Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Из врача в методисты: мой долгий путь к профессии мечты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российская ассоциация профессиональных медицинских обществ определяет качество медицинской помощи (КМП) как совокупность характеристик медицинской помощи, направленных на удовлетворение потребностей граждан в эффективном предупреждении и лечении заболеваний, повышения качества жизни и увеличение ее продолжительности. Для оценки КПМ Ассоциация предложила использовать индикаторы.
Организация клинико-экспертной работы в ЛПУ
Клинико-экспертная работа (КЭР) в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) осуществляется в следующих целях:
Правила учета, оценки и анализа КЭР регламентированы приказом Минздрава России от 21.05.2002 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях» и методическими рекомендациями N 2002/140 «учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений», разработанными в соответствии с вышеуказанным приказом (утверждены Минздравом России 20.12.2002 за N 2510/224-03-34).
Предпосылками для введения нового учета КЭР по форме N 035/У-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы в ЛПУ» явились:
Учетная форма N 035/У-02 является типовой:
С введением новых законов и подзаконных актов число экспертиз, проводимых в ЛПУ из года в год возрастает. Например, в МУ «Торжокская центральная районная больница» клинико-экспертная комиссия (КЭК) в год проводит более 11600 экспертиз (в среднем около 1000 в месяц).
Значительный рост объемов КЭР привел к росту числа учетных и отчетных документов, заполнение которых занимает основное время специалистов КЭК. В этом случае при ручном способе обработки информации на оценку дефектуры, системный анализ качества лечебно-диагностического процесса, разработку управленческих решений времени просто не остается, поэтому для оптимизации работы требуется внедрение автоматизированных технологий. Об обязательной их разработке и внедрении в практику работы ЛПУ указано и в приказе Минздрава России от 21.05.2002 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях».
В исполнение данного приказа МУ «Торжокская центральная районная больница» разработала программный модуль «Клинико-экспертная работа. Учет и отчетность» в виде автоматизированного рабочего места (АРМ) для заместителя главного врача по КЭР и интегрировала его в ранее действовавший комплекс «Базовое программное обеспечение для ЛПУ и системы ОМС» (рис. 1).
Проектирование программного модуля «Клинико-экспертная работа. Учет и отчетность» начали с разработки 3 (по видам экспертиз) протоколов:
При вводе протокола в АРМ «Клинико-экспертная работа. Учет и отчетность» получаем следующие выходные документы:
Экспертные случаи, разбираемые непосредственно КЭК, составляют незначительную долю от числа всех случаев временной нетрудоспособности. Автоматизированную экспертизу остальных случаев временной нетрудоспособности зам. главного врача по КЭР осуществляет по выходным таблицам программных модулей «Поликлиника», «Журнал учета больничных листков» и «Стационар» (рис. 1).
В этих программных модулях используется стандарт длительности лечения согласно Методическим рекомендациям Минздрава России от 21.08.2000 «Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах».
В электронный справочник диагнозов по МКБ-10 были введены стандарты числа дней пребывания на листке нетрудоспособности (далее ЛН) по каждой нозологической форме с учетом степени тяжести течения заболевания. ЭВМ осуществляет для эксперта выборку тех случаев временной утраты трудоспособности, в которых имелись отклонения от стандарта. При этом эксперт может осуществлять выборку в произвольной заданности как в абсолютных цифрах (днях), так и в процентах. В первом режиме ЭВМ отбирает те случаи, период длительности лечения которых превышал (или был занижен) значения стандарта на N число дней. Во втором режиме отбираются те случаи, период длительности лечения которых превышал (или был занижен) значения стандарта на N число процентов.
При вводе протокола в АРМ «Клинико-экспертная работа. Учет и отчетность» получаем следующие отчетные формы:
Персонифицированный учет, контроль и экспертизу дополнительного лекарственного обеспечения (всех льготных рецептов) для федеральных, региональных и муниципальных льготников осуществляется информационным блоком «Льготный рецепт» (рис. 1)
Единое программное обеспечение (для ЛПУ и аптечной организации) реализует требования приказа Федерального фонда ОМС от 30.12.2004 N 91 «Об организации информационного взаимодействия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан» и позволяет аптечному пункту и поликлинике получить всю необходимую учетно-отчетную и финансовую информацию и провести экспертизу. При этом осуществляется контроль перечисленных ниже позиций:
Утратил силу в связи с изданием приказа ФОМС от 02.11.2006 N 146.
