Инструкция для сопровождающего школьного автобуса при перевозке детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция для сопровождающего школьного автобуса при перевозке детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.

Перевозка в ночное время

Пункт 11 правил регламентирует особенности перевозки детей в ночное время:

12. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

Перевозка ночью (с 23 до 6 часов) возможна в следующих случаях:

  • К железнодорожному вокзалу, аэропорту или от них.
  • Завершение перевозки при отклонении от графика.
  • Если перевозка осуществляется на основании правового акта высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Основные правовые документы, регламентирующие процедуру

  • Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
  • Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
  • Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
  • Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

Особенности закупки автобусов для перевозки детей.

В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4-ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23-ФЗ.

Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.

По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.

При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.

Требования к школьным автобусам

1 января 2017 года вступили в силу новые требования к школьным автобусам для перевозки детей. В частности, это ГОСТ Р 51160 98, действующий в отношении ТС при передвижении по территории нашей страны. На школьный автобус распространяются следующие требования:

  • использование спутникового устройства ГЛОНАСС;
  • дата выпуска автобуса: не более 10 лет;
  • обязательно присутствие тахографа (контроль времени управления ТС одним водителем), а также аптечки и 2-3 огнетушителей;
  • наличие техталона либо диагностической карты для подтверждения исправного состояния ТС;
  • размещение опознавательных табличек «Перевозка детей» впереди и позади школьного автотранспорта (ГОСТ 33552-2015);
  • окраска кузова только в желтый цвет;
  • снаружи и по обеим сторонам ТС должны быть нанесены надписи «Дети». Если автобус движется в организованной колонне, он оснащается табличкой с указанием его порядкового места и сведениями о количестве ремней безопасности.

Используемый для перевозки детей автобус проходит обязательный предрейсовый осмотр, где проверяются все детали и комплектующие. Их исправное состояние крайне важно для безопасного передвижения автобуса и благоприятной обстановки на дороге.

Требования к автобусу

С учетом всех изменений в законодательстве к автобусами для перевозки детей предъявляются следующие требования:

  • Скорость не более 60 км/ч.
  • Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
  • Опознавательный знак “Перевозка детей” спереди и сзади автобуса, а на боковых сторонах надписи “Дети”.
  • Ремни безопасности.
  • Тахограф.
  • Спутниковая навигация ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Требования к медработнику

Правила упростились — больше не нужно брать медработника, если в путешествие отправляются 1 или 2 автобуса.

Медработник потребуется, если

  • продолжительность рейса более 12 часов;
  • в поездку отправляется колонна из 3-х или более автобусов.

При себе медработнику нужно иметь копию лицензии на осуществление медицинской деятельности или же копию договора с организацией или предпринимателем, у которых имеется такая лицензия.

Требования к водителю

С введением новых изменений для осуществления организованных перевозок будут допускаться только водители, отвечающие ряду условий:

  • стаж работы водителем ТС с правами категории «Д» — от 1 года за последние 3 календарные года;
  • отсутствие административных правонарушений в сфере дорожного движения, а также отсутствие наказания за эти нарушения (лишения прав или административного ареста);
  • перед рейсом водитель прошел специальный инструктаж, в котором рассказывается об обеспечении безопасности организованных детских поездок;
  • перед перевозкой водитель прошел медосмотр, соответствующий требованиям Минздрава РФ.

Дополнительные правила

Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:

  • Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.

  • Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.

  • Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.

  • В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.

  • На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.

  • Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.

  • В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.

Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.

    Читайте также:  Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения

    Как удобно располагать автокресло?

    Статистика показывает, что наиболее безопасным местом для перевозки пассажиров является середина заднего сидения. Слишком опасным считается переднее пассажирское кресло, поэтому родители часто сами отказываются от использования данного места для перевозки несовершеннолетних.

