования и не приводило к чрезмерному росту денежного предложения, а его инфляционные последствия сдерживались предпринимаемыми стерилизационными мерами.
Следует отметить, что укрепление рубля в реальном выражении не оказывало значимого воздействия на экономическую ситуацию на фоне существенного улучшения условий торговли для России. Кроме того, реальное укрепление рубля создавало дополнительные стимулы для увеличения объема инвестиций, направленных на повышение производительности труда и эффективности производства за счет использования интенсивных факторов его роста.
Валютное регулирование: общая характеристика
Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно- кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютнофинансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из- за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.
К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.
Что относится к валютным операциям на законодательном уровне
Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.
В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.
В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:
-
приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;
-
ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;
-
перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;
-
перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;
-
перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.
Таблица 1
Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты уполномоченными банками в 2006 г.
(млн. долл. США; конец периода)
Доллар США | ЕВРО | Прочие валюты | Всего | Сальдо | |||||
Месяц | ввоза- | ||||||||
ввоз | вывоз | ввоз | вывоз | ввоз | вывоз | ввоз | вывоз | вывоза | |
Январь | 943,20 | 99,82 | 726,64 | 1,24 | 1,61 | 1,02 | 1671,46 | 102,09 | 1569,37 |
Февраль | 138,76 | 111,72 | 489,89 | 0,22 | 0,96 | 0,16 | 629,61 | 112,10 | 517,51 |
Март | 119,07 | 260,60 | 427,63 | 0,50 | 2,73 | 0,69 | 549,43 | 261,79 | 287,64 |
Апрель | 228,70 | 230,83 | 345,58 | 0,79 | 1,44 | 1,00 | 575,72 | 232,62 | 343,10 |
Май | 106,49 | 377,55 | 441,25 | 0,75 | 2,05 | 0,81 | 549,79 | 379,11 | 170,69 |
Июнь | 75,83 | 850,39 | 547,57 | 1,18 | 2,80 | 0,73 | 626,19 | 852,30 | -226,10 |
Июль | 687,43 | 268,57 | 315,94 | 1,53 | 3,70 | 1,50 | 1007,07 | 271,60 | 735,47 |
Август | 784,13 | 156,12 | 261,56 | 1,89 | 1,01 | 2,80 | 1046,70 | 160,81 | 885,89 |
Сентябрь | 1500,58 | 132,65 | 85,20 | 6,08 | 1,24 | 1,53 | 1587,02 | 140,25 | 1446,77 |
Методы валютного регулирования
Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:
- управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
- валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
- защита национальной экономики и валюты;
- введение ограничений по операциям с валютой;
- девальвация и ревальвация;
- управление золотовалютными резервами;
- реализация и приобретение золота;
- внесение изменений в режим обратимости валюты;
- диверсификации резервов валюты;
- регулирование баланса.
Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:
- импортных и экспортных;
- ценных бумаг;
- по обмену валютных ценностей;
- реализация доли валютной выручки.
Институционный аспект валютного регулирования
N |
Наименование |
Правовая основа функционирования |
||||
1 |
Центральный банк Российской |
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ |
||||
2 |
Федеральная таможенная |
Положение о Федеральной таможенной |
||||
3 |
Федеральная налоговая |
Положение о Федеральной налоговой службе, |
||||
4 |
Федеральная служба по |
Положение о Федеральной службе по |
||||
5 |
Федеральная служба по |
Положение о Федеральной службе по |
||||
Правовое регулирование валютных операций
Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».
Среди них можно выделить следующие:
-
невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
-
установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
-
одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
-
единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
-
госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.
Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:
-
Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
-
международные соглашения РФ;
-
опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.
Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).
Обязанности резидентов и нерезидентов в действиях с валютой
Что касается обязанностей участников операций с валютой, то они уполномочены:
Предоставлять только достоверную и полноценную информацию на запросы валютно-контрольных органов и агентов, предъявлять любые запрашиваемые документы валютного контроля по открытию и текущему ведению счетов, связанному с участием резидента (нерезидента).
Составлять отчёты по осуществлённым валютным операциям согласно требуемым срокам, в соответствии с законодательством, установленными правилами, инструкциями
При этом важно сберегать всю задействованную в валютных операциях не менее трёх лет с момента совершения того или иного действия в сфере валютных правоотношений.
Безукоризненно следовать рекомендациям и предписаниям органов, обеспечивающих осуществление валютного контроля, устранять обнаруженные ими в ходе проверок нарушения в актах валютного регулирования.. В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой
В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой.
На любом рынке есть три обязательных составляющих: товар, продавец и покупатель. На валютном рынке все это тоже есть, и государство активно регулирует деятельность на нем. Почему? Да потому что по своей сути валютный рынок — это место, где покупаются и продаются деньги, а деньги для любого государства являются топливом, без которого может рухнуть вся экономика. На валютном рынке товаром являются самые разные деньги, как свои, так и иностранные, а также ценные бумаги, ценность которых состоит в способности превращаться в те же деньги. Теперь понятно, что в регулировании валютного рынка кровно заинтересованы банки и другие финансовые организации, например, страховые компании, потому что для них деньги чуть ли не единственный ресурс, за счет которого они живут и развиваются.
Если позволить всякому и каждому бесконтрольно проводить различные валютные операции, в том числе буквально вывозить деньги из страны или переводить их за границу, то банковская система, а вслед за ней все государство могут быть обескровлены и в буквальном смысле разрушены. Состояние валютного рынка зависит от множества внешних обстоятельств: валютной политики государства и его отношений с другими государствами, от качества банковской системы и экономики страны в целом. Эта система не существует сама по себе, она неразрывно связана с мировой финансовой системой, напрямую зависит от поведения ведущих мировых валют, финансовых рынков других стран, ситуации на стратегических рынках (нефтяном, газовом и т.д.).
Если что-то идет не так, валютный рынок всегда страдает первым. Знаменитый финансовый кризис, разразившийся в России в 1998 году, выразился в девальвации (обесценивании) рубля в 2,5 — 3 раза, а затем привел к дефолту — приостановлению платежей по внутреннему долгу. Вслед за валютным рынком страдают люди и страны.
Что подлежит регулированию?
Законодательство, регулируя валютный рынок, определяет:
— кто конкретно от его лица имеет право упорядочивать отношения на рынке;
— что конкретно является товаром;
— юридические признаки покупателя и продавца;
— какой товар продавец имеет право продавать, а покупатель — покупать;
— как оформлять некоторые сделки;
— кто и как контролирует все происходящее на рынке;
— кто и как обязан помогать этому контролеру.
II. Регуляторы валютного рынка
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не упорядочивает все валютные правоотношения напрямую: часть регулирующих функций передана Центральному банку и Правительству РФ. Есть несколько запретов, которые установлены законом и ограничивают их возможности.
———————————
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 02.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
Указанным регуляторам запрещается требовать от участников рынка:
— получения индивидуального разрешения;
— предварительной регистрации.
Неудивительно, что Банк России регулирует правоотношения на валютном рынке, т.к. именно он стоит во главе денежной системы страны, оказывает непосредственное влияние на обращение наличных денег, устанавливает курсы иностранных валют по отношению к рублю, организует наличные и безналичные расчеты в стране, а также организует работу национальной платежной системы.
ЦБ РФ, Правительство РФ и специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.