Во-первых, осуществляется контроль за обоснованностью выписки лекарств и их соответствием: диагнозу обращения; курсовой дозе; стоимости; лекарственному формуляру на нозологию; утвержденному перечню лекарственных средств; дополнительному перечню (индивидуальным назначениям лекарственных средств пациенту по решению врачебной комиссии).
Во-вторых, ведется учет выписки льготных рецептов. ЭВМ предупреждает, если рецепты выписаны на умерших и выбывших пациентов; на лиц, не состоящих в регистре; по дублю амбулаторной карты; по ксерокопированным рецептам; на лиц, срок действия льгот которых истек (дети до 3 лет, инфаркт миокарда до 6 месяцев и т.д.).
В-третьих, ЭВМ отслеживает и контролирует, на какие суммы пациент получил лекарственные препараты; число выписанных пациентам рецептов в разрезе каждой льготной категории; проводит сравнительный анализ цен по аптечным учреждениям, отпускающим медикаменты по льготному рецепту; осуществляет выборку тех рецептов, в которых наименование выписанного лекарственного средства в поликлинике, не соответствовало препарату, отпущенному в аптеке.
В-четвертых, программа позволяет отследить дублированный ввод льготных рецептов с одним и тем же номером, при предъявлении рецепта в различные аптечные учреждения города; по диапазону номеров рецептурных бланков установить попытку учета «виртуальных» рецептов (т.е. ввод в базу данных несуществующих рецептов); осуществить выборку тех пациентов, лечение которых при оказании амбулаторной помощи крайне дорого (врач-эксперт предложит лечение таким пациентам в условиях стационара как менее затратное).
Перспективы, оплата труда
Целеустремленный выпускник медицинского учебного учреждения, увлеченный своей профессией, способен пройти путь по карьерной лестнице от простого лаборанта до специалиста высшего звена за достаточно короткий срок. Вузы предлагают различные учебные программы, курсы повышения квалификации, которые помогут с помощью дополнительных знаний получить хорошее место работы в престижной клинике.
Зарплата врачей зависит от нескольких факторов: специальности, опыта и уровня профессионализма, региона РФ, в котором предстоит работать.
✔ Диапазон зарплат медицинских работников с высшим образованием составляет от 45 000 до 300 000 и более рублей в месяц.
Самый низкий доход у персонала муниципальных учреждений. В частных клиниках специалисту на старте карьеры определяют высокий оклад, но его необходимо оправдать.
И в заключении хочется отметить: как бы ни были совершенны новейшие компьютерные программы с искусственным интеллектом, они не смогут стать полноценной заменой настоящему врачу.
Источник: ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Сколько длится ординатура у врачей
Сколько времени длится период послевузовского обучения врача? Период прохождения дополнительного обучения в ординатуре длится 2 года, но в некоторых ситуациях (длительная болезнь молодого специалиста, беременность и роды, уход за ребенком, родственником-инвалидом и так далее) может быть продлен до 5 лет.
Должностные функциональные обязанности ординатора
Специалисты, проходящие обучение в ординатуре, должны:
- Ежедневно посещать больных совместно с иными специалистами и младшими медицинскими работниками.
- Проводить обходы с руководителем или заведующим лечебным учреждением, докладывая квалифицированному доктору о состоянии больных и методах лечения.
- Использовать для лечения современные методы, утвержденные Министерством здравоохранения.
- Самостоятельно проводить экспертизу по нетрудоспособности пациентов, давая оценку состоянию здоровья и при необходимости направления на специальную комиссию.
- Корректно заполнять историю болезни и иную необходимую в лечебном учреждении документацию.
- Самостоятельно анализировать собственную медицинскую деятельность.
- Дежурить в больнице согласно графику, представленному руководством.
- Соблюдать правила поведения врачей.
- Следить за соблюдением больными правил размещения в палатах, правил поведения, санитарного состояния помещений.
- Проводить пропаганду здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
- Принимать активное участие в жизни медицинского учреждения, обучении медицинского персонала младшего уровня.
- Работать над повышением собственной квалификации.
Должностные обязанности практически не отличаются от ответственности молодого доктора. Врач, обучающийся в ординатуре несет ответственность:
- за соблюдение внутренних правил данного медицинского учреждения;
- за организацию лечебного процесса пациентов клиники с учетом требований терапевтов и иных специалистов;
- за освоение новых методик лечения болезней;
- за соблюдение санитарного режима в больнице и отдельных помещениях общего пользования;
- за правильность ведения требуемой руководством больнице медицинской документации;
- за выполнение всех требований по безопасности на рабочем месте.