    Но некоторые родители предпочитают сажать детей рядом с собой во время управления автомобилем. Когда можно сидеть ребенку на переднем сидении? Процесс может выполняться в любом возрасте, если используются соответствующие удерживающие устройства. Чтобы расположить средство защиты удобно, рекомендуется учитывать некоторые советы:

    • Для фиксации детского сидения в машине должна иметься система Isofix, причем данные крепления должны присутствовать как в автомобиле, так и на детском удерживающем устройстве.
    • Если данные элементы отсутствуют, то перевозка детей разрешена только на заднем сидении.
    • В случае, если используется автолюлька, она устанавливается таким образом, чтобы младенец смотрел непосредственно в салон автомобиля.

    Перевозка детей в машине на переднем сидении должна выполняться исключительно с отключенными подушками безопасности и тщательным пристегиванием несовершеннолетних.

    В стране невыученных автобусов

    Согласно постановлению правительства, для автобусов массой до 5 тонн, которые отправляются или прибывают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, этот запрет вступит в силу уже с 1 июля этого года. Для автобусов массой более 5 тонн с пунктами отправления или прибытия в этих же регионах — с 1 октября.

    Для автобусов, у которых пункты отправки и назначения находятся в других регионах, сроки более поздние. Автобусы старше 10 лет массой до 5 тонн не смогут использоваться при детских перевозках с 1 апреля 2021 года. Массой более 5 тонн — с 1 октября следующего года.

    Напомним, что столь суровые требования к возрасту автобусов связаны исключительно с обеспечением безопасности перевозок детей. Аварии часто происходят из-за неисправности транспорта. А чем старше машина, тем выше риск, что у нее что-то выйдет из строя. А у нас, по данным ГИБДД, более половины автобусов старше 10 лет.

    Однако именно это требование правил организованной перевозки групп детей вызвало огромное количество споров. К моменту их принятия перевозчики не готовы были обеспечить таким транспортом всех желающих. Поэтому срок вступления в силу ограничения возраста автобусов был отложен на неопределенный срок. И вот теперь этот срок установлен.

    Правовые аспекты эксплуатации транспорта в рубрике «Юрконсультация» разъясняют эксперты «РГ»

    Надо сказать, что требования к детским перевозкам сейчас довольно строги. Они включают в себя не только требования к автобусам, но и к водителям, к сопровождающим, ограничивают и время поездки. И все эти требования вполне обоснованны. Но дальнейшее совершенствование нормативных актов приводит иногда к тупиковым ситуациям.

    Так, например, из-за вступившего в силу нового ГОСТ, который отменил старый, сложилась ситуация, когда к перевозке групп детей по факту допускаются автобусы, которые наш автопром пока еще не производит.

    Дело в том, что требования к организованным детским перевозкам распространяются и на школьные автобусы. Доставка детей к школам и детским садам между поселениями осуществляется бесплатно и лежит на учредителях этих организаций. Это в крупных городах такие перевозки не востребованы. А в деревнях это единственный способ дать детям образование.

    Ключевая роль сопровождающего в перевозке детей

    Необходимо учитывать, что сопровождающий при осуществлении организованных перевозок детей должен:

    1. Неукоснительно соблюдать правила перевозки детей.
    2. Контролировать правильность выполнения посадки и высадки несовершеннолетних лиц в автобус и из него.
    3. Проверить наличие и соответствие документации для перевозки несовершеннолетних.
    4. Убедиться в квалификации водителя, а также наличия у него всех необходимых документов, соответствующих правилам перевозки детей.
    5. Перепроверить наличие и соответствие всех документов, необходимых для лиц, сопровождающих детей.
    6. Проверить расположение на автобусе знака «Осторожно, дети!».
    7. Организовать и согласовать с сотрудниками полиции маршрут сопровождения автобусов.

    ПДД и нормативные документы об организованной перевозке несовершеннолетних

    Понятие «организованные перевозки детей автобусом в рамках школьной доставки» подразумевает:

    • систематическую или разовую транспортировку несовершеннолетних по установленному или согласованному маршруту с использованием немаршрутных ТС;

    • доставку к месту назначения организованных групп в составе от 8 человек (максимальная численность группы не может превышать количество посадочных мест в салоне автобуса);

    • доставку детей без присутствия их официальных представителей (родителей, и приравненных к ним в правах лиц – усыновителей либо опекунов).