Кого нанять продюсеру — методиста или методолога
Представим, что продюсер собирает команду для разработки нового обучающего продукта. Кого ему лучше нанять — методиста или методолога?
- Если разрабатывается масштабный проект, такой как система корпоративного обучения для компании со 100+ сотрудниками, то обязательно понадобятся услуги методолога. Он должен проанализировать потребности бизнеса и персонала, чтобы понять, как наиболее эффективно выстроить модель обучения. Именно методолог ответит на вопросы, сколько времени нужно обучать сотрудников, все ли занятия лучше проводить в онлайн-формате, какую систему контроля внедрить и т.д. Работа методолога — сформировать структуру, к которой впоследствии будут добавляться новые продукты.
- Когда необходим отдельный обучающий продукт, лучшим помощником эксперта станет методист. Он разработает логичную структуру курса, проработает отдельные модули, организует практику и предложит систему контроля знаний. Зная, чем отличаются профессии методиста и методолога, можно понять, что для отдельного курса, особенно не требующего глубокого многонедельного погружения в материал, достаточно будет участия именно методиста.
Для работы специалист должен знать:
- Технические процессы, обеспечивающие обработку и хранение информации в формате статистических учетных и отчетных форм;
- Программные средства и ПО, применяемые в здравоохранении;
- Основы программирования и веб-разработки профильных сервисов и цифровой начинки медоборудования;
- Конструктивные особенности приборов и правила их эксплуатации при работе с пациентами;
- Медицинские основы диагностики и лечения заболеваний;
- Показатели оценки качества оказания медицинской помощи;
- Структурную организацию системы здравоохранения и взаимодействия между отдельными элементами;
- Нормативно-правовые аспекты деятельности;
- Методы классификации болезней;
- Кодировки и внедрение алгоритмов;
- Порядок оформления и ведения технической документации;
- Правила составления инструкций для пользователей;
- Регламент технического обслуживания оборудования;
- Планирование и прогнозирование при создании информационных сетей;
- Правила эксплуатации приемно-переговорных устройств;
- Основы медицинской статистики и телемедицины.
Для разработки профильного ПО для узких специалистов требуются глубокие знания по применяемым лабораторным и инструментальным методам исследования, дифференциальной диагностике и лечения заболеваний отдельных органов и систем.
Руководитель медорганизации без медицинского образования
Профессиональный стандарт «Руководитель медицинской организации» разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утверждёнными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н и макетом профессионального стандарта, утверждённого приказом Минтруда России от 29.09.2014 г. № 665н. В представленном проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» (далее-проект стандарта) объединены действия, умения и знания, свойственные специалистам с немедицинским образование, организующим деятельность персонала по обеспечению оказания медицинской помощи, а также требования к образованию и обучению, иные условия допуска специалистов к работе в сфере здравоохранения, как к виду профессиональной деятельности.
При описании трудовых функций были учтены положения нормативных правовых актов, определяющих деятельность медицинской организации, использована терминология Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.
Зачастую руководители частных медицинских организаций имеют немедицинское, а экономическое, юридическое и иное образование в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Приказ Данный предусматривает, что должность руководителя медицинской организации (за исключением должности «главный врач») могут занимать лица не только с высшим медицинским образованием, но и с высшим (экономическим, юридическим) образованием (при наличии специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении).
В связи с этим возникла необходимость разработать отдельный профессиональный стандарт, описывающий требования к руководителям медицинских организаций.
Проект профессионального стандарта включает в себя не все возможные должности руководителей медицинских организаций различного уровня. Это обусловлено тем, что в настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», включающий в себя квалификационные требования по управлению основными направлениями деятельности организации. Поэтому в проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» включаются только должности руководителей, характеризующиеся спецификой, связанной с отраслью здравоохранения.
Менеджер по экономике и финансам: Управление финансово-экономической сферой медицинской организации
Осуществление обобщенной трудовой функции «Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» — это одна из обобщенных трудовых функций, которая не вызывает сомнения в привлечении кадров с немедицинским образованием, но и она предполагает знание не только общих подходов к планированию деятельности организации, анализу финансово-хозяйственной деятельности, но и знание специфической, характерной только для здравоохранения, системы обязательного медицинского страхования, правил оказания платных медицинских услуг, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006, особенностей государственных закупок (указание в конкурсной документации лекарственных препаратов не по их торговым наименованиям, а по международным непатентованным наименованиям и т.д.).
При разработке возможных наименований должностей использовались данные квалификационных характеристик, других нормативных правовых актов.
Вместе с изменениями в новом приказе о квалификационных требованиях появились и новые недостатки. Теперь выпускники стоматологического факультета, которые не имеют послевузовского образования, работают в должности врача-стоматолога (хотя раньше работали в должности врача-стоматолога общей практики),однако по мнению некоторых специалистов такую должность можно давать только после ординатуры. Точно так же в должности провизора-технолога могут работать как молодые выпускники медицинского университета без последипломного образования, так и специалисты, которые прошли интернатуру или ординатуру. Что касается должности участкового терапевта, теперь ее могут занимать специалисты с различным уровнем квалификации:
- Выпускники по специальности “Лечебное дело”;
- Врачи, которые окончили ординатуру по терапии;
- Врачи, которые окончили ординатуру по семейной медицине или общей врачебной практике.
В некоторых изменениях в квалификационных требованиях усматриваются явные противоречия. Согласно профессиональным стандартам (приказ №399н от 25 июня 2015 года), врачи, окончившие медико-профилактический факультет по соответствующей специальности (медико-профилактическое дело), могут работать по 18 медицинским специальностям. Однако в последнем приказе №328н указано всего две должности для выпускников медико-профилактического факультета. Это врач-эпидемиолог и врач по общей гигиене.
Определенные нестыковки имеются и у других специальностей – медицинская кибернетика, медицинская биохимия и медицинская биофизика.
Как проходит консультация
На первой консультации врач проводит опрос, выясняет, при каких обстоятельствах появились жалобы, задает вопросы о характере профессии, спортивных увлечениях. Узнает, какой обуви Вы отдаете предпочтение.
Объем диагностических исследований зависит от того, с какой проблемой обращается человек. Обязательным этапом является тщательный осмотр области. Врач проводит осмотр, оценивает неврологические рефлексы, исследует пассивные и активные движения в лодыжке.
В зависимости от характера патологии лечащий врач может назначить дополнительные исследования:
- выполнение рентген-снимка всегда после получения травмы, для уточнения диагноза в остальных случаях
- МРТ при подозрении на новообразования нервных волокон, мышечной ткани, сосудов (неврома Мортона)
- плантоскопия – исследование, с помощью которого оценивается степень деформации. В обязательном порядке проводится перед изготовлением ортопедических стелек
- ультразвуковое исследование сосудов при подозрении на варикозное расширение вен нижних конечностей
- лабораторные исследования (общий анализ крови, биохимический анализ крови, анализ мочи) выполняются при установленном диагнозе или подозрении на сахарный диабет, подагру. Если врач — подиатр подозревает сахарный диабет, он направляет пациента на консультацию к врачу-эндокринологу
Кто такой врач терапевт
Врач терапевт – это многопрофильный врач, к которому в первую очередь обращается пациент при посещении больницы и возникновении какой-либо проблемы. В область деятельности врача терапевта входит диагностика, терапия и профилактика большого количества заболеваний внутренних органов, которые не требуют хирургического вмешательства. Также к терапевту направляют перед предстоящей операцией, во время ведения беременности, наличии хронических заболеваний, при планировании записи в различные спортивные секции или получении справок.
Специалист работает в роли участкового терапевта, врача приемного или терапевтического отделения, а также в роли врача консультанта во всех видах лечебных заведений:
- Городская, районная или областная поликлиника;
- Стационар;
- Центры здоровья;
- Частные клиники;
- Диагностические центры.
Чем занимается и какие патологии лечит вертебролог
Квалифицированный вертебролог оказывает разностороннюю помощь, хорошо разбираясь в неврологии, ортопедии, характере болевого синдрома мышечных тканей и движении костных соединений, поэтому нужно знать, кто это и что он лечит.
Врач специализируется на следующих патологиях:
- грыжи и протрузии межпозвонковых дисков;
- нарушения локомоторной системы (сколиоз, кифоз);
- изменения физиологических изгибов позвоночника;
- воспалительные процессы седалищного нерва;
- радикулит;
- сужение позвоночного канала;
- разные виды невралгий.