    Организация и доставка детей школьными автобусами осуществляется согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1177 от 15.12.13 г., а также Постановлению Правительства РФ № 1184 от 02.11.15 г. и Правилам дорожного движения, устанавливающим:

    • требования к оборудованию автобусов опознавательными знаками, системами визуального оповещения, приборами контроля;

    • необходимость оформления перевозок и согласования маршрута движения с органами ГИБДД, наличия сопровождения группы детей на маршруте;

    • максимально допустимые эксплуатационные характеристики транспортного средства – год выпуска, периодичность техосмотров, наличие системы спутниковой навигации;

    • требования к водителю, допущенному к управлению школьным автобусом – наличие конкретной категории и стажа работы в ней, отсутствие нарушений ПДД.

    Читайте также:  Штраф или лишение прав за выезд на встречную полосу движения

    Село Гостищево, улица Кирова. На часах – 7:30. Из домов потихоньку высыпают ребятишки. Одни отправляются в школу сами – по дороге с оживлённым движением разного транспорта, другие подходят к соседским машинам: родители сейчас своих чад повезут и их подхватят – договорено. Некоторые дети плетутся на остановку к маршрутке.

    Вот мимо пролетает школьный автобус, забравший детей в соседнем селе. И хотя гостищевцы наблюдают эту картину много лет, каждый раз кто‑то из сердобольных, как правило бабушки, не выдерживает:

    «Как же так? Наши стоят как не родные, а тех везут?»

    Провожающие детей родители обычно комментируют эту несправедливость так:

    «Так мы просили, говорят: не положено».

    У кого просили и кто именно так ответил, обычно не уточняют. Во‑первых, это не по правилам сельской этики по именам во всеуслышание начальство называть, а во‑вторых, и так понятно, что не Пушкина. Прячут детишек за спины от ветра и снегопада и уговаривают:

    «Ну, потерпи чуть-чуть, сейчас приедет».

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Какие штрафы за нарушения правил?

    Для водителей легковых автомобилей есть штраф 3 000 рублей за перевозку ребёнка до 7 лет без автокресла или непристёгнутым в нём.

    А вот за нарушения правил перевозки группы детей транспортом есть свои наказания.

    Штрафы за нарушения перевозки детей
    Норма КоАП Нарушение Штраф
    Часть 4 статьи 12.23 Если автобус не соответствует правилам, нет договора фрахтования, водитель не соответствует обязанностям, без программы маршрута, сопровождающего или без списка детей. 3 000 рублей – на водителя,
    25 000 – для должностных лиц,
    100 000 – для юр. лиц и ИП.
    Часть 5 статьи 12.23 Нарушение правил перевозки в ночное время. 53 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев – на водителя,
    50 000 – для должностных лиц,
    200 000 – для юр. лиц и ИП.
    Часть 6 статьи 12.23 Другие нарушения. 25 000 – для должностных лиц,
    100 000 – для юр. лиц и ИП.

    Требования к водителю автобуса

    Допуск к управлению ТС может иметь только ИП или физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с перевозчиком (сведения об этом фиксируются в специальном реестре). Управляя автобусом, водитель должен уметь оперативно принимать решения в различных ситуациях на дороге и обладать хорошей концентрацией внимания. Также перед каждым выходом в рейс должно проверяться самочувствие лица, управляющего ТС.

    Законодательство предусматривает ряд требований к водителю автобуса при перевозке пассажиров:

    • не отклоняться от установленного маршрута, если того не требуют особые обстоятельства;
    • осуществлять высадку и посадку пассажиров строго после полной остановки автотранспорта;
    • проходить медицинский осмотр перед каждым выездом;
    • учитывать состояние дорожного покрытия и погодных условий при движении;
    • глушить двигатель, если остановка превышает 5 минут;
    • соблюдать правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан;
    • следить за порядком в салоне и вежливо общаться с пассажирами;
    • проверять техническое состояние ТС перед каждым рейсом;
    • соблюдать ПДД;
    • осуществлять контроль над посадкой и высадкой пассажиров при помощи бокового зеркала.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий